Применение в качестве национального стандарта РФ прекращено
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ 17.2.2.03-87

Группа Т58

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ОХРАНА ПРИРОДЫ

 АТМОСФЕРА


НОРМЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ СОДЕРЖАНИЯ ОКСИДА УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ АВТОМОБИЛЕЙ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ*.

Требования безопасности

Nature protection. Atmosphere. Rates and methods of measuring carbon monoxide and hydrocarbons content in exhaust gases of petrol-engine vehicles.

Safety requirements

____________
     * Наименование. Измененная редакция, Изм. N 1.


ОКП 45 6000

Срок действия с 01.01.88
до 01.01.93*
______________________________
            * Ограничение срока действия снято
по протоколу N 2-92 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 2, 1993 год). - Примечание изготовителя базы данных.

     
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ



1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного транспорта РСФСР

РАЗРАБОТЧИКИ

Г.И.Кузнецов; Д.Т.Бадиров; Ж.Г.Манусаджянц (руководитель темы); Е.В.Парфенов; В.С.Доброхотов

СОИСПОЛНИТЕЛИ

В.Ф.Кутенев (руководитель темы); В.В.Кисуленко; А.П.Гусаров; Б.А.Куров; М.Е.Вайсблюм; В.Н.Топунов

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13.03.87 N 732

3. ВЗАМЕН ГОСТ 17.2.2.03-77

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

                                 ГОСТ 8.513-84


2.1.4

ГОСТ 12.1.003-83

3.2

ГОСТ 12.1.005-88

3.1

ГОСТ 12.1.012-90

3.3

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ (декабрь 1990 г.)

ВНЕСЕНО Изменение N 1, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 14 от 12.10.98) и опубликованное в ИУС N 4, 1999 г. Государство-разработчик Россия. Постановлением Госстандарта России от 09.02.99 N 33 введено на территории России с 01.01.2000. (ИУС N 4, 1999 г.).

Изменение внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 4, 1999 год


Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства с бензиновыми двигателями (далее - автомобили), вновь изготовленные  и находящиеся в эксплуатации.

Стандарт устанавливает нормы предельно допустимого содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей при работе двигателя на режимах холостого хода, а также методы их измерения.

Стандарт не распространяется на автомобили, полная масса которых  менее 400 кг или максимальная скорость не превышает 50 км/ч, на автомобили с двухтактными и роторными двигателями.

Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, приведены в справочном приложении 1.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

1.1. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей определяют при работе двигателя на холостом ходу для двух частот вращения коленчатого вала (далее - вала), установленных предприятием-изготовителем: минимальной () и повышенной (), равной 0,8. Проверку на повышенной частоте вращения проводят только на автомобилях, имеющих карбюратор.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей должно быть в пределах значений, установленных предприятием-изготовителем, но не выше приведенных в таблице.

Предельно допустимое содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей

 

Частота вращения

Оксид углерода,
объемная доля, %

Углеводороды, объемная доля, млн, для двигателей с числом цилиндров



  

до 4 включ.

св. 4

Автомобили, не оснащенные каталитическими нейтрализаторами

Значение, указанное заводом-изготовителем, или, если такое значение не указано, -  3,5

1200

3000



2,0

600

1000

Автомобили, оснащенные каталитическими нейтрализаторами



Значение, указанное заводом-изготовителем, или, если такое значение не указано, - 1,0

400

600




Значение, указанное заводом-изготовителем, или,  если такое значение не указано, - 0,7

200

300

          

Примечания:

1. Для автомобилей выпуска после 01.01.99 в технической документации на автомобиль завод-изготовитель должен указывать предельно допустимое содержание оксида углерода на холостом ходу, которое не должно превышать значений, приведенных в таблице.

2. Для автомобилей с пробегом до 3000 км допустимое содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах регламентируется технологическими нормами завода-изготовителя.

3. Частота вращения коленчатого вала двигателя автомобилей и устанавливаются в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей. Если эти значения не установлены, при проверках принимают  =(800±50) мин , =(3000±100) мин.


(Измененная редакция, Изм. N 1).   

1.3. При превышении норм, указанных в таблице, автомобиль считается технически неисправным и до устранения этой неисправности не подлежит дальнейшей эксплуатации.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.4. Контроль содержания оксида углерода и углеводородов следует проводить:

на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании и после ремонта или регулировки агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания вышеуказанных веществ в отработавших газах;

на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей;

на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических испытаниях и контрольных проверках;

при сертификационных испытаниях;

при государственных технических осмотрах;

при выборочном контроле на дорогах и улицах.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.5. Устройство, конструкция и качество изготовления агрегатов, узлов и деталей автомобиля должны обеспечивать соблюдение норм в период всего срока эксплуатации, при условии соблюдения правил эксплуатации и ухода, указанных в руководствах, прилагаемых к автомобилю.

Примечание. На выпускаемых автомобилях следует предусматривать устройство для пломбирования, препятствующее нарушению регулировки карбюратора без разрушения пломбы.  Под пломбой понимается мастика и другие материалы, фиксирующие регулировочные винты карбюратора.


Карбюраторы автомобилей, имеющих такое устройство, должны иметь пломбы. При этом пломбы, устанавливаемые автотранспортными организациями и станциями технического обслуживания, должны отличаться по цвету от пломб, установленных предприятием-изготовителем.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ

2.1. Общие требования

2.1.1. Выпускная система автомобиля должна быть исправна (определяется внешним осмотром).

2.1.2. Перед измерением двигатель должен быть прогрет не ниже рабочей температуры охлаждающей жидкости (или моторного масла для двигателей с воздушным охлаждением), указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля.

2.1.3. Средства измерения (газоанализаторы, тахометры) должны соответствовать требованиям настоящего стандарта (см. обязательное приложение 2).

2.1.4. Средства измерений должны быть поверены в соответствии с ГОСТ 8.513-84.

2.2. Последовательность измерений

2.2.1. Измерения следует проводить в последовательности:

установить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение;

затормозить автомобиль стояночным тормозом;

заглушить двигатель (при его работе);

открыть капот двигателя;

подключить тахометр;

установить пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза (при косом срезе выпускной трубы глубина отсчитывается от короткой кромки среза);

полностью открыть воздушную заслонку карбюратора;

запустить двигатель;

увеличить частоту вращения вала двигателя до и проработать на этом режиме не менее 15 с;

установить минимальную частоту вращения вала двигателя и, не ранее чем через 20 с, измерить содержание оксида углерода и углеводородов;

установить повышенную частоту вращения вала двигателя, равную и, не ранее чем через 30 с, измерить содержание оксида углерода и углеводородов.