Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 1 декабря 2011 г. N 983
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие
транспортного комплекса Республики Татарстан
на 2011-2015 годы"
(с изменениями на 15 февраля 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2013 года N 1012
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2012 г. N 437
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 ноября 2012 г. N 982
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2012 г. N 1126
____________________________________________________________________
В целях осуществления единой государственной транспортной политики в интересах развития экономики Республики Татарстан и обеспечения транспортной доступности и во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.08.2010 N 627 "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер ассигнований, выделяемых на ее реализацию.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
Премьер-министр Республики Татарстан | И.Ш. Халиков |
Долгосрочная целевая программа
"Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан
на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 1 декабря 2011 г. N 983)
Паспорт Программы
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа) | ||||||
Государственный заказчик Программы | Кабинет Министров Республики Татарстан | ||||||
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан | ||||||
Основные разработчики Программы | Государственное бюджетное учреждение "Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан", государственное казенное учреждение "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" | ||||||
Решение о разработке Программы | |||||||
Цели и задачи Программы | Цели Программы: | ||||||
Сроки и этапы реализации Программы | Программа реализуется в 2011-2015 году. | ||||||
Перечень подпрограмм | "Развитие железнодорожной инфраструктуры"; | ||||||
Объемы и источники финансирования по годам | Общая стоимость Программы составляет 171369,0 млн. рублей, в том числе:
| ||||||
Источник | Всего | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
Бюджет Российской Федерации | 54872,2 | 8286,3 | 18772,3 | 11859,3 | 9209,0 | 6745,3 | |
Бюджет Республики Татарстан | 72154,7 | 26344,3 | 10847,9 | 10847,9 | 11945,0 | 12169,6 | |
Внебюджетные источники | 43228,5 | 7430,7 | 17356,7 | 11908,7 | 2398,9 | 4133,5 | |
Всего | 169971,3 | 42061,3 | 46692,8 | 34615,9 | 23552,9 | 23048,4 | |
| |||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки реализации) с распределением по годам (таблица 1) и показатели бюджетной эффективности Программы | Реализация мероприятий Программы позволит: |
Таблица 1. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки реализации) с распределением по годам и показатели бюджетной эффективности Программы
Наименование основных мероприятий | Индикаторы оценки конечных результатов, единица измерений | Значения индикаторов | |||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Мероприятия, направленные на развитие железнодорожной инфраструктуры | Перевозка пассажиров, | 10,0 | 17,96 | 17,6 | 18,65 | 17,72 | 18,07 |
Пассажирооборот, | 2417,6 | 2814,8 | 2923,2 | 3412,7 | 3797,07 | 4251,6 | |
Перевозка грузов, | 10,0 | 12,4 | 14,6 | 17,9 | 17,5 | 18,02 | |
Грузооборот, | 29,151 | 32,98 | 33,73 | 34,51 | 35,3 | 36,12 | |
Мероприятия, направленные на развитие речного транспорта, внутренних водных путей и речных портов | Перевозка пассажиров, | 0,8 | 0,76 | 0,79 | 0,85 | 0,84 | 0,88 |
Пассажирооборот, | 35,8 | 35,95 | 36,73 | 39,31 | 38,91 | 40,86 | |
Перевозка грузов, | 8,7 | 8,71 | 8,8 | 9,2 | 9,4 | 9,65 | |
Грузооборот, | 1260,8 | 1320,6 | 1383,2 | 1419,6 | 1503,6 | 1558,3 | |
Мероприятия, направленные на развитие воздушного транспорта и аэронавигации | Перевозка пассажиров, | 0,9 | 1,37 | 1,5 | 1,68 | 1,83 | 1,99 |
Пассажирооборот, | 1,555 | 2,035 | 2,218 | 2,44 | 2,732 | 2,978 | |
Грузооборот, | 171,5 | 173,8 | 189,5 | 212,2 | 231,3 | 252,1 | |
Мероприятия, направленные на развитие автомобильного, городского электрического транспорта, в том числе метро | Перевозка пассажиров автобусом, | 221,0 | 224,5 | 227,2 | 230,94 | 233,6 | 236,24 |
Пассажирооборот автобусных перевозок, | 2813,2 | 3033,78 | 3176,14 | 3415,52 | 3343,05 | 3460,21 | |
Перевозка пассажиров троллейбусом, | 34,0 | 33,6 | 31,8 | 30,6 | 29,2 | 28,7 | |
Пассажирооборот троллейбусных перевозок, | 113,5 | 110,8 | 108,1 | 106,4 | 104,7 | 102,6 | |
Перевозка пассажиров трамваем, | 68,3 | 65,4 | 64,2 | 63,9 | 62,6 | 61,2 | |
Пассажирооборот трамвайных перевозок, | 269,6 | 267,3 | 264,8 | 261,5 | 258,6 | 255,1 | |
Перевозка пассажиров метрополитеном, | 12,0 | 14,4 | 15,91 | 31,82 | 35,01 | 38,86 | |
Мероприятия, направленные на развитие рынка логистических и терминально-складских услуг | Доля Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра на рынке транспортно-логистических услуг, % | 0 | 0 | 0 | 3 | 4 | 5 |
Мероприятия, направленные на совершенствование, развитие и сохранение сети автомобильных дорог | Доля дорог регионального значения Республики Татарстан, не отвечающих нормативным требованиям, % | 54,6 | 54,5 | 54,4 | 54,3 | 54,2 | 54,1 |
Доля дорог муниципального значения Республики Татарстан, не отвечающих нормативным требованиям, % | 43 | 43,0 | 42,3 | 41,3 | 40,1 | 39,1 | |
Удельный вес населенных пунктов, имеющих дороги с твердым покрытием до сети путей сообщения общего пользования, % | 70,3 | 70,9 | 71,6 | 72,2 | 72,8 | 73,6 | |
Отношение дорог с асфальтобетонным покрытием к общей протяженности дорог общего пользования (федерального и регионального значения), % | 80,4 | 81,1 | 81,8 | 82,5 | 83,2 | 83,9 | |
Мероприятия по повышению уровня безопасности транспортной системы | Число вокзалов, оснащенных системами видеонаблюдения, единиц | 0 | 0 | 13 | 21 | 26 | 29 |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1.1. Значение транспортного комплекса Республики Татарстан в мировой транспортной системе, транспортной системе России, социально-экономическом развитии Республики Татарстан
В Республике Татарстан транспорт является одной из базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Система транспортных коммуникаций является условием территориальной целостности региона, единства его экономического пространства. Она связывает Республику Татарстан с другими регионами России, с мировым сообществом, являясь основой обеспечения интеграции региона в глобальную экономическую систему.
