ГОСТ 8769-75
Группа Д25
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПРИБОРЫ ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОБУСОВ, ТРОЛЛЕЙБУСОВ, ТРАКТОРОВ, ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ
Количество, расположение, цвет, углы видимости
External bighting equipment for autocars, tractors, trailers and motor-vehicles. Number, location, colour, visibility
МКС 43.040.20
Дата введения 1976-01-01
пп.2.7.7, 2.7.8 - 1978-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 18.07.75 N 1857
3. Стандарт соответствует СТ СЭВ 4122-83 в части углов видимости внешних сигнальных фонарей
4. Стандарт полностью соответствует Правилам ЕЭК ООН N 48
5. ВЗАМЕН ГОСТ 8769-69
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, приложения |
1.2, 2.11.1 | |
Приложение 3 |
7. Ограничение срока действия снято по Протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)
8. ИЗДАНИЕ (январь 2010 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в марте 1977 г., декабре 1981 г., ноябре 1985 г., июне 1990 г. (ИУС 3-77, 4-82, 2-86, 10-90)
Настоящий стандарт распространяется на внешние световые приборы механических транспортных средств, прицепов и полуприцепов, максимальная скорость которых превышает 25 км/ч, предназначенных для перевозки людей и грузов по дорогам общей сети СССР.
Стандарт не распространяется на внешние световые приборы мотоциклов, мотороллеров и мопедов.
Стандарт соответствует СТ СЭВ 4122-83 в части углов видимости внешних сигнальных фонарей (см. приложение 2).
Все требования настоящего стандарта являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. К внешним световым приборам следует относить*:
_______________
* Термины, применяемые в стандарте, и их определения приведены в приложении 1.
- фары дальнего света;
- фары ближнего света;
- противотуманные фары;
- передние фонари (габаритные огни, указатели поворота категорий 1, 1а и 1б, стояночные огни);
- задние фонари (габаритные огни, указатели поворота категорий 2а и 2б, сигналы торможения категорий и , огни заднего хода, стояночные огни, противотуманные огни);
- боковые фонари (боковые указатели поворота категорий 3, 4 и 5, стояночные огни);
- фонарь освещения номерного знака;
- световозвращатели;
- дополнительные фары (прожекторы, фары-искатели и т.п.);
- опознавательный знак (фонарь) автопоезда.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).
1.2. Допускаются следующие конструктивные объединения двух или более из перечисленных приборов при условии соответствия каждого прибора в отдельности требованиям настоящего стандарта и стандартов на приборы конкретного типа.
Группирование:
- всех передних световых приборов;
- всех задних световых приборов, за исключением световозвращателей для прицепов и полуприцепов.
Комбинирование:
- заднего габаритного огня с фонарем освещения номерного знака;
- переднего и заднего стояночного огней в боковых стояночных огнях.
Совмещение:
- передних световых приборов;
- заднего габаритного и стояночного огней;
- сигнала торможения и заднего габаритного огня;
- заднего габаритного огня и заднего противотуманного огня;
- заднего габаритного огня и заднего световозвращателя первой и второй категорий ГОСТ 20961*;
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.3-99 (здесь и далее).
- заднего стояночного огня и заднего световозвращателя первой и второй категорий ГОСТ 20961.
1.3. Все световые приборы, за исключением боковых световозвращателей, должны быть установлены на транспортном средстве таким образом, чтобы их оси отсчета были параллельны опорной плоскости транспортного средства и средней продольной вертикальной плоскости транспортного средства с погрешностью не более ±3°.
1.4. Световые приборы, выполняющие одну и ту же функцию на транспортном средстве, при парной установке должны быть размещены симметрично относительно вертикальной средней продольной плоскости транспортного средства. Допускается несимметричное расположение фар ближнего света, если это не снижает безопасность движения.
Для транспортных средств, выполненных конструктивно асимметричными относительно средней продольной плоскости, допускается асимметричное размещение световых приборов относительно этой плоскости.
1.5. Высоту расположения внешних световых приборов, устанавливаемых на транспортных средствах, следует проверять на ровной горизонтальной площадке, имеющей твердое покрытие. Транспортное средство должно быть без нагрузки, в снаряженном состоянии, без водителя.
