SWOT-анализ по приоритетному направлению "Повышение качества образования"
Внутренняя среда | |
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
1. Доступность дошкольного образования <1>. 2. Высокое качество образовательных результатов обучающихся <2>. 3. Наличие на территории области профильных образовательных учреждений среднего и высшего образования по подготовке педагогических кадров. 4. Наличие возможности расширения применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий <3>. 5. Наличие и качественная работа институтов развития (КИРО, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, Федеральный центр научно-методического сопровождения педагогических работников и др.). 6. Высокий образовательный потенциал населения и его положительная динамика <4> | 1. Невысокий уровень заработной платы учителей <5>. 2. Несбалансированность кадровой структуры в отрасли <6>. 3. Отсутствие кадрового резерва в отрасли образования 4. Недостаточная доля молодых педагогов до 35 лет <7>. 5. Ослабление позиций муниципальной методической службы. Рассогласованность ее деятельности <8>. 6. Старение управленческих кадров, недостаточная развитость управленческих компетенций <9> |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
1. Использование связей педагогического сообщества региона с экспертными центрами <10>. 2. Рост сферы онлайн-образования <11>. 3. Внедрение новых технологий в образовании <12>. 4. Рост КЦП по направлению "Образование и педагогические науки" и увеличение в регионе числа лиц, имеющих педагогическое образование <13> | 1. Ухудшение социально-экономических условий для инновационной деятельности <14> и закрепления талантов в регионе. 2. Рост неудовлетворенности общества качеством образования, в т.ч. родителей - школой <15>. 3. Высокая учебная нагрузка учителей <16>. 4. Дефицит высококвалифицированных педагогических кадров <17>. 5. Межрегиональные различия в оплате труда и отток педагогических кадров в другие регионы <18>. 6. Снижение престижа профессии педагога <19> |
Внешняя среда |
________________
<1> Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и в возрасте от 3 до 7 лет составляет 100%. Системой дошкольного образования охвачено 70,3% от общего числа детей дошкольного возраста.
<2> Стабильные результаты ЕГЭ и ОГЭ, низкая доля не справившихся с ГИА (количество участников ЕГЭ по русскому языку, получивших неудовлетворительный результат, колеблется в пределах 0,1%; с заданиями ЕГЭ профильной математики успешно справляются до 97,3%).
<3> Все образовательные организации региона обеспечены подключением к широкополосному доступу к сети "Интернет", все социально значимые объекты образования подключены к ЕСПД и получают контент через системы контентной фильтрации.
<4> Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. М., 2021. С. 71 - 75. Индекс "Социально-экономические условия инновационной деятельности" показывает потенциал региона в создании инноваций. Включает: ИСЭУ-1 Основные макроэкономические показатели; ИСЭУ-2 Образовательный потенциал населения; ИСЭУ-3 Потенциал цифровизации. По ИСЭУ-2 Курская область входит в 1-ю группу регионов из 4.
<5> По данным Росстата 12-е место в ЦФО в 2021 году (31093 руб.; для ср.: в Белгородской обл. 38711 руб.).
<6> По данным мотивирующего мониторинга: количество руководящих работников в расчете на 10 педагогических работников (2020 г.) - 1,27 чел. (77 баллов). Ср.: в Тамбовской обл. - 0,98 чел. (100 баллов). Ниже Курской обл. только Липецкая обл. - 1,3 чел. (76 баллов). Имеет место также высокая дифференциация качества кадров в городских и сельских образовательных организациях.
<7> По данным мотивирующего мониторинга: доля педагогических работников в возрасте до 35 лет в общей численности педагогических работников в субъекте РФ в 2020 году составила 22,1% (90 баллов). Для ср.: в Белгородской обл. - 24,7% (100 баллов).
<8> Муниципальная методическая служба Курской области не представляет собой единой системы, является децентрализованной.
<9> Низкая позиция (48 баллов из 100) Курской области в рейтинге по оценке механизмов управления качеством образования по сравнению с другими субъектами РФ. Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций сформирована частично (данные ФИОКО). Средний возраст как руководителей, так и заместителей - 51 год, 430 человек из состава управленческих кадров - пенсионного возраста (21%). Недостаточно эффективная работа по формированию резерва управленческих кадров, треть руководителей - с небольшим стажем управленческой деятельности (менее 5 лет).
<10> У вузов региона - научные школы, объединенные диссоветы с другими регионами, совместные гранты, институты развития (ФЦНМС ПР в КГУ и др.).
<11> Российский рынок онлайн-образования ожидает бурный рост.
<12> Образовательные технологии: к новым вершинам https://www.cnews.ru/reviews/it_v_obrazovanii_2021/articles/vyruchka_liderov_rossijskogo_rynka.