КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2023 года N 1196


О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.12.2013 N 1012 "Об утверждении государственной программы "Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы"



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.12.2013 N 1012 "Об утверждении государственной программы "Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2014 N 976, от 29.04.2015 N 299, от 12.09.2015 N 671, от 23.06.2016 N 429, от 23.09.2016 N 682, от 26.12.2016 N 1000, от 07.02.2017 N 62, от 15.02.2017 N 88, от 08.06.2017 N 362, от 26.06.2017 N 436, от 22.12.2017 N 1028, от 25.12.2017 N 1030, от 21.05.2018 N 383, от 24.09.2018 N 842, от 20.12.2018 N 1182, от 08.04.2019 N 275, от 03.06.2019 N 464, от 20.09.2019 N 854, от 27.01.2020 N 24, от 28.05.2020 N 437, от 01.12.2020 N 1086, от 30.07.2021 N 666, от 19.05.2022 N 464, от 20.07.2022 N 699, от 06.09.2022 N 967, от 01.06.2023 N 665, от 14.07.2023 N 831) следующие изменения:


наименование изложить в следующей редакции:


"Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие транспортной системы Республики Татарстан";


пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:


"1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Развитие транспортной системы Республики Татарстан" (далее - государственная программа).


2. Определить Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.";


в пункте 3:


после слов "на очередной финансовый год" дополнить словами "и плановый период";


слово "Программы" заменить словами "государственной программы";


государственную программу "Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).


2. Признать утратившими силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан по перечню согласно приложению.


3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 20 декабря 2013 г. N 1012
     (в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 29 сентября 2023 г. N 1196)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан "Развитие транспортной системы Республики Татарстан"



I. Оценка текущего состояния транспортного комплекса Республики Татарстан


Государственная программа "Развитие транспортной системы Республики Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на обеспечение дальнейшего развития транспортного комплекса и создание современной инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры для удовлетворения потребностей экономики Республики Татарстан.


В Республике Татарстан транспорт - одна из базовых отраслей хозяйства, важнейшая составная часть производственной и социальной инфраструктуры. Система транспортных коммуникаций является условием территориальной целостности региона, единства его экономического пространства. Она связывает Республику Татарстан с другими регионами России, с мировым сообществом, будучи основой обеспечения интеграции региона в глобальную экономическую систему.


Республика Татарстан находится на перекрестке главных транспортных путей:


автомагистралей и железнодорожных линий, идущих с востока на запад и связывающих сибирские регионы, Урал, Восточную Европу и запад России;


автомагистралей, железных дорог и речных артерий, идущих с юга на север и соединяющих черноморские регионы, территорию Поволжья, Московскую и Ленинградскую области.


Столица Республики Татарстан - Казань расположена в центре крупнейшего густо населенного индустриального бассейна р. Волги с крупными населенными пунктами. Выгодное географическое положение позволяет Республике Татарстан получать доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.


О роли транспорта свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах Республики Татарстан. Основными видами транспорта в республике являются железнодорожный, воздушный, внутренний водный и автомобильный. По итогам 2022 года объем валового регионального продукта, по оценке, составил 3 865,1 млрд рублей, или 106,0 процента в сопоставимых ценах к уровню 2021 года.


В 2022 году доля валовой добавленной стоимости предприятий транспортной отрасли в валовом региональном продукте оценочно составила 5,2 процента, что на 0,6 процента выше, чем в 2021 году.


Республика Татарстан является одним из ключевых регионов в транспортно-транзитной системе Российской Федерации и играет ведущую роль в формировании международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Российской Федерации.


Активными темпами осуществляется строительство автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке обхода городов Нижнекамска и Набережные Челны в составе маршрута Казань - Екатеринбург, что позволит в несколько раз повысить его пропускную способность и уровень безопасности дорожного движения. Будет решена проблема перегруженности и транспортной разобщенности Закамской зоны, где сосредоточены предприятия нефтехимии, нефтепереработки, автомобилестроения и других отраслей. Данное направление фактически будет являться новым направлением федеральной дороги М-7 "Волга".


Строительство обхода имеет особую важность не только для Республики Татарстан, но и для соседних регионов, поскольку трасса М-7 - основная магистраль Поволжья, обеспечивающая устойчивые торгово-экономические и социальные связи между несколькими субъектами Российской Федерации.


Продолжаются работы по реконструкции федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" от границы Республики Чувашия до развязки на Иннополис, в том числе реконструкция мостового перехода через реку Свиягу на км 757 автодороги М-7 "Волга".


Также важнейшей задачей является строительство транспортного маршрута по направлению от г. Казани до г. Екатеринбурга, который позволит связать в единое целое транспортные коммуникации Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов.


Строящаяся автомобильная дорога М-12 "Москва - Нижний Новгород - Казань", имея уникальное географическое положение, является связующим звеном между создаваемой сетью скоростных автомобильных дорог, расположенными в европейской части России (М-11, ЦКАД, М-3 "Украина", М-1 "Беларусь, М-4 "Дон") с крупнейшими региональными центрами и агломерациями на территории Приволжского федерального округа (Нижний Новгород, Казань, Самара, Чебоксары, Владимир, Саранск, Ульяновск).


