ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2010 года N 818/45
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы"
Правительство Московской области
постановляет:
Внести в долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 25.12.2008 N 1185/50 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 09.07.2009 N 555/27, от 11.12.2009 N 1097/52) (далее - Программа), следующие изменения:
1. В позиции "Объемы и источники финансирования" паспорта Программы:
цифры "659,61" заменить цифрами "558,57";
цифры "312,74" заменить цифрами "211,70";
цифры "645,15" заменить цифрами "544,11";
цифры "305,92" заменить цифрами "204,88".
2. Раздел I Программы "Характеристика проблемы и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы" изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
3. Раздел IV Программы "Планируемые количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы" изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
4. В разделе VII Программы "Ресурсное обеспечение Программы":
цифры "659,61" заменить цифрами "558,57";
цифры "312,74" заменить цифрами "211,70";
цифры "305,92" заменить цифрами "204,88".
5. Приложение N 1 к Программе изложить в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
Губернатор
Московской области
Б.В.Громов
"I. Характеристика проблемы и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы
Система образования Московской области является одной из наиболее масштабных и динамично развивающихся региональных образовательных систем в современной России.
Реализация областных целевых программ "Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы", "Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годов" позволила существенно укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений, внедрить новые организационные модели, образовательные технологии и программы, создать основы областной системы оценки качества образования.
Важным фактором развития образования в Московской области стал приоритетный национальный проект "Образование", в рамках которого в 2006-2010 годах обеспечена поддержка лидеров инновационного развития системы образования - лучших педагогов, учреждений общего и профессионального образования, а также осуществлены поставки современного оборудования, подключение школ к сети Интернет, развитие института классного руководства.
Участие Московской области в комплексном проекте модернизации образования и реализация данного проекта в 2007-2009 годах создали условия для возникновения институциональных изменений в системе образования: внедрение финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества образования, реализация моделей развития сети образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественного образования независимо от места жительства, становление и развитие института общественного участия в управлении образованием.
Перед системой образования Московской области стоит задача соответствовать не только современному уровню социально-экономического развития Московской области и потребностей населения, но и перспективным, стратегическим целям развития региона.
В Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 N 1164/49, определено, что экономическая политика Московской области фокусируется на развитии высокотехнологичных секторов экономики.
Образование вносит существенный вклад в формирование человеческого капитала - ключевого фактора конкурентоспособности инновационной экономики. Однако имеющийся на сегодня потенциал системы образования не позволяет реализовать данную функцию в полной мере. Сохраняется существенная дифференциация образовательных учреждений и муниципальных систем образования в обеспечении доступности и качества образовательных услуг. Наблюдается диспропорция между состоянием сети образовательных учреждений, темпами и тенденциями территориального развития.
Содержание и качество профессионального образования не в полной мере соответствуют потребностям рынка труда в Московской области. Слабо развита система непрерывного профессионального образования, позволяющая в условиях обновления производственных технологий своевременно повышать квалификацию и осуществлять профессиональную переподготовку кадров. Сохраняется проблема эффективного использования бюджетных средств и привлечения внебюджетных ресурсов. Кадровый состав системы образования нуждается в обновлении и масштабной профессиональной переподготовке. Особенно острым является дефицит компетентных управленческих кадров - менеджеров в сфере образования, готовых успешно действовать в новых условиях финансово-хозяйственной деятельности.
В целом существует разрыв между содержанием и технологиями образования, институциональной структурой, уровнем кадрового и ресурсного обеспечения системы образования и задачами современной экономики. Поэтому модернизация системы образования, являющаяся необходимым условием формирования инновационной экономики, требует интенсивного продолжения и развития.
Реализация комплексного проекта модернизации образования в Московской области стала первым этапом системного обновления среднего общего образования. Цели и задачи следующего этапа модернизации общего образования определяются национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 04.02.2010 N Пр-271.
В связи с этим настоящая Программа рассматривается как инструмент реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", а также переноса результатов, полученных при реализации комплексного проекта модернизации образования, на всю систему образования.
В результате реализации Программы должны быть созданы условия для формирования современной модели образования, ориентированной на обеспечение задач инновационного развития Московской области, и включающей в себя:
новые стандарты и технологии образования;
эффективные механизмы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
обновленную сеть образовательных учреждений, обеспечивающую вариативность и доступность образовательных услуг независимо от места жительства;
современную структуру, содержание и технологии профессионального образования, отвечающие запросам рынка труда;
модернизированную систему непрерывного образования, предоставляющую возможность гражданам повышать и обновлять квалификацию на протяжении всей трудовой деятельности;
систему оценки качества образования, обеспечивающую объективность и прозрачность оценки учебных и внеучебных достижений, доступность результатов оценки для потребителей образовательных услуг;
финансово-экономические механизмы, стимулирующие качество образовательных услуг, позволяющие концентрировать и эффективно использовать государственные и частные финансовые средства.
