Первичный SWOT-анализ по приоритетному направлению "Цифровая трансформация образования с учетом вызовов информационной эпохи"
Внутренняя среда | |
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
1. Свыше 500 преподавателей региональных вузов прошли обучение по образовательной программе "Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин" Университета "Иннополис" 2. В двух региональных вузах осуществляется подготовка специалистов по IT-специальностям (КГУ, ЮЗГУ) 3. У трех региональных вузов накоплен опыт реализации образовательной деятельности с использованием высокоуровневой платформы персонализированного обучения в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией "Университет Национальной технологической инициативы 2035" <1> 4. Реализуется система повышения квалификации педагогических работников в сфере цифровых технологий <2> | 1. Отсутствие эффективной системы мониторинга региональной образовательной системы и принятия объективных управленческих решений на основе анализа больших данных 2. Отсутствуют признаки перехода к персонализированному обучению <3> 3. Недостаточная скорость модернизации и обновления цифровой инфраструктуры <4> 4. Недостаточный уровень развития цифровой инфраструктуры в ОО региона <5>, недостаточное обеспечение электронного документооборота 5. Недостаточное количество IT-специалистов для сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
1. Поддержка государством цифровой трансформации школьного образования <6> 2. Повышение роли государства, законодательное регулирование деятельности EdTech-стартапов <7> 3. Усиление значимости сбора и анализа данных и принятия решений на их основе в сфере образования 4. Большинство появляющихся новых профессий связаны с цифровыми технологиями <8> 5. Накопление мирового опыта цифровой трансформации школьного образования, возможность выбирать подходы и модели <9> 6. Развитие сервисов для управления обучением, образовательным процессом, создания виртуальных сред обучения (LMS, EMS, VLE) <10> 7. Готовность населения инвестировать в онлайн-обучение школьников <11> | 1. Нехватка ресурсов на встраивание в тренд на индивидуализацию образования и персонализацию образовательных траекторий 2. Закрытие магистратур по созданию современной аналитической образовательной инфраструктуры и интеграции обучения с IT-технологиями <12> 3. Предвзятое отношение части педагогических работников к "некачественному" дистанционному и электронному обучению, противопоставление "качественному" традиционному <13> 4. Бурный рост рынка онлайн-образования в России до 2022 года и оттягивание специалистов и обучающихся в зону коммерческого онлайн-образования <14> 5. Медленное распространение практик обучения в школе с использованием дистанционных образовательных технологий <15> 6. Высокая конкуренция вокруг ОО за внимание обучающихся <16> |
Внешняя среда |
________________
<1> КГУ, ЮЗГУ, КГАУ.
(в ред. постановления Правительства Курской области от 06.11.2024 N 914-пп)
<2> ОГБУ ДПО КИРО реализовывал 12 программ повышения квалификации в сфере цифровых технологий, которые освоили 6% педагогических работников от общего количества педагогических работников региона.
<3> Доля учащихся, которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формированию индивидуальной личностной траектории с использованием данных цифрового портфолио, составляет 0%.
<4> По результатам стратегической сессии с участием региональных специалистов.
<5> Обеспеченность современной вычислительной техникой составляет 10 ед. на 100 человек, лишь 10% учебных кабинетов в образовательных организациях подключены к локальным вычислительным сетям, обеспеченность учебных кабинетов презентационным оборудованием составляет 76%.
<6> Федеральный проект "Информационная инфраструктура 2019 - 2021 гг.".
<7> Рынок образовательных стартапов в Российской Федерации: итоги 2021 и перспективы 2022 года.
<8> Атлас новых профессий.
<9> Цифровая трансформация школьного образования. М., НИУ ВШЭ, 2019.
<10> Уроки стресс-теста. Аналитический доклад ректоров и рабочих групп университетов по итогам первых месяцев распространения COVID-19 на территории Российской Федерации от 03.07.2020.
<11> Исследование рынка онлайн-образования. Нетология, 2022.