Применение в качестве национального стандарта РФ прекращено
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ГОСТ 21398-89

Группа Д22

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

     

АВТОМОБИЛИ ГРУЗОВЫЕ

     
Общие технические требования

     
Trucks. General technical requirements



ОКП 45 1100

Дата введения 1991-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ:

О.И.Гируцкий, канд. техн. наук (руководитель темы); А.П.Кожеуров; М.М.Сусель; Ю.Л.Зеленин, канд. техн. наук; Б.В.Кисуленко, канд. техн. наук; И.И.Малашков, канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 21.12.89 N 3922

3. СРОК ПРОВЕРКИ 1995 г. Периодичность проверки 5 лет

4. ВЗАМЕН ГОСТ 21398-75

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 17.2.2.03-87

13.2

ГОСТ 2349-75

15.1

ГОСТ 3207-77

15.12

ГОСТ 3940-84

9.1

ГОСТ 4364-81

7.1

ГОСТ 5727-88

10.2

ГОСТ 6964-72

9.2

ГОСТ 7593-80

15.9

ГОСТ 8769-75

9.2

ГОСТ 9200-76

9.3

ГОСТ 10409-74

8.7

ГОСТ 10984-74

9.2

ГОСТ 12105-74

15.3

ГОСТ 15150-69

Вводная часть

ГОСТ 17822-91

9.10

ГОСТ 20306-90

3.1

ГОСТ 20334-81

12.2

ГОСТ 20961-75

9.2

ГОСТ 21393-75

13.3

ГОСТ 21624-81

12.2

ГОСТ 21753-76

5.3

ГОСТ 21758-81

12.2

ГОСТ 22576-90

2.1

ГОСТ 22895-77

7.1

ГОСТ 23181-78

7.1

ГОСТ 23945.0-80

15.16

ГОСТ 24333-80

16.1

ГОСТ 25907-89

15.4, 16,2

ГОСТ 27226-90

11.1

ГОСТ 27435-87

13.1

ГОСТ 27436-87

13.1

ГОСТ 28070-89

10.10

ГОСТ 28247-89

15.2



6. Снято ограничение срока действия по решению Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)

7. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 1995 г.


Настоящий стандарт распространяется на грузовые автомобили с бортовой платформой, их шасси, а также седельные тягачи (далее - автомобили) общетранспортного назначения в исполнении У и их модификации в других климатических исполнениях по ГОСТ 15150, предназначенные для перевозки грузов по автомобильным дорогам общей сети СССР, и устанавливает общие технические требования к ним, их системам, агрегатам, узлам, комплектующим изделиям и материалам (дополнительные требования для автомобилей в других климатических исполнениях - по нормативно-технической документации).

На основе требований настоящего стандарта следует разрабатывать технические задания на проектирование этих изделий, а также оценивать выпускаемую продукцию.

Стандарт не распространяется на полноприводные, специальные (пожарные, коммунальные, автокраны и т.п.), специализированные (строительные и сельскохозяйственные самосвалы, автоцистерны, фургоны и т.п.) автомобили, автомобильные шасси (за исключением упомянутых выше), тягачи для буксировки прицепов (полуприцепов) - тяжеловозов.

Требования разд.2, 3, пп.4.3 (в части регламентации пропускной способности наливной горловины), 4.4, 4.5, 4.7, 4.8, 6.2, 8.4, 15.13, 16.1 (в части комплектования огнетушителями, знаком аварийной остановки, футляром медицинской аптечки и противооткатными упорами) не распространяются на выпускаемые автомобили, технические задания на которые были утверждены до 25.12.75 г., а также на автомобили, разработанные и выпускаемые в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей.

Требования разд.2.3; пп.4.2-4.5, 12.1, 13.2, 13.3 настоящего стандарта не распространяются на автомобили, двигатели которых приспособлены для работы на сжиженных углеводородных газах и сжатом природном газе.

Требования пп.4.12, 8.7, 9.12, 9.13, 12.9, 14.1, 14.2 распространяются только на автомобили, технические задания на которые будут утверждаться после введения настоящего стандарта.

