Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     
     ГОСТ 21758-81

Группа Т51

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Методы определения показателей эксплуатационной технологичности
и ремонтопригодности при испытаниях

Motor vehicle maintenance and repair system.
Determination of maintainability and
repairability characteristics during the tests

     

ОКП 45 1000

Дата введения 1983-01-01



РАЗРАБОТАН Министерством автомобильного транспорта РСФСР

ИСПОЛНИТЕЛИ

А.И.Могуев, Д.Т.Бадиров, Л.А.Егоров, канд. техн. наук (руководители темы); Е.С.Кузнецов, д-р. техн. наук; В.Е.Щедрова; В.Г.Антонова; В.А.Семенов, канд. техн. наук; Н.М.Новиков; О.А.Алексеев; А.А.Кирпичников; И.К.Дельцов; С.Ф.Безверхий, канд. техн. наук; М.А.Пурник, канд. техн. наук; С.М.Каухов, канд. техн. наук; Г.И.Котлов, канд. техн. наук; Г.П.Зубков

ВНЕСЕН Министерством автомобильного транспорта РСФСР

Зам. министра Н.С.Акулинушкин

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 декабря 1981 г. N 5618

ВЗАМЕН ГОСТ 21758-76


Настоящий стандарт устанавливает методы определения фактических значений показателей эксплуатационной технологичности (ЭТ) и ремонтопригодности (РП), предусмотренных ГОСТ 20334-81, при испытаниях новых и модернизируемых изделий автомобильной техники на их соответствие значениям показателей, заданным в конструкторской документации на испытуемую модель.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Определение понятия эксплуатационной технологичности - по ГОСТ 18831-73, ремонтопригодности - по ГОСТ 13377-75.

1.2. Оценка ЭТ и РП производится при разработке новых и модернизации серийно выпускаемых изделий в процессе исследовательских, доводочных предварительных, приемочных и эксплуатационных испытаний по программе и в сроки, предусмотренные ГОСТ 14.204-73 и ГОСТ 19489-80.

1.3. Для проведения испытаний на ЭТ и РП необходимо наличие:

конструкторских документов по оцениваемому изделию в соответствии с перечнем, приведенным в справочном приложении 1;

образцов базовых моделей изделий, соответствующих требованиям конструкторской документации.

1.4. Изделия, представляемые на испытания, должны быть укомплектованы согласно конструкторской документации.

2. УСЛОВИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ

2.1. Оцениваемые изделия данной модели должны испытываться в одинаковых условиях, установленных программой испытаний.

2.2. Продолжительность испытаний оцениваемых изделий устанавливается:

при определении удельной оперативной трудоемкости технического обслуживания - необходимым числом хронометражных наблюдений;

при определении удельной оперативной трудоемкости текущего ремонта - пробегом изделия до первого капитального ремонта;

при определении удельной оперативной продолжительности капитального ремонта - временем, необходимым для проведения капитального ремонта в типовых ремонтных предприятиях по технологической документации, предусмотренной п.2.6.

2.3. Количество видов технического обслуживания, перечень операций и периодичность их выполнения принимаются согласно руководству (инструкции) по эксплуатации (проекту) или сервисной книжке (проекту) оцениваемого изделия, разработанным в соответствии с ГОСТ 2.601-68*.

______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.601-2006. - Примечание изготовителя базы данных.

2.4. Определение показателей ЭТ и РП оцениваемых изделий выполняется на рабочих местах, обеспечиваемых комиссией по испытаниям и оснащенных необходимым стандартным оборудованием, приспособлениями и инструментом, перечень которого приведен в рекомендуемом приложении 2, форма 1.

Специальные оборудование, инструмент и приспособления представляются разработчиком на время испытаний вместе с оцениваемыми изделиями (рекомендуемое приложение 2, форма 2).

2.5. Техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) изделий выполняются персоналом, уровень квалификации которого устанавливается разработчиком конструкции изделия.

2.6. ТР оцениваемых изделий производится в соответствии с технологией, подготовленной разработчиком или согласованной с ним, предусматривающей минимальные трудозатраты для выполнения работ.

2.7. Организация испытаний на ЭТ и РП при капитальном ремонте (КР), материально-техническое обеспечение и квалификация ремонтных рабочих при их проведении должны соответствовать требованиям действующей нормативно-технической документации, подготовленной разработчиком или согласованной с ним.

Технологический процесс проведения капитального ремонта при данных испытаниях должен обеспечивать выполнение требований стандартов, а также ремонтных документов, предусмотренных в справочном приложении 1.

2.8. Испытания проводятся на авторемонтном предприятии, на котором обеспечивается выполнение условий, предусмотренных в п.2.7.

