Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 15 декабря 2006 года N 1164/49


О Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года

(с изменениями на 8 июля 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 24 января 2019 года на основании
постановления Правительства Московской области
 от 28 декабря 2018 года N 1023/45

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Московской области от 8 июля 2011 года N 672/25 (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 130, 21.07.2011).

____________________________________________________________________



В связи с завершением реализации Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы Правительство Московской области

постановляет:

1. Одобрить Стратегию социально-экономического развития Московской области до 2020 года (далее - Стратегия) согласно приложению.

1.1. Установить, что нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Московской области, муниципальных районов и городских округов Московской области относятся к документам, определяющим направления социально-экономического развития Московской области (пункт дополнительно включен постановлением Правительства Московской области от 8 июля 2011 года N 672/25).

2. Центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, государственным органам Московской области и государственным учреждениям Московской области при разработке отраслевых программных документов стратегического характера руководствоваться основными положениями Стратегии.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при разработке программ социально-экономического развития руководствоваться основными положениями Стратегии.

4. Министерству экономики Московской области (В.Б.Крымов) до 1 мая года, следующего за отчетным, осуществлять подготовку и представление в установленном порядке на рассмотрение Правительства Московской области отчета о ходе реализации Стратегии.

5. Министерству по делам печати и информации Московской области (С.Н.Моисеев) обеспечить в установленном порядке официальное опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области - министра финансов Правительства Московской области А.В.Кузнецова.



Губернатор
Московской области
Б.В.Громов

     

Приложение
к постановлению Правительства
Московской области
от 15 декабря 2006 года N 1164/49

СТРАТЕГИЯ
 социально-экономического развития Московской области до 2020 года Среднесрочная программа социально-экономического развития Московской области до 2010 года

      

     

I. Социально-экономическое положение Московской области

Введение


Основными федеральными документами, определяющими политику Правительства Московской области, являются: Конституция Российской Федерации, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), отраслевые стратегии и концепции развития Российской Федерации (транспортная, энергетическая, газовая), мероприятия административной, бюджетной и других институциональных реформ, реформы местного самоуправления.

В 1997-2005 годах социально-экономическое развитие Московской области осуществлялось в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы (далее - Концепция). Итоги социально-экономического развития Московской области за период 1997-2005 годов показывают, что основные положения Концепции, разработка которой была осуществлена еще в 1996 году, выполнены.

Механизм реализации Концепции включал в себя ежегодно разрабатываемые прогнозы социально-экономического развития Московской области, в которых Концепция находила свою конкретизацию как в объемных, так и в динамических параметрах.

Прогнозирование в Московской области осуществляется в соответствии с требованиями Закона Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области".

Прогноз социально-экономического развития Московской области определяет направления социально-экономического развития Московской области на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Начиная с 2000 года в Московской области формируется Комплексная программа социально-экономического развития на очередной финансовый год, в рамках которой осуществляется выполнение мероприятий областных целевых программ.

В 2006 году Комплексная программа социально-экономического развития Московской области включает мероприятия 12 областных целевых программ, реализующих основные приоритеты политики Московской области в конкретных сферах социально-экономического развития. Помимо областных целевых программ на территории Московской области в 2006 году реализуются мероприятия 17 программ Правительства Московской области.

Кроме того, в 2006 году Московская область участвует в мероприятиях 8 федеральных целевых программ.

I.1. Характеристика социально-экономического потенциала Московской области

     

 I.1.1. Экономико-географическое положение


Московская область расположена в центре европейской части России в бассейнах рек Волги, Оки, Клязьмы, Москвы. Территория Московской области составляет 45,8 тыс.кв.км, или 0,3 процента территории страны.

Московская область, входящая в состав Центрального федерального округа Российской Федерации, занимает выгодное географическое положение.

На севере и северо-западе Московская область граничит с Тверской областью, на западе - со Смоленской областью, на северо-востоке - с Ярославской областью, на востоке - с Владимирской областью, на юго-востоке - с Рязанской областью, на юге - с Тульской областью, на юго-западе - с Калужской областью.

Через Московскую область проходят и обслуживаются ею практически все основные транспортные "линии" России. Таким образом, Московская область является высокоразвитым транспортным узлом, обеспечивающим связь субъектов Российской Федерации со столицей России, а также с ближним и дальним зарубежьем, организацию транзитных потоков (товаров, имущества, финансов) и миграционных потоков.

I.1.2. Природно-климатические условия


Московская область находится в зоне с умеренно континентальным климатом. Средняя многолетняя температура воздуха в январе составляет -6,7 °C, в июле +19 °C. Среднегодовой объем выпадения осадков - 450-650 мм. Средняя продолжительность вегетационного периода - 130-140 дней.

