Первичный SWOT-анализ по приоритетному направлению "Развитие способностей, талантов, сопровождение профессионального самоопределения"
Внутренняя среда | |
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
1. Значимый научно-образовательный потенциал <1> 2. Высокий образовательный потенциал населения и его положительная динамика <2> 3. Региональный реестр одаренных детей, региональный центр выявления и поддержки одаренных детей "УСПЕХ", центры "Точка роста", "Кванториум", "IT-куб" <3> 4. Система социального партнерства и сопровождение профессионального самоопределения личности в рамках юниорского движения, "Абилимпикс" и Worldskills <4> 5. Широкая представленность региона в федеральных профориентационных проектах и развитие собственных региональных инициатив <5> 6. Развитая региональная система конкурсов и грантов для различных групп участников <6> | 1. Недостаточные условия для инновационного развития и закрепления в регионе человеческого капитала с высоким потенциалом <7> 2. Система работы с талантливыми детьми не в полной мере нацелена на выявление, в большей степени на сопровождение развития <8> 3. Отсутствие условий для широкой индивидуализации образования и персонализации образовательных маршрутов <9> 4. Отсутствие системы психологической помощи для старшеклассников, студентов среднего профессионального образования и вузов <10> 5. Недостаточность мер материальной поддержки педагогов, подготовивших школьников, добившихся высоких результатов в учебной, творческой, спортивной деятельности 6. Недостаточная вовлеченность родителей в раннее развитие детей и сопровождение их профессионального самоопределения <11> 7. Отсутствие мониторинга состояния рынка труда и системы информирования обучающихся о потребностях региона в кадрах |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
1. Развитие экономики знаний, основанной на ценности знания, приобретаемого в уникальном опыте <12> 2. Значительная государственная поддержка развития одаренности и талантов <13> 3. Развитие рынка сервисов для персонализированного обучения и поддержки индивидуальных образовательных маршрутов <14> | 1. Отток талантов из региона вследствие миграции населения в столицу и регионы, прилежащие к крупным городам, предоставляющие больше возможностей для развития талантов <15> 2. Недостаточное финансирование поддержки и развития способностей и талантов обучающихся, нехватка ресурсов на индивидуализацию образования и персонализацию обучения <16> 3. Недостаток квалифицированных кадров, владеющих навыками работы с высокотехнологичным оборудованием, для реализации инновационных образовательных проектов 4. Слабая заинтересованность коммерческих структур в поддержке талантов в регионе |
Внешняя среда |
________________
<1> 4 вуза на территории региона (ЮЗГУ, КГМУ, КГУ, Курский ГАУ) принимают участие в федеральном профориентационном проекте "Билет в будущее", организовывают площадки по профессиональной ориентации обучающихся, проводят профильные олимпиады.
(в ред. постановления Правительства Курской области от 23.01.2024 N 43-пп)
<2> Согласно индексу "Социально-экономические условия инновационной деятельности" (ИСЭУ) Рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации по ИСЭУ-2 "Образовательный потенциал населения", Курская область входит в 1-ю группу регионов из 4.
<3> Эффективность и высокая результативность деятельности детских технопарков "Кванториум" в Курской области подчеркнута в Аналитической записке Российской академии образования по среднему профессиональному образованию.
<4> Заключены более 100 соглашений между образовательными организациями, организациями культуры, спорта, некоммерческими молодежными организациями, предприятиями, органами местного самоуправления, региональными центрами смежных регионов, проведено более 70 совместных мероприятий профориентационной направленности.
<5> 45% обучающихся вовлечены в федеральные профориентационные проекты. Профессиональные пробы на базе мастерских СПО и вузов посетили более 7 тыс. обучающихся из 20 муниципальных образований. В федеральном проекте "Проектория" приняли участие более 46 тыс. обучающихся из 33 муниципальных образований. В рамках проекта "Летняя профессиональная школа" на базе региональных образовательных организаций СПО и вузов по программам "Цифровой куратор", "Вожатый", "Помощник воспитателя" прошли бесплатное профессиональное обучение 200 обучающихся школ.
<6> Проводится конкурс для обучающихся "Большая перемена", конкурсы профессионального мастерства для педагогов, конкурсы, направленные на поддержку талантливых ученых: "Молодой ученый года" (4 премии), "Молодой специалист года" (4 премии), "Инновация и изобретение года" (3 премии в 3 номинациях). Ежегодно назначаются и выплачиваются стипендии Губернатора Курской области.
<7> Согласно индексу "Социально-экономические условия инновационной деятельности" (ИСЭУ) Рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации по ИСЭУ-1 "Основные макроэкономические показатели", Курская область входит в 3-ю группу регионов из 4.
<8> По данным Аналитической записки Российской академии образования по общему образованию.
<9> Для этого нужны кадры (напр., инженеры по образовательным данным), развитая инфраструктура для сопровождения индивидуальных образовательных траекторий (сервисы и среды для управления учебной деятельностью каждого ученика и образовательным процессом в целом). Согласно индексу "Социально-экономические условия инновационной деятельности" (ИСЭУ) Рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации по ИСЭУ-3 "Потенциал цифровизации", Курская область входит в 4-ю группу регионов из 4.
<10> По данным Аналитической записки Российской академии образования по общему образованию.
<11> Роль семьи в смягчении социальных последствий технологических инноваций для учащихся.