(с изменениями на 8 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 18.03.2014 N 89-п, от 25.06.2014 N 254-п, от 09.10.2014 N 482-п, от 30.09.2014 N 422-п, от 17.03.2015 N 107-п, от 18.06.2015 N 300-п, от 02.10.2015 N 527-п, от 30.10.2015 N 567-п, от 15.03.2016 N 106-п, от 31.05.2016 N 265-п, от 30.09.2016 N 490-п, от 15.11.2016 N 560-п, от 14.03.2017 N 135-п, от 19.04.2017 N 225-п, от 05.10.2017 N 604-п, от 02.11.2017 N 663-п, от 30.01.2018 N 26-п, от 15.05.2018 N 269-п, от 25.09.2018 N 550-п, от 09.10.2018 N 590-п, от 15.01.2019 N 12-п, от 14.05.2019 N 252-п, от 27.09.2019 N 500-п, от 08.10.2019 N 549-п, от 04.02.2020 N 69-п, от 14.04.2020 N 242-п, от 29.09.2020 N 679-п, от 09.10.2020 N 723-п, от 02.02.2021 N 55-п, от 18.05.2021 N 327-п, от 29.09.2021 N 683-п, от 14.10.2021 N 736-п, от 15.02.2022 N 99-п, от 12.04.2022 N 295-п, от 27.09.2022 N 803-п, от 11.10.2022 N 855-п, от 17.01.2023 N 20-п, от 16.05.2023 N 391-п, от 26.09.2023 N 761-п, от 10.10.2023 N 804-п, от 20.02.2024 N 116-п, от 08.10.2024 N 730-п)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 20.09.2023 N 736-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:
(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 15.02.2022 N 99-п, от 26.09.2023 N 761-п)
1. Утвердить государственную программу Красноярского края "Управление государственными финансами" согласно приложению.
(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 18.03.2014 N 89-п)
2. Опубликовать Постановление в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ"
(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 26.09.2023 N 761-п, от 20.02.2024 N 116-п, от 08.10.2024 N 730-п)
Современное состояние системы управления государственными финансами в Красноярском крае характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, повышением эффективности и результативности расходов краевого бюджета, реализацией комплекса мер, направленных на создание условий для устойчивого и сбалансированного исполнения местных бюджетов, повышения их самостоятельности.
На протяжении последних лет Красноярский край входит в десятку регионов - лидеров страны по основным финансовым показателям. По итогам 2022 года Красноярский край занимает шестое место по общему объему доходов и общему объему расходов. Кроме того, Красноярский край входит в число устойчивых регионов-доноров, занимая десятое место в стране по наполнению федерального бюджета, что отражает огромный потенциал Красноярского края, его значимость для всей российской экономики, а также готовность и возможность противостоять внешним вызовам.
Основные параметры бюджета Красноярского края за 2018 - 2022 годы характеризуются положительной динамикой:
доходы краевого бюджета увеличились в 1,6 раза и достигли исторических значений, превысив отметку в 300,0 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы в 1,6 раза, безвозмездные поступления из федерального бюджета в 1,5 раза;
расходная часть краевого бюджета увеличилась более чем на 55 процентов;
решена задача по снижению дефицита краевого бюджета - благодаря проведению взвешенной бюджетной и налоговой политики, начиная с 2019 года, краевой бюджет исполнялся с превышением доходов над расходами, а по итогам 2022 года исполнен с небольшим техническим дефицитом, который обеспечен остатками средств на начало года.
Важным финансовым результатом проводимой долговой политики стала стабилизация и снижение государственного долга Красноярского края, который к концу 2022 года составил 50,6 млрд рублей, что ниже уровня 2018 года более чем в два раза. Вследствие этого Красноярский край находится в группе регионов с высоким уровнем долговой устойчивости, приобретая возможность реализации крупных инвестиционных проектов с использованием механизмов инфраструктурного меню.
Таким образом, в Красноярском крае обеспечены условия для безусловного исполнения принятых расходных обязательств Красноярского края, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития региона, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Красноярского края. По результатам оценки, проводимой ежегодно Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами", Красноярский край входит в группу субъектов Российской Федерации с надлежащим качеством управления региональными финансами.
Благодаря реализованным в сфере управления государственными финансами мероприятиям достигнуты следующие результаты.
1. Для обеспечения эффективного достижения стратегических целей социально-экономического развития Красноярского края осуществлен переход к формированию расходной части краевого и местных бюджетов в соответствии с принципами программно-целевого планирования. С 2019 года применяется инструмент программно-целевого планирования - национальные проекты, достижение целей которых осуществляется путем реализации мероприятий федеральных и региональных проектов.