Выбор авторемонтного предприятия должен быть согласован с заводом-изготовителем изделия.

2.9. Количество объектов наблюдений при проведении испытаний устанавливается программой испытаний.

2.10. Фиксируемыми величинами и характеристиками при определении показателей ЭТ и РП являются:

периодичность ТО;

общее количество мест (точек) обслуживания по видам работ: смазочных, крепежных, регулировочных и т.п.;

количество марок применяемых топливо-смазочных материалов и технических жидкостей, предусмотренных для эксплуатации изделия (без учета заменителей);

номенклатура инструмента, необходимого для проведения ТО и ТР;

средняя разовая оперативная трудоемкость операций ежедневного технического обслуживания (ЕО) (рекомендуемое приложение 3, форма 2) и каждого вида ТО и ТР (рекомендуемое приложение 3, форма 1);

средняя суммарная оперативная трудоемкость ТО (рекомендуемое приложение 3, форма 6);

средняя суммарная оперативная трудоемкость ТР (рекомендуемое приложение 3, форма 7);

удельная оперативная трудоемкость ТР (рекомендуемое приложение 3, форма 4);

средняя оперативная трудоемкость КР (рекомендуемое приложение 3, форма 5).

2.11. Сбор и учет информации по ЭТ и РП осуществляются в соответствии с ГОСТ 20857-75 и ГОСТ 19489-80.

3. ОБРАБОТКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Фактические значения основных показателей ЭТ и РП изделий определяют на основе хронометрирования оперативного (основного и вспомогательного) времени выполнения операций ТО и ремонта оцениваемого изделия за период соответствующих испытаний (рекомендуемое приложение 3, форма 1). Допускается на стадии разработки изделия и доводочных испытаний определение оперативной трудоемкости операций ТО, ТР и КР проводить с использованием методов прогнозирования, приведенных в ГОСТ 23660-79.

3.2. Необходимое число хронометражных наблюдений по каждой операции ТО, ТР и КР изделия определяется, исходя из условий относительной ошибки 10% и доверительной вероятности 0,90, с учетом коэффициента вариации , характеризующего вид распределения чисел в ряду.

3.3. Данные хронометражных наблюдений заносятся в карты анализа (рекомендуемое приложение 3, формы 2, 3 и 5).

3.4. На основании карт анализа заполняются карты-накопители сведений о ТО и ТР оцениваемых изделий (рекомендуемое приложение 3, формы 6 и 7).

3.5. Величина трудозатрат на ТО определяется, как сумма средних значений оперативной трудоемкости всех операций, предусмотренных инструкцией по эксплуатации (проектом) или сервисной книжкой (проектом) оцениваемого изделия раздельно для каждого вида ТО.

3.6. Величина трудозатрат на ТР определяется как сумма средних значений оперативной трудоемкости устранения последствий отказов и неисправностей оцениваемого изделия за заданную наработку.

3.7. Величина оперативных трудозатрат на КР определяется как сумма средних значений оперативной трудоемкости всех операций КР оцениваемого изделия, предусмотренных технологическим процессом.

3.8. Расчет основных показателей ЭТ и РП выполняется применительно к первой категории условий эксплуатации.

3.9. Основные показатели ЭТ и РП вычисляют по формулам:

разовую оперативную трудоемкость ЕО (), чел.-ч

,                                                        (1)

     
где - количество операций ежедневного технического обслуживания;

          

- средняя оперативная трудоемкость -й операции ежедневного технического обслуживания;

удельную оперативную трудоемкость ТО (), чел.-ч/тыс. км

,                                                 (2)

     
где - средняя трудоемкость -й операции ТО, чел.-ч;

         

- средняя периодичность -й операции ТО, км;

- количество всех операций ТО;

удельную оперативную трудоемкость ТР (), чел.-ч/тыс. км

,                                                   (3)

     
где - средняя трудоемкость -го ТР, чел.-ч;

         

- суммарный пробег изделия до капитального ремонта, км;

- количество всех случаев ТР за период испытаний.

3.10. Уровень ЭТ и РП при КР определяют сравнением вычисленных основных показателей для испытуемой модели с показателями, заданными в конструкторской документации по формуле

,                                                               (4)


где - уровень ЭТ и РП испытуемой модели по отношению к заданному значению по -му показателю;

- численное значение основного показателя испытуемой модели;

- заданное значение показателя.

3.11. Принятие решения об уровне ЭТ и РП испытуемой модели осуществляется по следующим показателям:

по периодичности технического обслуживания ;

     
по разовой оперативной трудоемкости ЕО ;

     
по удельной оперативной трудоемкости ТО ;