ГОСТ 22895-77
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ И ТОРМОЗНЫЕ СВОЙСТВА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. НОРМАТИВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Общие технические требования
Brake systems and braking properties of vehicles. Standards of effectiveness. General technical requirements
Дата введения 1981-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
Д.Т.Гапоян, канд. техн. наук (руководитель темы); А.М.Хлебников; Б.А.Людва
5. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 30.12.77 № 3148
3. Срок проверки - 1990 г.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
| 2.18, 4.5 |
2.18 |
6. Проверен в 1991 г. Снято ограничение срока действия Постановлением Госстандарта СССР от 10.07.91 № 1237
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1993 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, утвержденными в августе 1982 г., январе 1986 г., октябре 1986 г., марте 1988 г. (ИУС 11-82, 5-86, 1-87, 6-88).
1. Настоящий стандарт распространяется на тормозные системы пассажирских и грузовых автомобилей, автопоездов, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов, полуприцепов и специальных прицепных систем (далее - автотранспортных средств), предназначенных для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР, и устанавливает технические требования к тормозным системам и нормативы их эффективности.
Стандарт не распространяется на тормозные системы автотранспортных средств, максимальная скорость которых не превышает 25 км/ч, автотранспортных средств с двигателем, имеющих менее четырех колес, если их полная масса не превышает 1 т, тяжеловозов, и автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации, за исключением периода действия для них гарантийных обязательств предприятий-изготовителей.
Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в приложении 2.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
2.1. Автотранспортное средство должно иметь рабочую, запасную и стояночную тормозные системы.
Классификация автотранспортных средств в зависимости от назначения и полной массы приведена в табл.1.
Таблица 1
Категория | Тип автотранспортного средства | Полная масса, т | Наименование автотранспортного средства |
M | Автотранспортные средства с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров |
| Пассажирские и грузопассажирские автомобили, их модификации, автобусы, пассажирские автопоезда
|
То же, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя
|
| То же | |
То же, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя
| До 5,0 | " | |
То же | Св. 5,0 | " | |
| Автотранспортные средства с двигателем, предназначенные для перевозки грузов |
| Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, а также их шасси со смонтированными на них установками (специальные автомобили)
|
То же | До 3,5
| То же | |
" | Св. 3,5 До 12,0
| " | |
" | Св. 12,0 | " | |
O | Автотранспортные средства без двигателя
|
| Прицепы и полуприцепы |
То же
| До 0,75 | Одноосные прицепы | |
" | До 3,5 | Прицепы и полуприцепы, за исключением прицепов категории
| |
" | Св. 3,5 До 10,0
| Прицепы и полуприцепы | |
" | Св. 10,0 | То же |
Примечания:
1. При определении категории полуприцепа под его полной массой подразумевают сумму всех осевых масс полностью нагруженного и сцепленного с тягачом полуприцепа, измеренных в статическом положении на горизонтальной поверхности.
2. При определении категории седельного автомобиля-тягача под его полной массой подразумевают массу тягача в снаряженном состоянии с добавлением части полной массы полуприцепа, которая в статическом положении передается на тягач.
3. Сочлененное автотранспортное средство, состоящее из сцепленных единиц, не предназначенных для расцепки в процессе эксплуатации, рассматривают как одно автотранспортное средство.
4. Под пассажирским автопоездом подразумевают автопоезд, хотя бы одно из звеньев которого предназначено для перевозки пассажиров.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
2.2. На автотранспортных средствах категорий M и N должно быть не менее двух независимых органов управления различными тормозными системами. У тормозных систем могут быть общие элементы.
2.3. Автотранспортные средства категории с дизельным двигателем, а также категории , предназначенные для эксплуатации в горных районах, должны иметь вспомогательную тормозную систему.
2.1-2.3. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2.4. Автотранспортные средства категорий O могут не иметь запасную тормозную систему.
2.5. Расположение органов управления должно обеспечивать доступность и удобство управления тормозными системами, а для автотранспортных средств категорий M и N даже в том случае, если водитель пользуется ремнями безопасности, а также не создавать опасности для водителя и пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
2.6. Рабочая, запасная и стояночная тормозные системы должны воздействовать на поверхности трения, постоянно связанные с колесами автотранспортного средства при помощи деталей, которые не должны выходить из строя от усилий, возникающих в процессе торможения автотранспортного средства.
2.5, 2.6. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2.7. Тормозные системы после обкатки автотранспортного средства и необходимой приработки тормозных механизмов должны обеспечивать равномерное распределение тормозных сил между колесами одной оси. Допустимое отклонение не должно превышать 15% наибольшего значения тормозной силы.