2. В целях повышения эффективности процесса исполнения краевого бюджета:
осуществлен поэтапный переход на финансирование расходов краевого бюджета по казначейской системе исполнения бюджета, создана единая казначейская система исполнения краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Красноярского края, внедрена единая автоматизированная система управления бюджетным процессом;
кассовое обслуживание исполнения краевого бюджета в части проведения и учета операций по кассовым поступлениям в краевой бюджет и кассовым выплатам из краевого бюджета осуществляется Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю через открытие и ведение лицевого счета краевого бюджета;
полномочия по исполнению краевого бюджета в части санкционирования оплаты денежных обязательств, открытия и ведения лицевых счетов переданы министерству финансов Красноярского края (далее - министерство финансов);
в силу положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 1 января 2017 года министерством финансов осуществляются полномочия по контролю в сфере закупок.
3. В целях повышения эффективности и качества оказания государственных услуг, совершенствования государственного задания как инструмента управления результатами:
упорядочены однотипные государственные услуги, работы (исходя из гарантий и обязательств государства сформированы общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг, оказываемых физическим лицам, а также федеральные и региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ, в соответствии с которыми формируются государственные задания);
создана система нормативного финансирования государственных услуг, работ, основанная на нормировании в расчете на единицу услуги, работы, а не на одно учреждение;
в 2020 году Красноярский край одним из первых в стране приступил к внедрению механизмов социального заказа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере". Апробация новой системы в регионе происходит в отношении социального обслуживания на дому, социальных услуг в полустационарной форме, в отношении образовательных услуг, а также в области развития туризма. По итогам двух лет работы Красноярский край (наряду с Московской областью) отмечен на федеральном уровне как регион с лучшей практикой внедрения социального заказа.
4. Создана необходимая нормативная правовая база для содействия устойчивому развитию, укреплению финансовой обеспеченности муниципальных образований Красноярского края и создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения местных бюджетов.
При этом выстраивание эффективной системы межбюджетных отношений является одной из самых трудных задач в области бюджетного регулирования, что обусловлено значительной дифференциацией муниципальных образований Красноярского края по уровню социально-экономического развития, а, следовательно, и собственных доходов, которые неравномерно распределены по территориям Красноярского края.
В финансовом плане реализация поставленной задачи осуществляется с использованием различных инструментов, которые закреплены Законом Красноярского края от 10.07.2007 N 2-317 "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае" (далее - Закон края), в том числе:
сокращение разрыва в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями Красноярского края осуществляется путем предоставления из краевого бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Красноярского края, субвенций в соответствии с Законом Красноярского края от 29.11.2005 N 16-4081 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района края";
для повышения эффективности выравнивания предусмотрено предоставление субсидий краевому бюджету из бюджетов поселений, а с 2022 года - из бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Красноярского края;
на обеспечение сбалансированности местных бюджетов направлено предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, дотаций на частичную компенсацию расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений и дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований;
в целях реализации отдельных государственных полномочий органов государственной власти Красноярского края, выполнение которых осложняется социально-экономическими, климатическими и географическими факторами, осуществляется наделение органов местного самоуправления указанными полномочиями;
в целях укрепления финансовой основы местного самоуправления и повышения самостоятельности органов местного самоуправления за местными бюджетами закрепляются нормативы отчислений по отдельным видам налогов и сборов.
В результате принятых на краевом уровне решений в целом с 2018 года по 2022 год объем доходов муниципальных образований Красноярского края увеличился на 50 процентов.
Кроме того, в целях увеличения доходной базы муниципальных образований в Красноярском крае организовано межведомственное взаимодействие с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой судебных приставов, а также органами местного самоуправления по повышению собираемости платежей и эффективному использованию земельно-имущественного комплекса. Проведена совместная работа по инвентаризации объектов, установлению правообладателей недвижимости, определению кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости, что в конечном итоге привело к поступлению дополнительных налоговых платежей. Одновременно в целях снижения финансовой зависимости от регионального бюджета и развития налогового потенциала территорий в Красноярском крае применяется механизм финансового стимулирования муниципальных образований. Начиная с 2020 года, стимулирование органов местного самоуправления к увеличению собственной доходной базы осуществляется в размере прироста поступлений отдельных налоговых доходов: единого сельскохозяйственного налога, налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, налога на имущество физических лиц, земельного налога.
(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 20.02.2024 N 116-п)
Особое внимание в рамках совершенствования межбюджетных отношений в Красноярском крае уделяется повышению эффективности и предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов из краевого бюджета местным бюджетам, в том числе:
разработаны и действуют единые правила формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Красноярского края, содержащие также меры ответственности за неисполнение установленных соглашениями обязательств;
проведена работа по сокращению сроков доведения межбюджетных трансфертов до местных бюджетов.