Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     
     ГОСТ 21624-81

Группа Т51

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий

Motor vehicle maintenance and repair system.
Requirments for maintainability and repairability of items  



ОКП 45 1000

     Дата введения 1983-01-01

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 декабря 1981 г.  N 5619 срок введения установлен с 1983-01-01

     

Взамен ГОСТ 21624-76

Переиздание. Июнь 1987 г.


Настоящий стандарт устанавливает требования к изделиям по обеспечению заданного уровня эксплуатационной технологичности (ЭТ) и ремонтопригодности (РП), а также значения показателей ЭТ и РП, предусмотренных ГОСТ 20334-81, для изделий автомобильной техники - полноприводных и неполноприводных автомобилей (грузовых, легковых и автобусов), прицепов и полуприцепов (далее - изделий).

Стандарт не распространяется на специальные и специализированные изделия автомобильной техники.

Требования к ЭТ и РП изделий должны включаться в техническое задание на разработку или модернизацию изделия и карту технического уровня.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требования по обеспечению ЭТ и РП изделий автомобильной техники имеют целью снижение затрат времени, труда и средств на техническое обслуживание и ремонт и повышение эффективности их использования в процессе эксплуатации.

1.2. Настоящим стандартом регламентируются значения нормируемых показателей ЭТ и РП изделий автомобильной техники.

1.3. Показатели ЭТ и РП изделий должны задаваться в виде величин:

периодичности видов технического обслуживания в километрах пробега изделия;

удельной оперативной трудоемкости технического обслуживания (без ежедневного) в человеко-часах на 1000 км пробега изделия;

удельной оперативной трудоемкости текущего ремонта в человеко-часах на 1000 км пробега изделия.

1.4. Значения всех показателей ЭТ и РП при техническом обслуживании и текущем ремонте заданы для первой категории условий эксплуатации и климатических районов с коэффициентом корректирования 1,0.

1.5. Периодичность технического обслуживания (кроме ежедневного), а также удельная оперативная трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта для иных категорий условий эксплуатации и иных климатических районов устанавливаются с учетом коэффициентов корректирования, приведенных в рекомендуемом приложении 2.

2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ ИЗДЕЛИЙ

2.1. Конструкция и компоновка изделия и его составных частей должны обеспечивать проведение всех операций технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) с минимально возможными трудовыми и материальными затратами.

2.2. Общими требованиями по обеспечению ЭТ и РП изделий автомобильной техники являются:

увеличение периодичности ТО изделий;

повышение безотказности работы изделия и его составных частей;

обеспечение доступности к составным частям изделия, требующим проведения ТО и ТР;

обеспечение легкосъемности составных частей изделия;

стандартизация и унификация составных частей изделия и эксплуатационных материалов;

сокращение количества объектов изделия, требующих регулярного технического обслуживания;

сокращение номенклатуры и типоразмеров крепежных деталей;

совершенствование антикоррозийной защиты изделия, его составных частей и крепежных деталей;

обеспечение доступа к составным частям, требующим проведения антикоррозийной защиты в эксплуатации;

обеспечение контролепригодности при использовании по назначению, техническом обслуживании и текущем ремонте;

обеспечение приспособленности изделия к выполнению моечных, крепежных, регулировочных, смазочных, контрольно-диагностических и ремонтных работ;

обеспечение приспособленности к выполнению доводочно-регулировочных и контрольно-измерительных работ;

обеспечение возможности применения оригинальных конструктивных решений и новых материалов;

обеспечение полной геометрической и функциональной взаимозаменяемости однотипных составных частей при техническом обслуживании и ремонте;

снижение численности обслуживающего персонала и потребности в специалистах с высоким уровнем квалификации за счет уменьшения и упрощения демонтажно-монтажных, регулировочных  и других работ.

2.3. Конкретные рекомендации по обеспечению ЭТ и РП изделий и их составных частей приведены в рекомендуемом приложении 3.

3. ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

3.1. Значения периодичности ежедневного (ЕО), первого (ТО-1) и второго (ТО-2) технического обслуживания, задаваемые в технической документации, и ТО по сервисным книжкам приведены в табл.1.

Таблица 1

     

Периодичность технического обслуживания изделий автомобильной техники
(I категория условий эксплуатации)

Тип изделия

Периодичность видов технического обслуживания

ЕО

ТО-1

ТО-2

ТО по сервисным книжкам





км, не менее

Автомобили легковые

Один раз в рабочие сутки независимо от числа рабочих смен

5000

20000

10000

Автобусы


5000

20000

-

     Автомобили грузовые, автобусы на базе грузовых автомобилей или с использованием их основных агрегатов

4000

16000

-

Прицепы и полуприцепы

4000

16000

-

Автомобили полноприводные



4000

16000

-

          

Примечание. Указанная периодичность технического обслуживания не относится к периоду обкатки нового автомобиля или агрегата, для которых могут устанавливаться меньшие значения периодичности.

3.2. При установлении других видов технического обслуживания их периодичность должна быть не менее периодичности второго технического обслуживания.

3.3. Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняют дважды в течение календарного года перед началом осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации и совмещают с очередным ТО.

Численное значение периодичности СО определяют отношением годового пробега к количеству выполненных СО.

Удельную оперативную трудоемкость сезонного технического обслуживания включают в показатель удельной оперативной трудоемкости технического обслуживания.

3.4. Значения нормируемых показателей ЭТ и РП неполноприводных и полноприводных автомобилей приведены в табл.2-6.

Таблица 2


Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей легковых
с колесной формулой 4х2

Класс автомобиля

Рабочий объем двигателя, л

Масса (сухая), кг

Оперативная трудоемкость




разовая ежедневного технического обслуживания, чел.-ч

удельная

технического обслуживания

текущего ремонта





чел.-ч/тыс. км




не более

Особо малый

До  1,2

До  850

0,25

0,70

1,7

Малый

Св. 1,2 до 1,8

Св. 850   до 1150

0,35

0,80

2,0

Средний

Св. 1,8 до 3,5

Св. 1150 до 1500

0,50

1,00

2,3

     

Таблица 3


Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автобусов
 

Класс

Длина, м

Оперативная трудоемкость



разовая ежедневного технического обслуживания, чел.-ч

удельная

технического обслуживания

текущего ремонта




чел.-ч/тыс. км



не более

Особо малый

До

5,0

0,50

2,00

3,6

Малый

Св.

6,0

до

7,5

0,70

2,50

4,0

Средний

Св.

8,0

до

9,5

0,95

3,00

4,5

Большой

Св.

10,5

до

12,0

1,20

3,90

4,9

     

 Таблица 4


Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей грузовых
общего назначения с колесной формулой 4х2 и 6х4

Грузоподъемность

Полезная нагрузка, т

Оперативная трудоемкость



разовая ежедневного технического обслуживания, чел.-ч

удельная

технического обслуживания

текущего ремонта




чел.-ч/тыс. км



не более

Особо малая

Св.

0,5

до

1,0

0,20

0,90

2,0

Малая

Св.

1,0

до

3,0

0,40

1,20

2,7

Средняя

Св.

3,0

до

4,0

0,55

1,40

3,2


Св.

4,0

до

5,0

0,55

1,80

3,5

Большая

Св.

5,0

до

8,0

0,65

2,00

5,0

Особо большая

Св.

8,0

до

10,0

0,80

2,50

5,5


Св.

10,0

до

16,0

1,00

2,60

7,0