Действующий

Об утверждении Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)



Таблица 22



Первичный SWOT-анализ по приоритетному направлению "Обеспечение доступности качественного образования и равных возможностей для всех обучающихся"

Внутренняя среда

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Развитая сеть образовательных организаций <1>

2. Конкурентоспособность образовательной инфраструктуры дошкольного образования на уровне страны <2>

3. Конкурентоспособность образовательной инфраструктуры среднего профессионального образования на уровне регионов с сопоставимыми характеристиками <3>

4. Возможности для организации сетевого обучения <4>

5. Наличие эффективной модели сопровождения образования детей с ОВЗ и инвалидностью с целью их социальной адаптации <5>

6. Наличие штата специалистов по сопровождению образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью <6>

7. Наличие системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью <7>

1. Невысокое качество образовательной инфраструктуры в целом (с учетом разных уровней образования) <8>

2. Невысокое качество образовательной инфраструктуры основного образования <9>

3. Территориальная дифференциация образования <10>

4. Рост количества школ с низкими образовательными результатами <11>

5. Значительный износ основных фондов <12>

6. Диспропорция в объеме расходов в расчете на одного обучающегося в сельских и городских школах <13>

Возможности (O)

Угрозы (T)

1. Значительная государственная поддержка обеспечения доступности качественного образования <14>

2. Развитие средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий <15>

3. Увеличение числа бюджетных мест в региональных вузах, в том числе по педагогическим направлениям подготовки (второе место) <16>

1. Недостаточное развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, отсутствие возможности приобретения жилья для молодых педагогов.

2. Отсутствие системы социального партнерства с коммерческими организациями и общественными объединениями по организации ранней коррекционной помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидностью

Внешняя среда


________________


<1> 520 ОО с совокупным контингентом обучающихся 120 тыс. человек, 267 дошкольных образовательных организаций, 25 образовательных организаций СПО, 57 образовательных организаций дополнительного образования детей, 11 вузов и их филиалов.


<2> См.: Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018 - 2019. М., ВШЭ, 2019. С. 162.


<3> См.: Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018 - 2019. М., ВШЭ, 2019. С. 163.


<4> Благодаря наличию высокооснащенных ученических мест в системе общего и дополнительного образования.


<5> Создана региональная система ранней помощи, в которую включены 29 учреждений различной ведомственной подчиненности: 24 образовательные организации, 3 учреждения здравоохранения, 1 учреждение социального обслуживания и 1 некоммерческая организация, в которой созданы 53 службы сопровождения образования детей с ОВЗ и инвалидностью.


<6> В системе общего образования обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью осуществляют 79 учителей-дефектологов, 508 учителей-логопедов, 423 педагога-психолога, 140 социальных педагогов, 62 тьютора, 4 ассистента.


<7> Осуществляется на кафедре логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования, кафедре специальной психологии и коррекционной педагогики, кафедре медико-биологических дисциплин, оздоровительной и адаптивной физической культуры КГУ.


<8> 61 - 63-е места в Российской Федерации по сводному индексу качества образовательной инфраструктуры. См.: Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018 - 2019. М., ВШЭ, 2019. С. 162. Состав индексов образовательной инфраструктуры по уровням образования определяется в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации образовательных программ.


<9> См.: Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018 - 2019. М., ВШЭ, 2019. С. 163.


<10> В 364 образовательных организациях в сельской местности (из них 248 малокомплектных), составляющих 70% от общего количества ОО в регионе, обучаются 48 тысяч человек, что составляет 22% от контингента обучающихся в регионе. И наоборот: образовательных организаций дошкольного образования - 84 (32%), среднего профессионального образования - 9 (36%), дополнительного образования детей - 5 (9%).


<11> В 2019 году - 29 школ, в 2021 году - 83 школы. Большинство школ расположены в сельской местности (89%).


<12> Средняя степень износа зданий школ в настоящее время составляет 63%. Практически все объекты образования, построенные в прошлом веке, сложно адаптировать под современные требования, предъявляемые к образовательным организациям в части соответствия требованиям ФГОС.