ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2008 года N 1185/50
Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы"
(с изменениями на 14 ноября 2012 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Московской области от 9 июля 2009 года N 555/27 (Информационный вестник Правительства Московской области, N 8, 04.09.2009);
постановлением Правительства Московской области от 11 декабря 2009 года N 1097/52 (Информационный вестник Правительства МО, N 1, 05.02.2010);
постановлением Правительства Московской области от 23 сентября 2010 года N 818/45 (Информационный вестник Правительства МО, N 10, 30.10.2010);
постановлением Правительства Московской области от 12 января 2011 года N 14/60;
постановлением Правительства Московской области от 10 марта 2011 года N 190/8 (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 45, 19.03.2011);
постановлением Правительства Московской области от 21 июля 2011 года N 737/27 (Ежедневные новости. Подмосковье, N 139, 03.08.2011);
постановлением Правительства Московской области от 9 сентября 2011 года N 992/34 (Информационный вестник Правительства МО, N 12, 30.12.2011);
постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2011 года N 1538/52 (Информационный вестник Правительства МО, N 3, часть 2,30.03.2012);
постановлением Правительства Московской области от 21 марта 2012 года N 335/9 (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 54, 31.03.2012);
постановлением Правительства Московской области от 10 мая 2012 года N 728/17 (Ежедневные новости. Подмосковье. N 92, 31.05.2012);
постановлением Правительства Московской области от 3 сентября 2012 года N 1079/23 (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 175, 26.09.2012);
постановлением Правительства Московской области от 14 ноября 2012 года N 1465/41.
____________________________________________________________________
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Московской области от 28.08.2008 N 740/32 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы" и в целях обеспечения получения населением Московской области качественного образования, развития непрерывного образования, удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы Московской области в квалифицированных профессиональных кадрах Правительство Московской области
постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы" (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор
Московской области
Б.В.Громов
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Московской области "Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы"
(с изменениями на 14 ноября 2012 года)
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Бюджетный кодекс Российской Федерации; |
Государственный заказчик Программы | Министерство образования Московской области |
Разработчик Программы | Министерство образования Московской области |
Цели Программы | Получение населением Московской области качественного образования; |
(позиция дополнена с 20 марта 2011 года постановлением Правительства Московской области от 10 марта 2011 года N 190/8, - см. предыдущую редакцию) | |
Задачи Программы | Совершенствование содержания и технологий образования; |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2011 года N 1538/52; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 3 сентября 2012 года N 1079/23. - См. предыдущую редакцию) | |
Сроки реализации Программы | 2009-2012 годы |
Исполнители Программы | Министерство образования Московской области; |
Объемы и источники финансирования | Общий объем средств, направляемых на реализацию |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 21 марта 2012 года N 335/9; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 10 мая 2012 года N 728/17; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 3 сентября 2012 года N 1079/23; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 14 ноября 2012 года N 1465/41. - См. предыдущую редакцию) | |
Планируемые результаты Программы (количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы) | Обеспечение соответствия системы образования требованиям инновационного развития экономики Московской области, современным потребностям общества; увеличение доли молодых учителей, в возрасте до 35 лет (далее - молодые учителя), муниципальных образовательных учреждений в Московской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, получивших ипотечный кредит, в общей численности молодых учителей, желающих получить ипотечный кредит |
(позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 21 июля 2011 года N 737/27; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 3 сентября 2012 года N 1079/23. - См. предыдущую редакцию) |
(раздел в редакции, введенной в действие постановлением
Правительства Московской области от 12 января 2011 года N 14/60, -
см. предыдущую редакцию)
Система образования Московской области является одной из наиболее масштабных и динамично развивающихся региональных образовательных систем в современной России.
Реализация областных целевых программ "Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы", "Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годов" позволила существенно укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений, внедрить новые организационные модели, образовательные технологии и программы, создать основы областной системы оценки качества образования.
Важным фактором развития образования в Московской области стал приоритетный национальный проект "Образование", в рамках которого в 2006-2010 годах обеспечена поддержка лидеров инновационного развития системы образования - лучших педагогов, учреждений общего и профессионального образования, а также осуществлены поставки современного оборудования, подключение школ к сети Интернет, развитие института классного руководства.
Участие Московской области в комплексном проекте модернизации образования и реализация данного проекта в 2007-2009 годах создали условия для возникновения институциональных изменений в системе образования: внедрение финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества образования, реализация моделей развития сети образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественного образования независимо от места жительства, становление и развитие института общественного участия в управлении образованием.
Перед системой образования Московской области стоит задача соответствовать не только современному уровню социально-экономического развития Московской области и потребностей населения, но и перспективным, стратегическим целям развития региона.
В Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 N 1164/49, определено, что экономическая политика Московской области фокусируется на развитии высокотехнологичных секторов экономики.
Образование вносит существенный вклад в формирование человеческого капитала - ключевого фактора конкурентоспособности инновационной экономики. Однако имеющийся на сегодня потенциал системы образования не позволяет реализовать данную функцию в полной мере. Сохраняется существенная дифференциация образовательных учреждений и муниципальных систем образования в обеспечении доступности и качества образовательных услуг. Наблюдается диспропорция между состоянием сети образовательных учреждений, темпами и тенденциями территориального развития. Сохраняется дефицит мест в учреждениях дошкольного образования, что не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения Московской области в доступных и качественных услугах дошкольного образования и обеспечить государственные гарантии доступности дошкольного образования для всех слоев населения Московской области (абзац дополнен постановлением Правительства Московской области от 21 июля 2011 года N 737/27, - см. предыдущую редакцию).
