В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 20.09.2023 N 736-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:
1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 501-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Управление государственными финансами" следующие изменения:
в преамбуле слова "от 01.08.2013 N 374-п" заменить словами "от 20.09.2023 N 736-п";
государственную программу Красноярского края "Управление государственными финансами" изложить в редакции согласно приложению.
2. Опубликовать Постановление в газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
председателя Правительства края
С.В.ВЕРЕЩАГИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ"
Современное состояние системы управления государственными финансами в Красноярском крае характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, повышением эффективности и результативности расходов краевого бюджета, реализацией комплекса мер, направленных на создание условий для устойчивого и сбалансированного исполнения местных бюджетов, повышения их самостоятельности.
На протяжении последних лет Красноярский край входит в десятку регионов - лидеров страны по основным финансовым показателям. По итогам 2022 года Красноярский край занимает шестое место по общему объему доходов и общему объему расходов. Кроме того, Красноярский край входит в число устойчивых регионов-доноров, занимая десятое место в стране по наполнению федерального бюджета, что отражает огромный потенциал Красноярского края, его значимость для всей российской экономики, а также готовность и возможность противостоять внешним вызовам.
Основные параметры бюджета Красноярского края за 2018 - 2022 годы характеризуются положительной динамикой:
доходы краевого бюджета увеличились в 1,6 раза и достигли исторических значений, превысив отметку в 300,0 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы в 1,6 раза, безвозмездные поступления из федерального бюджета в 1,5 раза;
расходная часть краевого бюджета увеличилась более чем на 55 процентов;
решена задача по снижению дефицита краевого бюджета - благодаря проведению взвешенной бюджетной и налоговой политики, начиная с 2019 года, краевой бюджет исполнялся с превышением доходов над расходами, а по итогам 2022 года исполнен с небольшим техническим дефицитом, который обеспечен остатками средств на начало года.
Важным финансовым результатом проводимой долговой политики стала стабилизация и снижение государственного долга Красноярского края, который к концу 2022 года составил 50,6 млрд рублей, что ниже уровня 2018 года более чем в два раза. Вследствие этого Красноярский край находится в группе регионов с высоким уровнем долговой устойчивости, приобретая возможность реализации крупных инвестиционных проектов с использованием механизмов инфраструктурного меню.
Таким образом, в Красноярском крае обеспечены условия для безусловного исполнения принятых расходных обязательств Красноярского края, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития региона, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Красноярского края. По результатам оценки, проводимой ежегодно Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами", Красноярский край входит в группу субъектов Российской Федерации с надлежащим качеством управления региональными финансами.
Благодаря реализованным в сфере управления государственными финансами мероприятиям достигнуты следующие результаты.
1. Для обеспечения эффективного достижения стратегических целей социально-экономического развития Красноярского края осуществлен переход к формированию расходной части краевого и местных бюджетов в соответствии с принципами программно-целевого планирования. С 2019 года применяется инструмент программно-целевого планирования - национальные проекты, достижение целей которых осуществляется путем реализации мероприятий федеральных и региональных проектов.
2. В целях повышения эффективности процесса исполнения краевого бюджета:
осуществлен поэтапный переход на финансирование расходов краевого бюджета по казначейской системе исполнения бюджета, создана единая казначейская система исполнения краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Красноярского края, внедрена единая автоматизированная система управления бюджетным процессом;
кассовое обслуживание исполнения краевого бюджета в части проведения и учета операций по кассовым поступлениям в краевой бюджет и кассовым выплатам из краевого бюджета осуществляется Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю через открытие и ведение лицевого счета краевого бюджета;
полномочия по исполнению краевого бюджета в части санкционирования оплаты денежных обязательств, открытия и ведения лицевых счетов переданы министерству финансов Красноярского края (далее - министерство финансов);
в силу положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 1 января 2017 года министерством финансов осуществляются полномочия по контролю в сфере закупок.
3. В целях повышения эффективности и качества оказания государственных услуг, совершенствования государственного задания как инструмента управления результатами:
упорядочены однотипные государственные услуги, работы (исходя из гарантий и обязательств государства сформированы общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг, оказываемых физическим лицам, а также федеральные и региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ, в соответствии с которыми формируются государственные задания);
создана система нормативного финансирования государственных услуг, работ, основанная на нормировании в расчете на единицу услуги, работы, а не на одно учреждение;
в 2020 году Красноярский край одним из первых в стране приступил к внедрению механизмов социального заказа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере". Апробация новой системы в регионе происходит в отношении социального обслуживания на дому, социальных услуг в полустационарной форме, в отношении образовательных услуг, а также в области развития туризма. По итогам двух лет работы Красноярский край (наряду с Московской областью) отмечен на федеральном уровне как регион с лучшей практикой внедрения социального заказа.
