Первичный SWOT-анализ по приоритетному направлению "Обеспечение доступности качественного образования и равных возможностей для всех обучающихся"
Внутренняя среда | |
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
1. Развитая сеть образовательных организаций <1> 2. Конкурентоспособность образовательной инфраструктуры дошкольного образования на уровне страны <2> 3. Конкурентоспособность образовательной инфраструктуры среднего профессионального образования на уровне регионов с сопоставимыми характеристиками <3> 4. Возможности для организации сетевого обучения <4> 5. Наличие эффективной модели сопровождения образования детей с ОВЗ и инвалидностью с целью их социальной адаптации <5> 6. Наличие штата специалистов по сопровождению образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью <6> 7. Наличие системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью <7> | 1. Невысокое качество образовательной инфраструктуры в целом (с учетом разных уровней образования) <8> 2. Невысокое качество образовательной инфраструктуры основного образования <9> 3. Территориальная дифференциация образования <10> 4. Рост количества школ с низкими образовательными результатами <11> 5. Значительный износ основных фондов <12> 6. Диспропорция в объеме расходов в расчете на одного обучающегося в сельских и городских школах <13> |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
1. Значительная государственная поддержка обеспечения доступности качественного образования <14> 2. Развитие средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий <15> 3. Увеличение числа бюджетных мест в региональных вузах, в том числе по педагогическим направлениям подготовки (второе место) <16> | 1. Недостаточное развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, отсутствие возможности приобретения жилья для молодых педагогов. 2. Отсутствие системы социального партнерства с коммерческими организациями и общественными объединениями по организации ранней коррекционной помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидностью |
Внешняя среда |
________________
<1> 520 ОО с совокупным контингентом обучающихся 120 тыс. человек, 267 дошкольных образовательных организаций, 25 образовательных организаций СПО, 57 образовательных организаций дополнительного образования детей, 11 вузов и их филиалов.
<2> См.: Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018 - 2019. М., ВШЭ, 2019. С. 162.
<3> См.: Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018 - 2019. М., ВШЭ, 2019. С. 163.
<4> Благодаря наличию высокооснащенных ученических мест в системе общего и дополнительного образования.
<5> Создана региональная система ранней помощи, в которую включены 29 учреждений различной ведомственной подчиненности: 24 образовательные организации, 3 учреждения здравоохранения, 1 учреждение социального обслуживания и 1 некоммерческая организация, в которой созданы 53 службы сопровождения образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
<6> В системе общего образования обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью осуществляют 79 учителей-дефектологов, 508 учителей-логопедов, 423 педагога-психолога, 140 социальных педагогов, 62 тьютора, 4 ассистента.
<7> Осуществляется на кафедре логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования, кафедре специальной психологии и коррекционной педагогики, кафедре медико-биологических дисциплин, оздоровительной и адаптивной физической культуры КГУ.
<8> 61 - 63-е места в Российской Федерации по сводному индексу качества образовательной инфраструктуры. См.: Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018 - 2019. М., ВШЭ, 2019. С. 162. Состав индексов образовательной инфраструктуры по уровням образования определяется в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации образовательных программ.
<9> См.: Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018 - 2019. М., ВШЭ, 2019. С. 163.
<10> В 364 образовательных организациях в сельской местности (из них 248 малокомплектных), составляющих 70% от общего количества ОО в регионе, обучаются 48 тысяч человек, что составляет 22% от контингента обучающихся в регионе. И наоборот: образовательных организаций дошкольного образования - 84 (32%), среднего профессионального образования - 9 (36%), дополнительного образования детей - 5 (9%).
<11> В 2019 году - 29 школ, в 2021 году - 83 школы. Большинство школ расположены в сельской местности (89%).
<12> Средняя степень износа зданий школ в настоящее время составляет 63%. Практически все объекты образования, построенные в прошлом веке, сложно адаптировать под современные требования, предъявляемые к образовательным организациям в части соответствия требованиям ФГОС.