В пунктах, где требования устанавливаются в зависимости от грузоподъемности, грузоподъемность шасси условно принимается равной грузоподъемности автомобиля с бортовой платформой.

1. ПАРАМЕТРЫ МАСС И ГАБАРИТОВ

1.1. Параметры масс и габаритов автомобилей - по нормативно-технической документации.

2. СКОРОСТНЫЕ И ТЯГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

2.1. Максимальная скорость на горизонтальном участке с сухим, твердым и ровным покрытием должна быть не менее:

для одиночных автомобилей с полной массой не более 3,5 т - 110 км/ч;

для одиночных автомобилей с полной массой 3,5 т и более - 95 км/ч;

для автомобилей в составе автопоезда - 85 км/ч;

для автомобилей в составе автопоезда, специально предназначенных для междугородных и международных перевозок, - 100 км/ч.

Примечания:

1. Для одиночных автомобилей с полной массой не более 3,5 т, одиночных автомобилей полной массой 3,5 т и более, а также автомобилей в составе автопоезда, технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобилей, разработанных и выпускаемых в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей), значения максимальной скорости должны составлять не менее 100, 80 и 80 км/ч соответственно.

2. Метод определения максимальной скорости - по ГОСТ 22576.

2.2. Максимальный подъем, преодолеваемый одиночным автомобилем или автомобилем в составе автопоезда с полной массой при движении по сухому, твердому и ровному покрытию на низшей передаче, должен составлять не менее:

25% - для одиночных автомобилей;

18% - для автомобилей в составе автопоезда.

2.3. Одиночные автомобили и автомобили в составе автопоезда должны обеспечивать трогание с места на подъеме, имеющем сухое, твердое и ровное покрытие, с уклоном не менее:

20% - для одиночных автомобилей;

12% - для автомобилей в составе автопоезда.

2.4. Автомобили в составе автопоезда с полной массой при движении по сухому, твердому и ровному покрытию должны преодолевать подъем 3% протяженностью не менее 3 км при установившейся скорости движения не менее 35 км/ч.

2.5. Допускается проверка выполнения требований пп.2.2-2.4 путем имитации указанных в них условий на дорогах другого уклона или на стендах.

2.6. Автомобили должны быть рассчитаны на эксплуатацию при скорости ветра до 20 м/с, высоте до 4650 м с изменением тягово-динамических качеств, а также при запыленности воздуха 1 г/м с изменением сроков периодичности обслуживания.

3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ЗАПАСУ ХОДА

3.1. Автомобили должны иметь запас хода не менее:

грузоподъемностью (с нагрузкой на седельно-сцепное устройство) менее 49 кН (5000 кгс) - 650 км;

грузоподъемностью (с нагрузкой на седельно-сцепное устройство) 49 кН (5000 кгс) и более - 800 км.

Автомобили в составе автопоезда, специально предназначенные для междугородных и международных перевозок, должны иметь запас хода не менее 1000 км.

Примечания:

1. Запас хода определяется контрольным расходом топлива при скорости 60 км/ч, определяемого по ГОСТ 20306, и номинальной вместимостью топливного бака.

2. Автомобили грузоподъемностью (с нагрузкой на седельно-сцепное устройство) менее 49 кН (5000 кгс), технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобили, разработанные и выпускаемые в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей) в случае, если их основной топливный бак (баки) не обеспечивает запас хода в 650 км, должны иметь места под установку дополнительных баков или других заправочных объемов для обеспечения указанного запаса хода.

3. Автомобили грузоподъемностью (с нагрузкой на седельно-сцепное устройство) 49 кН (5000 кгс) и более, технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобилей, разработанных и выпускаемых в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей), должны иметь запас хода не менее 650 км.

4. Для обеспечения более высокого запаса хода по требованию заказчика могут быть установлены дополнительные баки.

5. Для обеспечения выполнения требования по запасу хода на автомобилях в составе автопоезда, специально предназначенных для междугородных и международных перевозок, допускается установка дополнительных заправочных объемов на прицепе (полуприцепе), при этом должна быть обеспечена механизированная перекачка топлива в бак тягача.

6. Запас хода шасси принимается по результатам испытаний автомобилей с бортовой платформой.

4. ДВИГАТЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