Одновременно модернизация системы образования в рамках реализации Программы позволит обеспечить максимальное использование ее потенциала в повышении качества жизни населения Московской области, обеспечить доступность и вариативность услуг дошкольного образования, создать условия для развития системы психолого-педагогической поддержки семьи и детства, сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
Предполагается обеспечить поддержку и дальнейшее развитие наметившейся в последние годы позитивной тенденции восстановления ответственности системы образования за духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гражданской идентичности и национального самосознания.
Очевидно, что достижение обозначенных целей и решение задач, стоящих перед системой образования в Московской области, требуют использования программно-целевого метода.
Именно Программа как комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий должна стать организационной основой государственной политики в сфере образования в долгосрочной перспективе.
При этом в процессе реализации Программы будет активно использоваться зарекомендовавший себя в приоритетном национальном проекте "Образование" и комплексном проекте модернизации образования в Московской области механизм конкурсной поддержки "точек роста", предусматривающий открытость принимаемых решений, участие общественных институтов в экспертизе и контроле реализации проектов и программ.".
"IV. Планируемые количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы
N п/п | Задачи, направленные на достижение цели | Планируемый объем финансирования на решение данной задачи, млн.руб. | Показатели, характеризующие достижение цели | Единица измерения | Базовое значение | Планируемое значение показателя по годам реализации | |||||
бюджет | бюджет муници- | другие источники | (на начало реализации Программы) | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | Совершенствование | 22,92 | 0,00 | 0,00 |
|
|
| 0,00 | 0,00 | 3,63 | 19,29 |
| содержания и технологий образования |
|
|
| 1. Доля первоклассников, прошедших обучение по образовательным программам для детей старшего дошкольного возраста, | процент | 65 | 65 | 65 0 | 67 10 | 70 15 |
|
|
|
|
| 2. Удельный вес численности учащихся 10-11 классов, обучающихся по программам профильного обучения | процент | 27,3 | 27,3 | 27,3 | 41 | 55 |
|
|
|
|
| 3. Доля учащихся 5-11 классов, обучающихся по программам этнокультурного содержания (о культурных, исторических традициях, экономике Московской области) по региональным учебно-методическим комплектам, | процент | 20 15 | 20 15 | 20 15 | 30 35 | 45 45 |
|
|
|
|
| 4. Удельный вес лиц, сдавших обязательный единый государственный экзамен по русскому языку, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене в Московской области | процент | 0 | 96,1 | 96,5 | 97,0 | 97,5 |
5. Удельный вес лиц, сдавших обязательный единый государственный экзамен по математике, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене в Московской области | процент | 0 | 92,5 | 93,0 | 93,5 | 94,0 | |||||
|
|
|
|
| 6. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен по трем и более предметам, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене в Московской области | процент | 0 | 82 | 84 | 84,2 | 84,4 |
|
|
|
|
| 7. Доля учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, перечни направлений подготовки (специальностей), в разработке которых участвовали объединения работодателей | процент | 0 | 0 | 0 | 10 | 35 |
8. Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области, реализующих инновационные образовательные программы | процент | 30 | 30 | 30 | 35 | 40 | |||||
|
|
|
|
| 9. Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области, обеспеченных Интернетом. | процент | 81,8 | 81,8 | 81,8 | 88 | 91 |
10. Доля выпускников государственных учреждений начального профессионального образования Московской области, трудоустроившихся по полученной профессии в год окончания учебного заведения, от общей численности выпускников таких учреждений | процент | 80 | 80 | 80 | 82 | 85 | |||||
11. Доля выпускников учреждений начального профессионального образования Московской области, получивших разряды выше установленных федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования | процент | 30 | 30 | 30 | 31 | 33 | |||||
2. | Создание условий для | 10,76 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 10,76 | |||
| социализации, социальной адаптации, формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, обеспечения их безопасности |
|
|
| 1. Доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях в Московской области, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса | процент | 54 | 54 | 54 | 75 | 75 |
|
|
|
|
| 2. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, | процент | 1,28 61,68 | 1,28 61,38 | 1,28 61,68 | 1,2 64,38 | 1,16 67,5 |
|
|
|
|
| 3. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и находящихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях всех типов | процент | 32,5 | 32,5 | 32,5 | 32 | 30,5 |
|
|
|
|
| 4. Количество служб сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ед. | 70 | 70 | 70 | 83 | 90 |
|
|
|
|
| 5. Доля семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных услугами служб сопровождения | процент | 35 | 35 | 35 | 40 | 45 |
|
|
|
|
| 6. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях специального (коррекционного) образования, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса | процент | 30 | 30 | 30 | 33 | 39 |
|
|
|
|
| 7. Доля выпускников общеобразовательных учреждений специального (коррекционного) образования, принятых в государственные учреждения профессионального образования Московской области, от общего количества учащихся, принятых на обучение | процент | 9 | 9 | 9 | 9,5 | 10 |
