Действующий

Об утверждении Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)



Таблица 24



Первичный SWOT-анализ по приоритетному направлению "Формирование экосистемы кадрового обеспечения региона"

Внутренняя среда

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Конкурентоспособность высшего образования в регионе <1> и уровень его интернационализации (доля иностранных студентов) <2>

2. Развитость региональной системы СПО на уровне и выше среднероссийских показателей <3>

3. Конкурентоспособность среднего профессионального образования в регионе <4>

4. Наличие в региональных вузах структур и успешных практик профориентационной работы со школьниками <5>, в т.ч. реализация специальных профориентационных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью, создание центров трудоустройства и карьеры выпускников

5. Системное взаимодействие вузов региона с работодателями <6>

6. Практико-ориентированный подход к подготовке кадров в среднем профессиональном образовании, реализация социального партнерства с "якорными предприятиями" <7>

1. Образовательная политика региона не в полной мере соответствует новым подходам и технологиям государственного управления <8>

2. Профессии и специальности СПО, реализуемые в региональных образовательных организациях, не в полной мере соответствуют потребностям региональной экономики и рынка труда <9>

3. Нехватка институтов развития в региональной системе образования для обеспечения полного инновационного цикла <10>

4. Недостаточная открытость региональных вузов <11>

Возможности (O)

Угрозы (T)

1. Массовизация и демократизация образования, встроенные социальные лифты <12>

2. Исчезновение одних и появление других профессий <13>

3. Вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями в рамках проекта "Профессионалитет" <14>

4. Создание условий для вхождения выпускника в профессию (сокращение сроков обучения, интенсификация общеобразовательных программ, практикоориентированность обучения и т.д.)

5. Смена парадигмы с трудоустраиваемости выпускников (graduate employability) на наличие у них необходимых для трудоустройства навыков на современном рынке труда (employability skills) <15>

1. Рост требований работодателей к наличию у выпускников компетенций: "клиентоориентированность", "ориентация на результат", "следование правилам и процедурам" <16>

2. Недостаточное понимание образовательными организациями требований работодателей к профилю выпускника и начинающего специалиста <17>

3. Низкая активность органов исполнительной власти и образовательных организаций в процедурах определения общих объемов контрольных цифр приема по программам высшего образования, квоты приема на целевое обучение, заключения договоров о целевом обучении с лицами, поступившими по общему конкурсу

4. Несформированность системы прогнозирования кадровых потребностей в регионе, в том числе в разрезе отдельных отраслей экономики

Внешняя среда


________________


<1> 3 региональных вуза вошли в рейтинг Топ-100 вузов России RAEX - 2021: КГМУ (68), КГУ (87), ЮЗГУ (98).


<2> Иностранцы в вузе: драйвер международного развития или формальный показатель эффективности?


<3> По данным Аналитической записки Российской академии образования по среднему профессиональному образованию. См. также: Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018 - 2019 гг. М., ВШЭ, 2019. С. 163.


<4> По данным Аналитической записки Российской академии образования по среднему профессиональному образованию.


<5> Университеты создают программы и структуры для привлечения абитуриентов: "STEAM-CAMP 2.0", Педагогический иннопарк в КГУ; Детский университет и технопарк ЮЗГУ "Юниор"; образовательная программа "Ранняя профессиональная ориентация и профильная медицинская подготовка" в КГМУ.


<6> Организация и проведение учебных и производственных практик, подготовка выпускных квалификационных работ, трудоустройство выпускников, непосредственное участие в образовательном процессе, использование оборудования организаций-партнеров и т.д.


<7> Областное автономное профессиональное образовательное учреждение "Дмитриевский агротехнологический колледж" и ООО "Агропромкомплектация-Курск", областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Курский государственный политехнический колледж" и Госкорпорация "Росатом", областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Курский государственный политехнический колледж" и АО "Проект "Свежий хлеб", областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Железногорский горно-металлургический колледж" и Акционерное общество "Михайловский ГОК имени А.В. Варичева", областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Железногорский политехнический колледж" и Акционерное общество "Михайловский ГОК имени А.В. Варичева", областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Обоянский гуманитарно-технологический колледж" и Акционерное общество "Артель" и др.


<8> По данным Аналитической записки Российской академии образования по общему и среднему профессиональному образованию.


<9> По данным Аналитической записки Российской академии образования по среднему профессиональному образованию.


<10> По данным Аналитической записки Российской академии образования по общему и среднему профессиональному образованию.


<11> Создание управленческих, совещательных и экспертных органов с большой долей внешних представителей, наем сотрудников и руководителей извне позволяют университетам стать более прозрачными, понятными партнерами для бизнеса и власти и превращают их в публичные организации, ответственные за развитие общества и экономики региона. См.: Маршрутная карта трансформации университета. Экспертный доклад. Сколково, 2021.


<12> Проекты "Проектория" и "Марафон профессий" на базе ЦОПП; федеральный проект "Билет в будущее".