Применение в качестве национального стандарта РФ прекращено
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ  27436-87
(CT СЭВ 4864-84)

Группа Т34

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


ВНЕШНИЙ ШУМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Допустимые уровни и методы измерений

External noise of motor vehicles.
Permissible levels and methods of measurement


ОКП 45 1000

Срок действия с 01.01.89
до 01.01.94*
______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации.
(ИУС N 5-6, 1993 год). - Примечание изготовителя базы данных.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

И.И.Малашков (руководитель темы); Ю.К.Есеновский, канд. техн. наук; Б.М.Енукидзе, канд. техн. наук; В.Е.Тольский, д-р техн. наук; Г.В.Латышев, канд. техн. наук; А.А.Носенкова, канд. техн. наук; В.И.Сальников; С.А.Воронцов, канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.87 N 3808

3. Срок первой проверки 1992 г.

4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 4864-84 и Правилам ЕЭК ООН N 51

5. ВЗАМЕН ГОСТ 19358-85 в части разд.1-3, пп.4.1, 4.2.1, 4.2.3-4.2.7, 4.3, 4.5-4.7

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта, перечисления

ГОСТ 12.1.026-80

3.9

ГОСТ 14846-81

1.2; 1.3

ГОСТ 17187-81

1.1; 2.1, перечисление 1


Настоящий стандарт распространяется на легковые, грузопассажирские, грузовые автомобили, автопоезда и автобусы (далее - автомобили), предназначенные для эксплуатации на общей сети автомобильных дорог СССР.

Стандарт устанавливает допустимые уровни внешнего шума автомобилей и методы его измерения.

Допустимые уровни не распространяются на автомобили, находящиеся в эксплуатации.

1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА

1.1. В качестве оценочного показателя устанавливается уровень звука в децибелах (дБ) по ГОСТ 17187-81.

1.2. Допустимые уровни шума опытных образцов автомобилей приведены в табл.1.

1.3. Рекомендуемые допустимые уровни шума опытных образцов автомобилей, производство которых начнется после 01.01.89, приведены в табл.2.

1.4. Уровни шума серийных автомобилей при испытаниях в объеме гарантийного пробега не должны превышать более чем на 1 дБ допустимых значений, приведенных в табл.1 и 2.

Таблица 1

Допустимые уровни шума базовых моделей автомобилей


Тип автомобиля

Уровни звука дБ автомобилей, производство которых начато

до 01.01.87

с 01.01 87

Легковые и грузопассажирские автомобили

82

80

Автобусы с двигателем мощностью до 147 кВт и полной массой, кг:

до 3500 включ.

84

81

св.3500

89

82

Автобусы с двигателем мощностью 147 кВт и выше

91

85

Грузовые автомобили, автопоезда с полной массой, кг:

до 3500 включ.

84

81

св. 3500

89

86

 "    12000 с двигателем мощностью 147 кВт и выше

91

88


Примечания:

1. Под мощностью двигателя подразумевается номинальная мощность нетто по ГОСТ 14846-81. Мощность нетто 147 кВт соответствует примерно мощности брутто 162 кВт.

2. Для седельных тягачей за полную массу автомобиля принимают массу тягача, увеличенную максимальной массой, которая передается от полуприцепа тягачу через седельное устройство.

3. Масса оборудования специальных автомобилей (автокраны, рабочие мастерские и др.) входит в полную массу соответствующего автомобиля.

4. Для модифицированных автомобилей допустимые нормы устанавливаются равными нормам для базовых моделей.

Таблица 2

     

Допустимые уровни шума базовых моделей автомобилей и их модификаций (с 01.01.89)

Тип автомобиля

Уровень шума, дБ

Легковые и грузопассажирские автомобили

77

Автобусы с полной массой св. 3500 кг и с двигателем мощностью, кВт:

менее 150

80

150 и более

83

Автобусы и грузовые автомобили с полной массой, кг:

не более 2000

78

св. 2000, но не более 3500

79

Грузовые автомобили, автопоезда с полной массой св. 3500 кг и с двигателем мощностью, кВт:

менее 75

81

75 и более, но менее 150

83

150 и более

84


Примечания:

1. Под мощностью двигателя подразумевается номинальная мощность нетто по ГОСТ 14846-81. Мощность нетто 75 и 150 кВт соответствует примерно мощности брутто 82,5 и 165 кВт.

2. Для автомобилей с полной массой не более 3500 кг допускается превышение уровня шума на 1 дБ, если на автомобиле установлен дизель с непосредственным впрыском топлива.

3. Для полноприводных автомобилей с полной массой св. 2000 кг допускается увеличивать уровень шума на 1 дБ, если мощность двигателя менее 150 кВт, и на 2 дБ, если мощность двигателя 150 кВт и более.

2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

2.1. При измерении внешнего шума применяют следующие приборы:

1) шумомер 1-го класса по ГОСТ 17187-81;

2) приборы для измерения скорости движения автомобиля и частоты вращения коленчатого вала двигателя (погрешность измерения ±3%);

3) прибор для измерения скорости ветра (диапазон измерения не менее 1-10 м/с, погрешность измерения ±0,5 м/с);

4) прибор для измерения температуры окружающего воздуха, погрешность измерения ±1 °С;

5) прибор для измерения атмосферного давления, погрешность измерения ±2,6 гПа (±2,0 мм рт. ст.).

2.2. Шумомер следует калибровать по стандартному источнику шума непосредственно до и после каждой серии испытаний. Если при этой проверке показания шумомера отличаются более чем на 1 дБ, то его необходимо снова калибровать и испытания повторить.

3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

3.1. Автомобиль, предназначенный для испытаний, должен быть технически исправным, отрегулирован, обкатан, укомплектован, заправлен топливом и маслом в соответствии с нормативно-технической документацией на автомобиль конкретной модели.

3.2. Шины не должны иметь повреждений. Износ их не должен превышать 30% первоначальной высоты рисунка протектора. Давление в шинах должно отвечать требованиям завода-изготовителя автомобиля.

3.3. Автомобили испытывают без полезной нагрузки, прицепов и полуприцепов, за исключением нерасцепляемых автотранспортных средств.

3.4. Перед испытаниями двигатель и другие агрегаты автомобиля должны быть прогреты до рабочей температуры.

3.5. При измерении окна автомобиля должны быть закрыты.

3.6. Оборудование специальных и специализированных автомобилей, работающее во время движения автомобиля (например, холодильные установки), при измерении шума должно быть включено.

3.7. В автомобиле должно находиться не более двух человек (включая водителя).

3.8. Для проведения испытаний выбирают горизонтальный участок дороги с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием. Продольный уклон дороги - не более 1%. Поверхность измерительного участка дороги должна быть сухой, гладкой и чистой (без песка, гравия, грязи, воды и снега). В радиусе 50 м от середины измерительного участка не должно находиться зданий и других объектов, отражающих звук, а также высокой травы, кустарника и снега. Измерительный участок должен быть размечен согласно схеме, приведенной на черт.1.

Схема измерительного участка


и - начало и конец измерительного участка;
- осевая линия движения автомобиля.

Черт.1

3.9. Акустические условия при измерениях должны соответствовать условиям свободного звукового поля. Проверка условий свободного звукового поля проводится по ГОСТ 12.1.026-80.