Действующий

Об утверждении Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)



Таблица 28



Первичный SWOT-анализ по приоритетному направлению "Здоровьесбережение, продуктивный безопасный досуг и каникулярный отдых"

Внутренняя среда

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Развитая система физкультурно-оздоровительной работы, организации детского отдыха и досуга <1>

2. Регион обеспечивает себя специалистами по физической культуре и спорту, по преподаванию физической культуры и спорта <2>

3. Наличие эксклюзивных практик сопровождения социализации, развития, отдыха и досуга обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, а также научно-методическое обеспечение данной деятельности <3>

4. Многолетняя практика подготовки вожатых на базе КГУ <4>

5. Сотрудничество КГУ с МДЦ "Артек", функционирование образовательной программы "Губернаторский лагерь" <5>

6. Наличие условий для обеспечения обучающихся 1 - 4-х классов и обучающихся льготных категорий бесплатным горячим питанием

7. Наличие во всех образовательных организациях медицинских кабинетов; заключение договоров на медицинское обслуживание с лечебно-профилактическими учреждениями и фельдшерско-акушерскими пунктами

1. Нехватка доступных бесплатных досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений для общефизической подготовки детей, реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью

2. Нехватка учителей физической культуры, инструкторов по лечебной физической культуре, обслуживающего персонала и педагогических работников летних оздоровительных лагерей

3. Необходимость значительных капитальных вложений в пищеблоки ОО для обеспечения их цехового деления и капитального ремонта <6>

4. Нехватка данных о самооценке состояния здоровья, питания, образа жизни детей в регионе, являющейся основой формирования культуры здорового образа жизни <7>

5. Сниженный уровень социальной поддержки семей с детьми и ограниченность у семей средств на детский отдых и досуг <8>

6. Недостаточная доступность сведений о действующих мерах социальной поддержки семей с детьми и информационной открытости органов исполнительной власти Курской области, ответственных за реализацию мер социальной политики <9>

Возможности (O)

Угрозы (T)

1. Нацеленность государства на формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к здоровью и потребности в здоровом образе жизни <10>

2. Рост доступности отдыха в детских оздоровительных лагерях <11>

3. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, разработанная и утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2017 г. <12>

1. Снижение уровня физического и психического здоровья подрастающего поколения <13>

2. Снижение энергичности детей, их желания активно действовать и, наоборот, рост эмоционального дискомфорта <14>

3. Недостаток средств у родителей на полноценное питание, досуг, отдых детей <15>

Внешняя среда


________________


<1> Системой физкультурно-оздоровительной работы охвачены 100% обучающихся образовательных организаций региона. Согласно Рейтингу регионов России по организации детского отдыха - 2019, составленному по 12 критериям (доступность информации об учреждениях, которые предоставляют услуги в сфере отдыха и оздоровления детей, наличие школы вожатых, количество лагерей, в которых созданы условия для детей-инвалидов и др.), система организации детского отдыха и досуга в Курской области набрала 10 баллов из 19 возможных. Для ср.: Воронежская и Тамбовская области набрали по 13 баллов, Брянская область - 12 баллов, Белгородская и Орловская области - по 10 баллов, Липецкая область - 9 баллов.


<2> Факультет физической культуры и спорта КГУ осуществляет подготовку специалистов по направлениям подготовки "Преподавание физической культуры", "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)", "Физическая культура".


<3> На базе КГУ созданы Школа жизненных компетенций для детей с ОВЗ, Лаборатория художественного творчества с разнообразными видами арт-терапии, в т.ч. для детей с ограниченными возможностями здоровья; функционирует театр мимики и жеста "Ты слышишь?", разработана программа детского инклюзивного туризма "Крошечными шагами по Курскому краю".


<4> С 2015 года функционирует Школа вожатых КГУ. С 2018 года началось обучение по профстандарту "Вожатый". Ежегодно обучаются до 400 человек. Стажировка вожатых осуществляется в т.ч. на базе МДЦ "Артек".


<5> В 2018 г. КГУ получил премию "Архитектор знаний" в номинации "Лучший вуз-партнер МДЦ "Артек". В 2019 г. подписано соглашение о сотрудничестве Администрации Курской области, КГУ и МДЦ "Артек". Курская область стала вторым регионом, внедрившим у себя образовательную программу МДЦ "Артек" "Губернаторский лагерь".


<6> Особенно в школах, находящихся в неприспособленных зданиях, расположенных в сельской местности.


<7> Примеры подобных региональных исследований: Смоленская область, Псковская область.


<8> Уровень детской бедности в Курской области более чем на 30% превышает охват детей пособием на ребенка. Низкая востребованность пособия по сравнению с потенциальным числом его получателей указывает на институциональные особенности программы поддержки, препятствующие ее эффективной реализации. См.: Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки. М., 2019. С. 91 - 93.


<9> Общий индекс доступности сведений о действующих мерах социальной поддержки семей с детьми и информационной открытости региональных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию мер социальной политики, в Курской области равен 10. Для ср.: в Брянской обл. - 20, в Белгородской обл. - 16, в Липецкой обл. - 16, в Тамбовской обл. - 15, в Орловской обл. - 11, в Воронежской обл. - 6. См.: Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки. М., 2019. С. 149 - 150.


<10> Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.


<11> Программа туристического кешбэка позволяет родителям вернуть половину стоимости путевки в детский лагерь с круглосуточным проживанием.


<12> Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года.