Большая часть Московской области (северная и центральная) расположена в лесной зоне, и лишь крайний юг - в лесостепной.

На территорию Московской области приходится 8,6 процента общей площади лесного фонда Центрального федерального округа и лесов округа, не входящих в его лесной фонд; 8,5 процента лесных и 8,5 процента лесопокрытых площадей; 10,7 процента запасов древесины. Один из исторически сложившихся видов лесопользования на территории Московской области - заготовка и переработка различных видов дикорастущего растительного сырья (грибов, ягод, орехов, древесных соков и т.д.).

Гидрографическая сеть Московского региона принадлежит к бассейну реки Волга. Самые крупные реки - Ока и Волга протекают по южной и северной окраинам Московской области. Всего по территории Московской области протекает 353 реки, из которых 348 - малые реки.

Основными водными артериями Московской области являются реки Москва и Клязьма, а также канал им.Москвы. На территории Московской области создано 72 водохранилища с полным объемом более одного млн.куб.м, наиболее крупными из них являются Белоомутское, Верхнерузское, Икшинское, Клязьминское, Пестовское, Пяловское.

В Московской области расположены особо охраняемые природные территории федерального значения: Приокско-Террасный государственный биосферный заповедник, национальный парк "Лосиный остров", государственный комплекс "Завидово" со статусом национального парка, Ивантеевский дендрологический парк им. А.С.Яблокова, памятник природы "Озеро Киево", ботанический сад Всероссийского института лекарственных растений.

Кроме того, на территории Московской области расположены 151 природный заказник, 80 памятников природы, 171 памятник садово-паркового искусства, 71 заповедный лесной участок, 5 охотничьих заказников (8 участков).

Охрана окружающей среды


За последние годы в Московской области существенно улучшилась экологическая обстановка.

По итогам проведения Всероссийского конкурса по работе региональных организационных комитетов Общероссийских дней защиты от экологической опасности в субъектах Российской Федерации Московская область в 2005 году, как и в предыдущие пять лет, заняла первое место.

На территории Московской области успешно решается проблема вовлечения природоохранных общественных организаций, а также широких слоев населения в природоохранную работу.

В рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности на территории Московской области совместно с общественными экологическими организациями были проведены:

- экологические конференции "Эко - 2004" и "Эко - 2005", в которых участвовали представители 9 субъектов Российской Федерации, Украины, Республики Беларусь и Казахстана, а также более 30 муниципальных образований Московской области;

- межвузовские научно-практические конференции по актуальным вопросам экологии и природопользования при участии десятков вузов г.Москвы и Московской области;

- "Марш парков - 2004" и "Марш парков - 2005" с участием десятков общественных экологических организаций, сотен школьников, муниципальных и государственных служащих Московской области;

- международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых "Экология и устойчивое развитие" под эгидой Программы ООН по защите окружающей среды и международная молодежная конференция "Молодежь за безопасную окружающую среду для устойчивого развития" в Международном университете природы, общества и человека "Дубна";

- ежегодные московские областные слеты юных экологов в Туристско-экологическом центре (Луховицкий муниципальный район);

- массовые акции: "Чистая Земля", "Чистые леса", "Чистые берега" и другие.

Так, в ходе проведения Дней защиты - 2005 на территории Московской области было посажено более 70 тыс.деревьев и кустарников, устроено около 51 тыс.кв.м газонов и цветников, убрано 1200 км пляжных зон водоемов и зон отдыха, очищено 11 тыс.га от мусора, вывезено более 40 тыс.куб.м мусора, отремонтированы контейнерные площадки.

В целях совершенствования системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Московской области был разработан специальный План мероприятий в сфере обращения с отходами на 2002-2005 годы, в соответствии с которым предусматривалось строительство и реконструкция 25 полигонов твердых бытовых отходов, рекультивация 20 таких полигонов, строительство 13 заводов и мусоросортировочных линий по переработке твердых бытовых отходов.

К концу 2005 года объем инвестиций, вложенных в выполнение указанных мероприятий, составил более 700 млн.рублей. Введена в эксплуатацию мусоросортировочная станция на территории г.Щелково; осуществлено строительство заготовительно-сортировочного предприятия вторичного сырья на полигоне твердых бытовых отходов "Торбеево" в Люберецком муниципальном районе мощностью 100 тыс.тонн отходов в год; смонтирована и подготовлена к запуску первая очередь современного отечественного мусоросортировочного комплекса с усовершенствованной технологией переработки твердых бытовых отходов производительностью 120 тыс.куб.м в год в Подольском муниципальном районе, осуществлены другие мероприятия.

I.1.3. Потенциал природных ресурсов


В Московской области выделяются восемь эколого-экономических зон: Верхневолжская, Клинско-Дмитровская, Смоленско-Московская, Мещерская, Шатурская, Московско-Окская, Заокская и Центральная.

