Решение для управления процессами
производственной безопасности

     
     ГОСТ 12105-74

Группа Д22

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ТЯГАЧИ СЕДЕЛЬНЫЕ И ПОЛУПРИЦЕПЫ

Присоединительные размеры

Truk tractors and semi-trailers. Connecting dimensions


Дата введения 1975-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ:

О.И.Гируцкий к.т.н., (руководитель темы), А.Д.Рудаков, Н.М.Варыпаев, Б.В.Кисуленко к.т.н., И.И.Малашков к.т.н.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 07.03.74 N 561

3. Срок первой проверки - 1996

4. Стандарт полностью соответствует требованиям ИСО 1726-89

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 12017-81

1

ГОСТ 18477-79

1

ГОСТ 28247-89

4



7. Снято ограничение срока действия Постановлением Госстандарта СССР от 28.09.84 N 3473  

8. ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1996 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в январе 1981 г., сентябре 1984 г., марте 1990 г., ноябре 1991 г. (ИУС 1-81, 1-85, 5-90, 2-92)

ВЗАМЕН ГОСТ 12105-66


Требования настоящего стандарта являются обязательными.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

1. Настоящий стандарт распространяется на седельные тягачи и автомобильные полуприцепы, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР и оборудованные седельносцепными устройствами по ГОСТ 28247-89 и сцепными шкворнями по ГОСТ 12017-81.

Стандарт не распространяется на седельные тягачи и полуприцепы, изготовленные на базе внедорожных автомобилей и автомобилей многоцелевого назначения, на автопоезда, у которых через шкворень полуприцепа осуществляется передача мощности для привода активных осей полуприцепа или различных механизмов; установленных на полуприцепе, а также на специализированные полуприцепы со ступенчатой рамой, имеющие грузовую платформу (площадку), низко расположенную между тягачом и осью (тележкой) полуприцепа.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

2. Весовые параметры и габаритные размеры автопоезда, в составе седельного тягача с полуприцепом - по нормативно-технической документации на тягач и полуприцеп.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3. (Исключен, Изм. N 4).

4. Размеры, определяющие положение  седельно-сцепного устройства на тягаче и сцепного шкворня на полуприцепе, свободное пространство тягачей и полуприцепов, а также допустимые углы наклона полуприцепа по отношению к тягачу в продольном ( и ) и поперечном () направлениях, должны соответствовать указанным на черт.1, 2 и в табл.1.     

Расположение седельно-сцепного устройства на тягаче

- расстояние между осью седельно-сцепного устройства и задней осью тягача; - габаритная ширина по шинам задней оси тягача; - радиус шин в ненагруженном состоянии; - радиус шин под нагрузкой


Черт.1


Свободное пространство тягачей и полуприцепов


Черт.2

Свободное пространство тягачей (кроме тягачей, техническое задание на проектирование которых утверждено до 1 января 1985 г.), перед осью седельно-сцепного устройства должно быть снаружи пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью радиусом (+80) и высотой 250 мм, переходящей выше 250 мм (в точке ) в коническую поверхность с образующей под углом к оси вращения; сзади - детали конструкции тягача должны находиться внутри пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью с радиусом (-100) мм.



Таблица 1

     
Размеры, мм

Наименование показателей

Число задних осей тягача

Вертикальная статическая нагрузка на седельно-сцепное устройство, кН (тс)

от 19,6 (2) до 39,2 (4)

св. 39,2(4) до 63,7 (6,5)

св. 63,7 (6,5)
 до 83,3 (8,5)

св. 83,3 (8,5)

Радиус габарита передней части полуприцепа , не более

     1    
2 или 3

1150

1400

1670

1670
2040

Расстояние от шкворня до близлежащей части механизма опорного устройства полуприцепа (при наличии ступеньки - до нее) , не менее

     1     
2 или 3

1340

1500
1900

1900

1900
2300
(2150)

Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача от уровня дороги :


под номинальной нагрузкой

-

1100-1130

1130-1200

1150-1300

1150-1300

без полуприцепа, не более


1250

1320

1400

1400

Угол наклона полуприцепа вперед от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа , не менее

     

Угол наклона образующей конической поверхности зоны свободного пространства тягача  

 

Угол наклона полуприцепа назад от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа , не менее


Примечания:

1. Размер не распространяется на тягачи со всеми ведущими осями и на полуприцепы к ним.

Для тягачей, предназначенных для транспортирования контейнеров типа 1АА по ГОСТ 18477-79, с полуприцепом и пустым контейнером размер не должен превышать 1250 мм.

Размер для седельно-сцепного устройства тягача под номинальной нагрузкой проверяют по формуле

,

где  , ,   и - см. черт.1.

2. Размер , указанный в скобках, определяет соответствующие присоединительные размеры седельных тягачей со всеми ведущими осями и полуприцепов к ним.

3. Углы наклона полуприцепов к тягачам со всеми ведущими осями вперед и назад должны задаваться техническим заданием на проектирование седельных тягачей и полуприцепов.


(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).

5. Размеры предельного контура нижней передней части полуприцепа должны соответствовать указанным на черт.4* и в табл.2.

______________

* Черт.3 (Исключен, Изм. N 2).


Таблица 2

     
Размеры в мм

Вертикальная нагрузка на седло, кН (тс)


(по табл.1)

,
не более

не менее

От  19,6 (2) до 39,2 (4)

1340

500

Св. 39,2 (4) до 63,7 (6,5)

1500
1900

750

7°30'

Св. 63,7 (6,5)

1900
2300

4°(7°30')

    

Примечание. Угол , указанный в скобках, устанавливается для полуприцепов, имеющих равным 1900 мм, техническое проектирование которых завершено до 1 января 1984 г.


Черт.4



(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).

6. Высота расположения опорного листа полуприцепа должна обеспечивать горизонтальное положение груженого полуприцепа, сцепленного с соответствующим ему по величине допускаемой вертикальной нагрузки на седло седельным тягачом, при движении по прямой на горизонтальном участке пути. Допускаемое отклонение от горизонтального положения груженого полуприцепа, сцепленного с тягачом (повышение передней части пола полуприцепа по отношению к задней или понижению ее) не должно превышать 2°. При этом углы наклона полуприцепа и уменьшаются на соответствующую величину отклонения.

Полуприцепы к седельным тягачам со всеми ведущими осями должны обеспечивать указанный угол наклона при сцепке со штатным тягачом.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

7. Ширина опорного листа полуприцепа не должна быть менее ширины верхней опорной плоскости седельно-сцепного устройства, соответствующего величине допускаемой вертикальной нагрузки.

8. (Исключен, Изм. N 2).

9. Конструкцией седельного тягача должна быть обеспечена возможность наклона полуприцепа относительно тягача в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось тягача на угол и от горизонтального положения плиты седла и поворота полуприцепа относительно тягача в горизонтальной плоскости на угол   равным ±90°, а при наличии третьей степени свободы у седла с его поперечным наклоном на угол равным 3°.

При этом поворот полуприцепа в горизонтальной плоскости на угол     до 25°  должен быть возможен при его продольном наклоне на уголы и , значения которых указаны в табл.1, а поворот от 25 до 90° - при его продольном угле наклона, изменяющемся от максимального значения до 0° или до 3° при наличии третьей степени свободы у седла.

(Измененная редакция, Изм. N 2).



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальное издание

М.: ИПК Издательство стандартов, 1996