4. Создана необходимая нормативная правовая база для содействия устойчивому развитию, укреплению финансовой обеспеченности муниципальных образований Красноярского края и создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения местных бюджетов.
При этом выстраивание эффективной системы межбюджетных отношений является одной из самых трудных задач в области бюджетного регулирования, что обусловлено значительной дифференциацией муниципальных образований Красноярского края по уровню социально-экономического развития, а, следовательно, и собственных доходов, которые неравномерно распределены по территориям Красноярского края.
В финансовом плане реализация поставленной задачи осуществляется с использованием различных инструментов, которые закреплены Законом Красноярского края от 10.07.2007 N 2-317 "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае" (далее - Закон края), в том числе:
сокращение разрыва в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями Красноярского края осуществляется путем предоставления из краевого бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Красноярского края, субвенций в соответствии с Законом Красноярского края от 29.11.2005 N 16-4081 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района края";
для повышения эффективности выравнивания предусмотрено предоставление субсидий краевому бюджету из бюджетов поселений, а с 2022 года - из бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Красноярского края;
на обеспечение сбалансированности местных бюджетов направлено предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, дотаций на частичную компенсацию расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений и дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований;
в целях реализации отдельных государственных полномочий органов государственной власти Красноярского края, выполнение которых осложняется социально-экономическими, климатическими и географическими факторами, осуществляется наделение органов местного самоуправления указанными полномочиями;
в целях укрепления финансовой основы местного самоуправления и повышения самостоятельности органов местного самоуправления за местными бюджетами закрепляются нормативы отчислений по отдельным видам налогов и сборов.
В результате принятых на краевом уровне решений в целом с 2018 года по 2022 год объем доходов муниципальных образований Красноярского края увеличился на 50 процентов.
Кроме того, в целях увеличения доходной базы муниципальных образований в Красноярском крае организовано межведомственное взаимодействие с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой судебных приставов, а также органами местного самоуправления по повышению собираемости платежей и эффективному использованию земельно-имущественного комплекса. Проведена совместная работа по инвентаризации объектов, установлению правообладателей недвижимости, определению кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости, что в конечном итоге привело к поступлению дополнительных налоговых платежей.
Особое внимание в рамках совершенствования межбюджетных отношений в Красноярском крае уделяется повышению эффективности и предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов из краевого бюджета местным бюджетам, в том числе:
разработаны и действуют единые правила формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Красноярского края, содержащие также меры ответственности за неисполнение установленных соглашениями обязательств;
проведена работа по сокращению сроков доведения межбюджетных трансфертов до местных бюджетов.
Контроль за соблюдением бюджетного законодательства и обеспечения ответственной финансовой политики в муниципальных районах, муниципальных округах и городских округах Красноярского края осуществляется посредством мониторинга финансовой ситуации в указанных муниципальных образованиях Красноярского края.
Министерством финансов ежегодно проводится мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами в муниципальных районах, муниципальных округах и городских округах Красноярского края, в результате которого планируется увеличить количество муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Красноярского края, которым присвоена I или II степень качества управления муниципальными финансами.
5. В целях обеспечения прозрачности и открытости краевого бюджета и бюджетного процесса для граждан осуществляется наполнение и поддержание в актуальном состоянии рубрики "Открытый бюджет", созданной на официальном сайте министерства финансов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также обеспечивается широкая общественная и профессиональная экспертиза принимаемых решений в сфере финансов.
6. Учитывая возрастающую роль информационных систем в процессе формирования и исполнения бюджета, позволяющих значительно сократить трудозатраты и снизить влияние человеческого фактора в финансовой деятельности исполнительных органов Красноярского края, а также необходимость обновления технической инфраструктуры, в целях повышения эффективности бюджетного процесса реализованы следующие мероприятия:
проведена комплексная модернизация, позволившая ввести в эксплуатацию в министерстве финансов централизованную автоматизированную систему управления финансовыми ресурсами краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Красноярского края;