Углы геометрической видимости и линейные размеры следует измерять от освещающей поверхности светового прибора.
1.4, 1.5. (Измененная редакция, Изм. N 3).
1.6. На транспортном средстве не должно быть каких-либо устройств, закрывающих при его движении осветительные приборы в пределах углов видимости, установленных данным стандартом. При наличии таких устройств, например, декоративных щитков, закрывающих фары, и т.п., эти устройства должны убираться при включении световых приборов.
1.7. При отсутствии особых указаний ни один фонарь, предусмотренный настоящим стандартом, не должен работать в прерывистом режиме, за исключением указателей поворота и аварийной сигнализации.
(Введен дополнительно, Изм. N 4).
2. КОЛИЧЕСТВО, РАСПОЛОЖЕНИЕ, ЦВЕТ, УГЛЫ ВИДИМОСТИ
2.1. Фары дальнего света
2.1.1. На каждом транспортном средстве, кроме прицепов и полуприцепов, должно быть установлено не менее двух и не более четырех фар дальнего света.
Общее число фар должно быть четным.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.1.2. Сила света всех фар дальнего света, горящих одновременно, не должна превышать 225000 кд.
2.1.3. Внешний край светового отверстия фары дальнего света должен быть расположен не ближе к плоскости бокового габарита транспортного средства, чем внешний край светового отверстия фары ближнего света.
2.1.4. Установка фар дальнего света не обязательна на транспортных средствах, расчетная максимальная скорость которых не превышает 40 км/ч.
2.1.5. Фары дальнего света должны излучать белый свет. Допускается применение фар с селективно-желтым светом.
2.2. Фары ближнего света
2.2.1. На каждом транспортном средстве, кроме прицепов и полуприцепов, должны быть установлены две фары ближнего света.
2.2.2. Расположение фар ближнего света на транспортном средстве должно соответствовать указанному на черт.1.
Черт.1
Примечания:
1. Размер 1200 max не распространяется на грузовые полноприводные автомобили и на колесные тракторы класса 2 т и выше, а также тягачи, разработанные на базе колесных тракторов.
2. Допускается уменьшение размера 600 min до 200 min для колесных тракторов класса 0,6-2,0 т.
3. Допускается увеличение размера 400 max до 700 max для колесных тракторов класса 1,4-2,0 т при обязательном соблюдении размера 400 мм для передних габаритных огней.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).
2.2.3. Фары ближнего света должны излучать белый свет. Допускается применение фар с селективно-желтым светом.
2.2.4. Фары ближнего света, устанавливаемые на транспортных средствах, проектирование которых началось с 01.01.86, должны быть видны в вертикальной и горизонтальной плоскостях в пределах углов видимости, указанных на черт.1а.
Черт.1а
(Введен дополнительно, Изм. N 3, 4).
2.2.5. Для механических транспортных средств, за исключением колесных тракторов, проектирование которых начнется с 01.01.91, вертикальное направление лучей ближнего света, измеряемое в статических условиях и при всех условиях нагрузки, определенных в приложении 3, должно оставаться в пределах от минус 0,5% до минус 2,5% без ручной регулировки. В случае "порожнего транспортного средства" это вертикальное направление должно первоначально регулироваться от минус 1% до минус 1,5%. Для каждого типа транспортного средства предприятие-изготовитель должно указывать это первоначальное направление на табличке, устанавливаемой на каждом транспортном средстве.
Если указанное вертикальное направление обеспечивается при помощи устройства, регулирующего положение фары относительно транспортного средства, то в случае отказа этого устройства должна быть исключена возможность возвращения луча в положение более низкое, чем то, при котором произошел отказ данного устройства. Это условие должно обеспечиваться автоматически.
2.2.5.1. Допускается применение ручных регулировочных устройств непрерывного или ступенчатого действия, если предусмотрено исходное положение, обеспечивающее первоначальную регулировку фар в вертикальном направлении, указанном в п.2.2.5, с помощью обычных регулировочных винтов. Эти ручные регулировочные устройства должны приводиться в действие с места водителя.
2.2.5.2. На регулировочных устройствах непрерывного действия должны быть контрольные точки, указывающие основные условия нагрузки.