Скоростная автодорога М-12 с мостом через Волгу позволит связать крупнейшие агломерации республики - Казанскую и Камскую экономические зоны, и улучшить их транспортную доступность, объединить разделенные Волгой территории республики, по кратчайшему пути свяжет развивающуюся особую экономическую зону Иннополис с предприятиями Камского инновационного территориально-производственного кластера.


С целью перспективного развития международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай", а также для обеспечения соединения Казанской и Альметьевской экономических зон и соединения двух федеральных трасс М-7 "Волга" и М-5 "Урал" проработан вопрос строительства автомобильной дороги "Шали - Бавлы", которая станет транспортным коридором для роста грузовых перевозок.


Первым этапом строительства данного коридора стало строительство мостового перехода через реку Каму у села Сорочьи Горы и строительство автодороги Шали - Сорочьи Горы, которая соединила две крупные федеральные дороги - М-7 "Волга" и Р-239 "Казань - Оренбург".


Проект строительства автомобильной дороги "Алексеевское - Альметьевск" в составе платной автомобильной дороги "Шали (М-7) - Бавлы (М-5)" реализуется на условиях государственно-частного партнерства.


В дальнейшем дорога будет способствовать развитию транспортных коммуникаций между Казанской и Альметьевской агломерациями и Оренбургом, обеспечивая транзит грузов по альтернативной, по отношению к существующей, дорожной инфраструктуре. Существенно сократится перепробег транспорта по направлениям Казань - Самара и Казань - Оренбург, а также обеспечится доступ в Казахстан и Среднюю Азию по более короткому маршруту.


Развитие территорий в рамках строительства автомобильной дороги "Алексеевское - Альметьевск" обеспечит динамику строительства жилья в Республике Татарстан в зоне тяготения на уровне 719 тыс. кв. метров жилья до 2038 года. Также спрос на дорогу будет обеспечен со стороны промышленных предприятий Альметьевской агломерации (Татнефтепром, Альметьевский трубный завод и т.д.), производящих ежегодно миллионы тонн продукции.


В рамках перспективы создания транспортно-логистических коридоров, необходимых для обеспечения движения товаров в новых экономических реалиях, повышения пропускной способности транспортной инфраструктуры для переориентации транспортных потоков, рассматривается реализация следующего этапа автомагистрали "Шали - Бавлы" проекта строительства автомобильной дороги "Альметьевск - Бавлы". Проект также может быть реализован на условиях государственно-частного партнерства.


Данная автодорога будет продолжением строящейся в настоящее время автомобильной дороги "Алексеевское - Альметьевск" и позволит соединить в единую сеть международный транспортный маршрут "Европа - Западный Китай", скоростной маршрут "Юго-Западная хорда" в увязке с проектом "Меридиан".


Стоит отметить, что проект "Юго-Западная хорда" очень важен для республики. Прохождение скоростного маршрута "Юго-Западная хорда" по территории Республики Татарстан планируется по автомобильной дороге федерального значения М-5 "Урал", на которую в перспективе выйдет строящаяся автомагистраль "Шали - Бавлы". В рамках формирования маршрута предполагается выполнение мероприятий по реконструкции существующей дорожной сети с доведением до категории IБ с четырьмя полосами движения.


Создание международного транспортного коридора "Юго-Западная хорда" поможет выйти на новые рынки как между регионами Российской Федерации, так и стран Ближнего Востока, Индии, Юго-Восточной Азии.


По пути продвижения товаров из Татарстана целесообразно создание транспортно-логистических узлов (хабов).


Маршрут "Юго-Западная хорда" создаст условия для комфортного, безопасного движения, а также обеспечит экономический рост региона.


Это станет большим шагом для укрепления международной торговли, туризма и культурного сотрудничества, а также поспособствует увеличению объемов транзитных перевозок в два раза.


Транспортная отрасль и дорожное хозяйство имеют значительное влияние на качество жизни населения, инновационное развитие экономики, формирование среднего класса, ценовую и тарифную политику государства, размещение производительных сил.


Однако грузопоток, который идет через Татарстан, растет быстрее, чем развивается транспортная инфраструктура, поэтому необходимо уделить внимание тем участкам дорог, которые не соответствуют задачам международных транспортных коридоров.


Значение транспортного комплекса Республики Татарстан и его роль в транспортной системе страны и мира определяют задачи его развития, которые будут ориентированы на рост инновационной экономики и потребительского сектора. При этом необходимо обеспечить повышение качества, надежности, ритмичности, повсеместную доступность обслуживания, мобильность, полное удовлетворение потребностей в транспортных услугах. Приоритетное развитие должны получить пассажирский и грузовой автомобильный транспорт, системы высокоскоростных перевозок людей и товаров, сектор комплексного транспортно-логистического обслуживания. Развитие транспортной инфраструктуры в регионе будет направлено на повышение пропускной способности и технических характеристик транспортной сети всех видов транспорта, строительство обходов крупных городов и основных транспортных коммуникаций, новых скоростных железных дорог, автомагистралей, в том числе платных, развитие аэропортов. Повысится роль речного транспорта в обеспечении внутренних и внешнеторговых перевозок грузов, а также перевозок пассажиров, главным образом в туристических и рекреационных целях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»