Содержание и качество профессионального образования не в полной мере соответствуют потребностям рынка труда в Московской области. Слабо развита система непрерывного профессионального образования, позволяющая в условиях обновления производственных технологий своевременно повышать квалификацию и осуществлять профессиональную переподготовку кадров. Сохраняется проблема эффективного использования бюджетных средств и привлечения внебюджетных ресурсов. Кадровый состав системы образования нуждается в обновлении и масштабной профессиональной переподготовке. Особенно острым является дефицит компетентных управленческих кадров - менеджеров в сфере образования, готовых успешно действовать в новых условиях финансово-хозяйственной деятельности.
В целом существует разрыв между содержанием и технологиями образования, институциональной структурой, уровнем кадрового и ресурсного обеспечения системы образования и задачами современной экономики. Поэтому модернизация системы образования, являющаяся необходимым условием формирования инновационной экономики, требует интенсивного продолжения и развития.
Актуальным остается вопрос доступности и качества питания обучающихся общеобразовательных учреждений. В организации системы питания обучающихся имеется ряд сложных проблем, требующих решения. Недостатки в обеспечении качественного и сбалансированного питания в общеобразовательных учреждениях вносят свой вклад в усиление негативных тенденций в состоянии здоровья обучающихся.
Совершенствование организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений направлено на решение приоритетной задачи социально-экономического развития области - повышение качества жизни детского населения.
Реализация комплексного проекта модернизации образования в Московской области стала первым этапом системного обновления среднего общего образования. Цели и задачи следующего этапа модернизации общего образования определяются национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 N Пр-271.
В связи с этим настоящая Программа рассматривается как инструмент реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", а также переноса результатов, полученных при реализации комплексного проекта модернизации образования, на всю систему образования.
В результате реализации Программы должны быть созданы условия для формирования современной модели образования, ориентированной на обеспечение задач инновационного развития Московской области, и включающей в себя:
новые стандарты и технологии образования;
современные модели воспитания, социализации, сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности детей, подростков и молодежи,
эффективные механизмы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
обновленную сеть образовательных учреждений, обеспечивающую вариативность и доступность образовательных услуг независимо от места жительства;
современную структуру, содержание и технологии профессионального образования, отвечающие актуальным и перспективным потребностям рынка труда (абзац в редакции, введенной в действие с 20 марта 2011 года постановлением Правительства Московской области от 10 марта 2011 года N 190/8, - см. предыдущую редакцию);
модернизированную систему непрерывного образования, предоставляющую возможность гражданам повышать и обновлять квалификацию на протяжении всей трудовой деятельности;
систему оценки качества образования, обеспечивающую объективность и прозрачность оценки учебных и внеучебных достижений, доступность результатов оценки для потребителей образовательных услуг;
финансово-экономические механизмы, стимулирующие качество образовательных услуг, позволяющие концентрировать и эффективно использовать государственные и частные финансовые средства.
Одновременно модернизация системы образования в рамках реализации Программы позволит обеспечить максимальное использование ее потенциала в повышении качества жизни населения Московской области, обеспечить доступность и вариативность услуг дошкольного образования, создать условия для развития системы психолого-педагогической поддержки семьи и детства, сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
Предполагается обеспечить поддержку и дальнейшее развитие наметившейся в последние годы позитивной тенденции восстановления ответственности системы образования за духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гражданской идентичности и национального самосознания.
Предусматривается комплекс мер по совершенствованию системы организации питания обучающихся.
Очевидно, что достижение обозначенных целей и решение задач, стоящих перед системой образования в Московской области, требуют использования программно-целевого метода.
Программно-целевой подход позволит скоординировать усилия органов исполнительной власти Московской области и законодательной власти Московской области, ведомств, общественности на основе эффективного использования имеющихся ресурсов, обеспечения контроля за промежуточными и конечными результатами.
Именно Программа, как комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, должна стать организационной основой государственной политики в сфере образования в долгосрочной перспективе.
При этом в процессе реализации Программы будет активно использоваться зарекомендовавший себя в приоритетном национальном проекте "Образование" и комплексном проекте модернизации образования в Московской области механизм конкурсной поддержки "точек роста", предусматривающий открытость принимаемых решений, участие общественных институтов в экспертизе и контроле реализации проектов и программ".
Социально-экономическим эффектом реализации Программы станет повышение качества жизни детского населения Московской области.
Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Московской области.
Исполнителями Программы являются Министерство образования Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области на основании заключенных соглашений (договоров) и организации, определяемые в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Законом Московской области N 196/2005-ОЗ "О закупках и поставках продукции для государственных нужд Московской области".
Государственный заказчик осуществляет управление реализацией Программы в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 04.05.2008 N 327/15 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 18.07.2008 N 581/26, от 16.06.2009 N 475/24, от 07.10.2009 N 823/43, от 02.08.2010 N 594/32, от 27.12.2010 N 1176/60) (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 21 июля 2011 года N 737/27, - см. предыдущую редакцию).
(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 3 сентября 2012 года N 1079/23. - См. предыдущую редакцию)
Цели Программы:
получение населением Московской области качественного образования;
развитие непрерывного образования;
удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в квалифицированных профессиональных кадрах на основе анализа и в соответствии с прогнозом;
создание условий для обеспечения качественным питанием обучающихся общеобразовательных учреждений для сохранения и укрепления их здоровья.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
совершенствование содержания и технологий образования;
создание условий для социализации, социальной адаптации, сохранения здоровья детей, подростков и молодежи, обеспечения их безопасности, формирования культуры здорового питания у участников образовательного процесса;
развитие системы оценки и контроля качества образования, обеспечение публичной доступности результатов модернизации системы образования;
совершенствование сети и институциональной структуры системы образования;