2.8. Износ фрикционных поверхностей тормозных механизмов должен компенсироваться системой ручного или автоматического регулирования. Тормозные системы должны обеспечивать установленную эффективность торможения без регулирования зазоров после нагрева тормозных механизмов при допустимых инструкцией по эксплуатации величинах зазора во фрикционной паре тормозных механизмов в холодном состоянии.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.9. (Исключен, Изм. № 3).
2.10. (Исключен, Изм. № 1).
2.11. Расположение и крепление элементов тормозных систем должны обеспечивать их сохранность и работоспособность при эксплуатации, а в случае поломки в трансмиссии или рулевого управления, приводящей к повреждению тормозной системы, обеспечивать возможность торможения автотранспортного средства с эффективностью не менее указанной в п.6.3.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
2.12. Аппараты тормозного привода, элементы магистралей, резервуары тормозной жидкости и аккумуляторы энергии должны быть защищены или расположены на автотранспортном средстве так, чтобы они не подвергались нагреву, ведущему к потере их работоспособности.
2.13. (Исключен, Изм. № 1).
2.14. Тормозная педаль и ее кронштейн, соединение между тормозной педалью и главным тормозным цилиндром или тормозным краном, корпусы тормозных аппаратов (включая колесные тормозные гидроцилиндры, тормозные камеры и пневмоцилиндры) и их поршни, система тормозных рычагов и кулаков, тормозные колодки, барабаны и диски не должны выходить из строя из-за поломок на протяжении всего срока службы автотранспортного средства в условиях эксплуатации, для которых оно предназначено.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
2.15. Расположение элементов тормозной системы должно обеспечивать возможность их технического обслуживания и замены при помощи водительского инструмента, прилагаемого к автомобилю.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.16. Тормозные системы автотранспортных средств должны быть оборудованы системами сигнализации и контроля их состояния. .
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.17. (Исключен, Изм. № 1).
2.18. Пневматический привод тормозной системы автотранспортных средств должен соответствовать ГОСТ 4364, а гидравлический привод - ГОСТ 23181.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
2.19. Устройства, не относящиеся к тормозным системам, и вспомогательная тормозная система могут получать энергию из энергоаккумуляторов других тормозных систем только при условии, что при выходе из строя источника энергии во время движения автотранспортного средства работа этих устройств и вспомогательной тормозной системы или их неисправность не вызывают уменьшения запаса энергии в энергоаккумуляторах ниже уровня, при котором после четырех полных приведений в действие органа управления рабочей тормозной системой при пятом приведении его в действие обеспечивается торможение автотранспортного средства с эффективностью, указанной в п.6.3, а также не вызывают включения пружинных аккумуляторов энергии, при их наличии.
(Введен дополнительно, Изм. № 4).
3.1. Рабочая тормозная система должна обеспечивать уменьшение скорости и остановку автотранспортного средства независимо от его скорости, нагрузки и величин уклонов дорог, для которых оно предназначено.
3.2. Рабочая тормозная система должна действовать на все колеса автотранспортного средства. Действие рабочей тормозной системы должно быть регулируемым и рационально распределяться по осям автотранспортного средства.
(Измененная редакция, Изм. № 1),
3.3. Водитель должен иметь возможность управлять рабочей тормозной системой с рабочего места, не отрывая обеих рук от рулевого колеса, а при управлении пассажирским автотранспортным средством, предназначенным для инвалидов, - контролируя рулевое колесо, по крайней мере, одной рукой.
3.4. Привод рабочей тормозной системы автотранспортных средств категории M и N, имеющих независимые органы управления рабочей и запасной тормозными системами, а также автотранспортных средств категории должен быть таким, чтобы при возникновении неисправности в какой-либо его части (за исключением неисправности в соединительной магистрали привода автотранспортных средств категории ) или повреждении какого-либо элемента привода (кроме деталей, перечисленных в п.2.14) при воздействии на орган управления рабочей тормозной системой обеспечивалось торможение автотранспортного средства с эффективностью не менее 30%, указанной в пп.4.3, 4.4.
Примечания:
1. Требования п.3.4 распространяются также на автотранспортные средства категорий и , кроме одноосных, изготавливаемые по заказ-нарядам внешнеторговых организаций.
2. Требования п.3.4 не распространяются на прицепы-роспуски и полуприцепы с числом осей менее трех, за исключением автотранспортных средств, указанных в п.1 данных примечаний.
3. Требования п.3.4 не распространяются на седельные тягачи, у которых привод рабочей тормозной системы полуприцепа является независимым от привода рабочей тормозной системы тягача.
3.5. В случае выхода из строя части привода рабочей тормозной системы должно обеспечиваться продолжение питания той части привода рабочей тормозной системы, которая не вышла из строя, если это необходимо для выполнения требований пп.3.4 или 6.2.