Действующий

Об утверждении Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)



Таблица 18



Первичный SWOT-анализ по приоритетному направлению "Воспитание личности на основе базовых национальных ценностей"

Внутренняя среда

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Использование в деятельности образовательных организаций историко-культурного наследия, сохранение истории и традиций родного края <1>

2. Развитая система добровольческой деятельности <2>

3. Развитое детское и молодежное общественное движение <3>

4. Система оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям в воспитании детей <4>

5. Развитая служба медиации в образовательных организациях <5>

6. Лаборатория школьных воспитательных систем в Федеральном центре научно-методического сопровождения педагогических работников на базе КГУ

7. Ежегодные региональные конкурсы профессионального мастерства в области воспитания

8. Программы ПК и ПП по проблемам формирования духовно-нравственной культуры и воспитания в КГУ <6>

1. Неразвитость социокультурной среды, непривлекательность региона для инвестиций, в т.ч. в культурно-просветительскую и туристическую деятельность <7>

2. Отсутствие концепции и регионального центра духовно-нравственного воспитания

3. Слабость межведомственного взаимодействия по вопросам воспитания детей и молодежи

4. Отсутствие в образовательных организациях площадок (штабов) для воспитательной работы и ученического самоуправления

5. Недостаточно эффективное функционирование психолого-педагогической службы <8>

Возможности (O)

Угрозы (T)

1. Совершенствование нормативного правового обеспечения воспитания, принятие Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года

2. Формирование единой системы воспитания и образования в России, включение воспитательной работы во все образовательные программы <9>

3. Появление сервисов и инструментов, позволяющих организовать эффективное воспитательное взаимодействие педагогов и обучающихся, обучение и консультирование родителей по вопросам воспитания, оказание психологической поддержки педагогическим работникам в цифровой среде <10>

1. Значительное рассогласование в ценностях между разными социальными группами <11>

2. Обеднение и ограничение общения детей и подростков со сверстниками, рост одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности <12>

3. Формализация деятельности образовательных организаций в отчетах, преобладание количественных оценок (количество мероприятий, охват обучающихся)

4. Отток квалифицированных педагогических кадров из-за разницы в заработной плате в регионах <13>

5. Ослабление контактов между педагогами и обучающимися по причине эпидемий и их последствий

Внешняя среда


________________


<1> В образовательных организациях региона работают 248 аттестованных (паспортизированных) школьных музеев, в школьный курс истории Отечества включено краеведение. Имена героев-курян увековечены в наименованиях 48 образовательных организаций. В регионе действуют 113 кадетских классов на базе ОО, в которых обучаются более 2120 детей и подростков, 342 юнармейских отряда с охватом более 6470 обучающихся, общественно-патриотическое движение "Волонтеры Победы". Проводятся акции "Георгиевская ленточка", "Народная Победа", "Свеча памяти".


<2> В Курской области насчитывается более 1500 действующих добровольческих (волонтерских) объединений по 22 направлениям с общей численностью волонтеров 97502 человека, в том числе обучающихся до 17 лет - 27563 человека.


<3> 279 школ осуществляют взаимодействие с РДШ, Юнармией и др. Функционирует сеть детских и юношеских объединений, клубов, учебно-оздоровительных центров, в том числе направленных на воспитание молодежных лидеров ("Комсорг", "Монолит", "Магистр" и т.д.).


<4> 116 консультационных центров, региональный центр помощи родителям "Позитив", в образовательных организациях реализуется региональная образовательная программа "Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства", утвержденная приказом комитета образования и науки Курской области от 21.09.2015 N 1-979.


<5> Создана 281 школьная служба медиации (ШСМ), 21 школьная служба примирения. В работе ШСМ участвуют 1185 специалистов, 536 обучающихся. В регионе, а также в ряде образовательных организаций действуют Советы отцов.


<6> Программы профессиональной переподготовки: "Основы духовно-нравственной культуры народов России", "Педагогика дополнительного образования"; программы повышения квалификации "Психология семьи и семейное воспитание", "Правовое воспитание обучающихся в образовательных организациях", "Психология и педагогика детско-родительских отношений" и др.


<7> Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. По сводному индексу социально-экономических условий инновационной деятельности Курская область переместилась с 36-го места на 43-е место.


<8> Обеспеченность региональных ОО педагогами-психологами составляет около 50% от потребности. Отсутствует положение о психологической службе в регионе.


<9> Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями. См.: Президент Российской Федерации о воспитательной составляющей образования.


<10> Описание сервисов - Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ. Доклад. М., ВШЭ, 2020. Как показал анализ рынка онлайн-образования, хорошо монетизируются (следовательно, востребованы) курсы для родителей с интерактивными уроками по воспитанию, общению с детьми, упакованные в мобильные приложения. Московским государственным психолого-педагогическим университетом разработана программа "Психологическое сопровождение педагогических работников образовательных организаций", реализующаяся в формате телеграм-канала.


<11> См.: Портрет инноватора образования XXI века // Вопросы образования. 2015. N 1.


<12> Фельдштейн Д.И. "Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития". Доклад на выездном пленарном заседании Президиума РАО. С. 6.