Действующий

Об утверждении Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)



2.4. Тенденции и вызовы развития системы образования, идентификация сильных, слабых сторон, возможностей и угроз


Глобальные тенденции и вызовы, присущие современному обществу, оказывают трансформирующее влияние на образование. Система образования в настоящее время функционирует в условиях глобализации, цифровизации, изменений рынка труда, новых запросов экономики знаний.


Тенденции развития рынка труда во многом определяются стремительным развитием технологических инноваций. Автоматизация, роботизация и искусственный интеллект преобразуют качество и количество доступных рабочих мест, повышают производительность труда, уровень жизни, позволяя сосредоточиться на личностной самореализации. В то же время требуется постоянное усвоение и преобразование человеком полученных знаний в быстро меняющихся условиях жизни современного общества, адаптации к новым возможностям и рискам. Сегодня уже не требуется доказывать, что образование через всю жизнь (LifelongLearning) или непрерывное образование (ContinuousEducation) становится все более важным фактором устойчивого развития экономики и общества в целом.


Непрерывность образования обеспечивает подстройку трудовых навыков работников под новые условия экономической деятельности, решает проблемы личностного роста, удовлетворения потребности в самореализации, а также помогает достичь целостности в образовании и воспитании. Целью системы непрерывного образования становится организация обучения всех категорий граждан, начиная от школьного возраста и заканчивая так называемым "третьим возрастом".


Стремительная урбанизация определяет значительный рост численности городского населения, формирование новых рабочих мест, ведет к перераспределению ресурсов, в том числе связанных с системой образования.


Глобальные проблемы дефицита ресурсов и изменения климата предполагают создание новых рабочих мест в таких сферах, как производство альтернативной энергии, новые технологии, разработка новой продукции, переработка мусора и использование вторичных ресурсов, что определит запрос на подготовку необходимых специалистов.


Фундаментальные перемены в природе трудовой деятельности, когда человек и машина совместно принимают решения, делают еще более ценными уникальные человеческие черты: эмоциональность, креативность, гибкость, умение договариваться, лидерские качества, новаторство. Эти перемены приводят к тому, что в процессе обучения необходима выработка не только основных профессиональных компетенций (HardSkills), но и таких компетенций, как критическое мышление, творческий подход, групповая работа, коммуникационные навыки и разрешение конфликтных ситуаций, мягкие навыки (SoftSkills) и т.д.


Особенности современного этапа развития экономики и общества приводят к постановке новых требований к педагогической деятельности, усложнению ее характера и в целом обуславливают необходимость достижения более высокого уровня образования всех уровней.


К ведущим тенденциям развития образования относятся:


гуманизация образования как ориентация на взаимоуважение участников образовательных отношений;


внедрение цифровых технологий в процессы преподавания, обучения, воспитания, управления образовательными системами;


интеграция национальных образовательных систем, способствующая росту объема экспорта образовательных услуг;


рост стоимости качественного образования, обуславливающий требование повышения эффективности расходов на образование из всех источников;


вариативность как создание условий для многовариантного обучения, ориентированного на удовлетворение различных задач развития личности;


стандартизация как ориентация на реализацию требований стандартов, независимую оценку качества образования и образовательных результатов;