Минерально-сырьевая база Московской области довольно развита и разнообразна. Ежегодно из недр Московской области извлекается около 16 млн.куб.м твердых полезных ископаемых.

Свою деятельность в Московской области осуществляют свыше 6 тыс.недропользователей, из них около 160 предприятий добывают твердые полезные ископаемые, остальные - подземные воды.

Преобладающее значение в структуре полезных ископаемых занимают строительные материалы (песчано-гравийные смеси, пески, цементное сырье, кирпичные глины и другие), на долю которых приходится 70 процентов промышленных запасов минерального сырья. Из десяти видов твердых общераспространенных полезных ископаемых в Московской области добывается девять.

I.1.4. Демографическая ситуация и рынок труда


Московская область является одним из крупнейших по численности населения регионов России. На ее территории проживает 6,61 млн.человек (около 4,6 процента от общего числа жителей России), из них 80,5 процента составляет городское население. Плотность населения - 144,7 человека на 1 кв.км.

На территории Московской области расположены 38 районов, 27 городов областного подчинения, 3 закрытых административно-территориальных образования, 28 городов областного подчинения, которые являются административными центрами районов.

Административное деление Московской области представлено 378 муниципальными образованиями, в том числе 36 городскими округами, 36 муниципальными районами, 306 городскими и сельскими поселениями.

В Московской области в течение длительного времени сохраняется сложная демографическая обстановка, выражающаяся, в первую очередь, в высоких показателях естественной убыли населения (величина ежегодной естественной убыли населения колебалась от 64,7 тыс.человек в 1999 году до 56,3 тыс.человек в 2005 году), когда смертность значительно превышает рождаемость (таблица 1).

Таблица 1

     

Общие коэффициенты естественного движения населения (на 1000 населения) (промилле)

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Число родившихся

Российская Федерация

8,7

9,0

9,7

10,2

10,4

10,2

Белгородская область

8,0

8,2

8,6

9,2

9,1

9,0

Брянская область

7,8

7,9

8,6

9,1

9,2

9,0

Владимирская область

7,6

8,1

8,6

9,3

9,4

9,2

Воронежская область

7,6

7,7

8,0

8,3

8,6

8,4

Ивановская область

7,2

7,8

8,3

8,8

9,0

8,7

Калужская область

7,4

8,0

8,4

8,8

9,2

8,9

Костромская область

8,1

8,7

9,4

9,5

10,0

9,7

Курская область

8,2

8,4

8,5

8,8

9,0

8,6

Липецкая область

7,8

8,0

8,7

8,8

9,2

9,4

Московская область

7,2

7,7

8,2

8,8

9,1

9,0

Орловская область

7,9

8,1

8,6

8,9

9,1

8,7

Рязанская область

7,0

7,4

7,8

8,3

8,5

8,4

Смоленская область

7,0

7,6

8,2

8,7

8,8

8,6

Тамбовская область

8,0

7,8

8,1

8,5

8,7

8,5

Тверская область

7,5

8,0

8,7

9,2

9,5

9,3

Тульская область

6,8

7,2

7,4

7,9

7,9

7,8

Ярославская область

7,3

8,1

8,6

9,1

9,4

9,3

г.Москва

7,3

7,5

7,9

8,4

8,8

8,9

Число умерших

Российская Федерация

15,3

15,6

16,2

16,4

16,0

16,1

Белгородская область

15,5

16,1

16,2

16,1

16,2

16,0

Брянская область

18,2

17,9

19,2

19,1

19,0

19,7

Владимирская область

19,1

19,7

20,8

20,8

20,2

20,3

Воронежская область

17,9

18,3

18,9

19,0

18,6

18,8

Ивановская область

20,8

20,7

22,0

22,1

21,6

22,0

Калужская область

18,1

18,3

18,8

19,0

18,7

19,2

Костромская область

18,9

19,9

21,1

21,7

21,2

21,0

Курская область

18,6

18,7

19,3

19,7

19,4

19,7

Липецкая область

16,5

17,1

17,5

18,4

18,3

17,9

Московская область

17,0

17,8

17,9

17,9

17,5

17,5

Орловская область

17,7

18,0

18,6

18,8

18,6

18,5

Рязанская область

19,3

19,9

20,5

21,2

20,2

20,3

Смоленская область

20,0

20,6

21,6

22,0

21,3

21,5

Тамбовская область

19,0

18,8

19,8

20,0

19,1

19,3

Тверская область

21,6

22,9

23,9

24,1

23,2

23,1

Тульская область

21,0

21,5

21,8

22,6

21,7

22,0

Ярославская область

18,0

19,6

20,5

20,8

20,0

19,9

г.Москва

13,1

13,2

13,2

13,1

12,6

12,4

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»