Республика Татарстан находится на перекрестке главных транспортных путей:
автомагистралей и железнодорожных линий, идущих с востока на запад и связывающих сибирские регионы, Урал, Восточную Европу и запад России;
автомагистралей, железных дорог и речных артерий, идущих с юга на север и соединяющих черноморские регионы, протяженную территорию Поволжья, Московскую и Ленинградскую области.
Хотелось бы отметить, что столица Республики Татарстан - Казань - расположена в центре крупнейшего густонаселенного индустриального бассейна с крупными населенными пунктами. Выгодное географическое положение позволяет Республике Татарстан получать доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.
О месте и значении транспорта свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах Республики Татарстан (13,2 процента в 2009 году), существенная доля транспортных услуг во внутреннем валовом продукте (6,2 процента в 2008 году), в инвестициях на развитие отраслей экономики (10,1 процента в 2009 году), в численности занятых работников (6 процентов в 2010 году).
Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики.
Одной из приоритетных задач на ближайшие годы является масштабное строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра. Он будет частью нового транспортного коридора Европа - Западный Китай участка Россия - Казахстан - Китай, который пройдет от портов Финляндии через страны Балтики, через Казань, Оренбург и Казахстан.
Параллельно форсированными темпами пойдет сооружение федеральной автотрассы Казань - Набережные Челны, которая позволит в несколько раз повысить пропускную способность важной дороги. Этот проект важен не только для региона, но и для всей страны в целом. Трасса будет соединять европейскую часть России с особой экономической зоной "Алабуга" (что облегчит связь резидентов особой экономической зоны и других предприятий с партнерами) и Республикой Башкортостан.
Также важнейшей задачей является строительство транспортного маршрута по направлению от Казани до Екатеринбурга, который позволит связать в единое целое транспортные коммуникации Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов.
Данный маршрут необходим, в том числе, и для качественного проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Как следует из институциональной матрицы, которая представлена в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 22.04.2011 N 13-ЗРТ (далее - Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы), транспортная отрасль и дорожное хозяйство имеют значительное влияние на качество жизни населения, инновационное развитие экономики, формирование среднего класса, ценовую и тарифную политику государства, размещение производительных сил.
Однако грузопоток, который идет через Татарстан, растет быстрее, чем развивается транспортная инфраструктура, поэтому необходимо уделить внимание тем участкам дорог, которые не соответствуют задачам международных транспортных коридоров.
В Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, разработанной на основе институционального подхода, особое внимание уделяется минимальному транспортному стандарту, развитию производительных сил Республики Татарстан на основе сбалансированного развития транспортной инфраструктуры.
Значение транспортного комплекса Республики Татарстан и его роль в транспортной системе страны и мира определяет задачи его развития, которое будет ориентировано на рост инновационной экономики и потребительского сектора. При этом необходимо будет обеспечить повышение качества, надежности, ритмичности, повсеместную доступность обслуживания, мобильность, полное удовлетворение потребностей в транспортных услугах. Приоритетное развитие должны получить пассажирский и грузовой автомобильный транспорт, системы высокоскоростных перевозок людей и товаров, сектор комплексного транспортно-логистического обслуживания. Развитие транспортной инфраструктуры в регионе будет направлено на повышение пропускной способности и технических характеристик транспортной сети всех видов транспорта, строительство обходов крупных городов и хордовых транспортных коммуникаций, новых скоростных железных дорог, автомагистралей, в том числе платных, развитие аэропортов. Повысится роль речного транспорта в обеспечении внутренних и внешнеторговых перевозок грузов, а также перевозок пассажиров, главным образом в туристических и рекреационных целях.
1.2. Общая характеристика грузопотоков, проходящих по территории Республики Татарстан, по объему и структуре перевозок, видам транспорта, направлениям грузопотоков, внешнеторговым грузопотокам
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики структура грузопотоков в Республике Татарстан была представлена в следующем виде:
Таблица 2. Структура грузопотоков в Республике Татарстан
млн. тонн
Наименование | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Транспорт - всего | 180,1 | 179,8 | 177 | 146,1 | 106,8 |
Железнодорожный | 10,8 | 11,1 | 10,3 | 9,4 | 9,8 |
Трубопроводный | 28 | 28,7 | 28,6 | 29,6 | 29 |
Внутренний водный | 9,3 | 11,7 | 14,9 | 7,5 | 8,6 |
Автомобильный | 132 | 128,3 | 123,2 | 99,6 | 59,4 |
Индексы физического объема валового регионального продукта (ВРП, в постоянных ценах, в процентах к предыдущему году) | 108,5 | 110,7 | 107,7 | 103,3 | 103,8 |