3. | Развитие системы оценки и контроля качества образования, обеспечение публичной доступности ее результатов | 6,82 | 0,00 | 0,00 |
|
|
| 0,00 | 0,00 | 2,49 | 4,33 |
|
|
|
|
| 1. Удовлетворенность населения качеством общего образования, начального и среднего профессионального образования (процент от числа опрошенных). | процент | 52,3 | 60 | 63 | 68 | 70 |
|
|
|
|
| 2. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене в Московской области | процент | 0 | 96,1 | 96,5 | 97,0 | 97,5 |
|
|
|
|
| 3. Удельный вес лиц, сдавших обязательный единый государственный экзамен по математике, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене в Московской области | процент | 0 | 92,5 | 93,0 | 93,5 | 94 |
4. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен по трем и более предметам, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене в Московской области | процент | 0 | 82 | 84 | 84,2 | 84,4 | |||||
|
|
|
|
| 5. Доля обучающихся 4 классов, прошедших независимую аттестацию | процент | 0 | 0 | 0 | 25 | 50 |
|
|
|
|
| 6. Доля выпускников общеобразовательных учреждений в Московской области, прошедших государственную (итоговую) аттестацию в 9 классах в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования (по русскому языку) | процент | 62 | 93 | 93 | 93 | 93 |
7. Доля выпускников общеобразовательных учреждений в Московской области, прошедших государственную (итоговую) аттестацию в 9 классах в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования (по математике) | процент | 62 | 92,9 | 92,9 | 92,9 | 92,9 | |||||
|
|
|
|
| 8. Доля муниципальных образований Московской области, в общеобразовательных учреждениях которых осуществляется учет внеучебных достижений обучающихся | процент | 0 | 0 | 0 | 5,5 | 15 |
|
|
|
|
| 9. Удельный вес обучающихся 7-11 классов, участвующих во втором муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады, от общего количества обучающихся 7-11 классов | процент | 32 | 32 | 32 | 34 | 38 |
|
|
|
|
| 10. Количество обучающихся 9-11 классов, принимающих участие во Всероссийской предметной олимпиаде: | чел. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11. Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области, внедряющих систему управления качеством образования | процент | 32 | 32 | 32 | 40 | 65 |
12. Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности | процент | 80 | 80 | 80 | 88 | 95 | |||||
4. | Совершенствование сети и институциональной структуры системы образования | 4,74 | 0,00 | 0,00 |
|
|
| 0,00 | 0,00 | 0,00 | 4,74 |
|
|
|
|
| 1. Доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях в Московской области, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса | процент | 54 | 54 | 54 | 75 | 75 |
|
|
|
|
| 2. Количество автономных образовательных учреждений Московской области | ед. | 0 | 0 | 4 | 13 | 13 |
|
|
|
|
| 3. Количество служб сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ед. | 70 | 70 | 70 | 83 | 90 |
5. | Развитие кадрового ресурса системы образования | 5,74 | 0,00 | 0,00 |
|
|
| 0,00 | 0,00 | 0,00 | 5,74 |
|
|
|
|
| 1. Доля государственных и муниципальных образовательных учреждений в Московской области, в которых руководитель имеет управленческую подготовку, подтвержденную документами о профессиональном образовании (специальность "Менеджер") и/или профессиональной переподготовке (специальность "Менеджер образования"): | процент | 30 | 30 | 30 | 40 | 63 |
|
|
|
|
| 2. Доля мастеров в учреждениях начального и среднего профессионального образования Московской области с высшим педагогическим образованием, от общей их численности | процент | 40 | 40 | 40 | 41 | 43 |
|
|
|
|
| 3. Доля мастеров, подтвердивших или повысивших разряды (прошедших стажировку на предприятиях, в ресурсных центрах), от общей их численности | процент | 40 | 40 | 40 | 43 | 48 |
6. | Обновление экономических и организационно-управленческих механизмов в системе образования | 17,57 | 0,00 | 0,00 |
|
|
| 0,00 | 0,00 | 3,00 | 14,57 |
|
|
|
|
| 1. Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области, внедряющих систему управления качеством образования | процент | 32 | 32 | 32 | 40 | 65 |
|
|
|
|
| 2. Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности | процент | 80 | 80 | 80 | 88 | 95 |
|
|
|
|
| 3. Количество автономных образовательных учреждений Московской области | ед. | 0 | 0 | 4 | 13 | 13 |
|
|
|
|
| 4. Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат | процент | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 15 | 40 |
|
|
|
|
| 5. Доля государственных и муниципальных образовательных учреждений в Московской области, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образованием | процент | 30 | 30 | 30 | 55 | 75 |
7. | Развитие материально-технической базы образовательных учреждений | 475,56 | 14,66 | 0,00 |
|
|
| 0,00 | 16,40 | 195,76 | 263,40 |
|
|
|
|
| 1. Доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях в Московской области, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса | процент | 54 | 54 | 54 | 80 | 84 |
|
|
|
|
| 2. Количество обучающихся на один компьютер в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Московской области | чел. | 11,13 | 11,3 | 11,3 | 10,7 | 10,3 |
|
|
|
|
| 3. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях специального (коррекционного) образования, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса | процент | 30 | 30 | 30 | 33 | 39 |
4. Доля государственных и муниципальных образовательных учреждений в Московской области, отвечающих современным требованиям безопасности | процент | 76 | 76 | 76 | 90 | 96 |