(с изменениями на 28 марта 2023 года)
(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 27.09.2013 N 1085, от 31.01.2014 N 83, от 06.02.2014 N 114, от 30.06.2014 N 705, от 18.09.2014 N 1106, от 09.12.2014 N 1562, от 31.12.2014 N 1747, от 30.03.2015 N 314, от 24.04.2015 N 408, от 14.09.2015 N 1021, от 18.11.2015 N 1326, от 31.12.2015 N 1625, от 11.04.2016 N 366, от 16.06.2016 N 649, от 04.07.2016 N 736, от 09.09.2016 N 1050, от 30.12.2016 N 1605, от 24.03.2017 N 245, от 07.04.2017 N 312, от 28.08.2017 N 844, от 29.12.2017 N 1369, от 25.04.2018 N 418, от 28.06.2018 N 641, от 29.06.2018 N 664, от 23.10.2018 N 1079, от 27.12.2018 N 1404, от 14.02.2019 N 143, от 31.07.2019 N 873, от 05.12.2019 N 1354, от 31.12.2019 N 1511, от 08.10.2020 N 800, от 18.01.2021 N 29, от 25.05.2021 N 334, от 03.09.2021 N 668, от 15.10.2021 N 766, от 11.03.2022 N 200, от 15.07.2022 N 563, Постановлений Правительства Тамбовской области от 16.12.2022 N 204, от 28.03.2023 N 223)
В соответствии с Постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 16.12.2022 N 204)
1. Утвердить государственную программу Тамбовской области "Развитие здравоохранения Тамбовской области" согласно приложению.
(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 23.10.2018 N 1079)
2. Управлению здравоохранения области (Лапочкина) осуществлять финансирование мероприятий государственной программы Тамбовской области "Развитие здравоохранения Тамбовской области" в 2013 году по кодам бюджетной классификации, утвержденным в Законе области от 22.12.2012 N 223-З "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции от 26.04.2013).
(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 23.10.2018 N 1079)
3. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на временно исполняющую обязанности заместителя главы администрации области Г.Н.Шеманаеву.
(п. 4 в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 15.07.2022 N 563)
Глава администрации области
О.И.Бетин
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
(в ред. Постановлений Правительства Тамбовской области от 16.12.2022 N 204, от 28.03.2023 N 223)
Куратор государственной программы | Г.Н.Шеманаева, и.о заместителя Главы Тамбовской области |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство здравоохранения Тамбовской области |
Соисполнители Государственной программы | Министерство образования и науки Тамбовской области; министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области |
Направления (подпрограммы) государственной программы | "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; "Развитие государственно-частного партнерства": "Охрана здоровья матери и ребенка"; "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей"; "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"; "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"; "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи"; "Экспертиза и контрольно-надзорные функции"; "Организация обязательного медицинского страхования граждан Тамбовской области"; "Развитие скорой медицинской помощи"; "Информационные технологии в здравоохранении" |
Структурные элементы государственной программы (региональные проекты, комплексы процессных мероприятий) | региональный проект "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" <*>; региональный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями" <*>; региональный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" <*>; региональный проект "Развитие детского здравоохранения Тамбовской области, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" <*>; региональный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" <*>; региональный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" <*>; региональный проект "Развитие экспорта медицинских услуг" <*>; региональный проект "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" <*>; региональный проект "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" (далее - "Укрепление общественного здоровья") <*>; региональный проект "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" (далее - "Старшее поколение") <*>; региональный проект "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация"; региональный проект "Укрепление материально-технической базы учреждений"; комплекс процессных мероприятий "Организация обязательного медицинского страхования граждан Тамбовской области"; комплекс процессных мероприятий "Совершенствование оказания скорой медицинской помощи"; комплекс процессных мероприятий "Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами"; комплекс процессных мероприятий "Развитие службы крови"; комплекс процессных мероприятий "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями"; комплекс процессных мероприятий "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи"; комплекс процессных мероприятий "Высокотехнологичная медицинская помощь и медицинская помощь, оказываемая в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации"; комплекс процессных мероприятий "Организация санаторно-курортного лечения"; комплекс процессных мероприятий "Управление кадровыми ресурсами здравоохранения"; комплекс процессных мероприятий "Финансовое обеспечение иных расходных обязательств по кадровому обеспечению системы здравоохранения, возникающих при организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации"; комплекс процессных мероприятий "Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения"; комплекс процессных мероприятий "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан"; комплекс процессных мероприятий "Анализ и мониторинг системы здравоохранения"; комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности государственных органов и подведомственных организаций в сфере здравоохранения" |
Цели государственной программы | Снижение смертности от всех причин до 12,61 на 1000 населения к 2030 году; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 77,89 лет к 2030 году; удовлетворенность доступностью медицинской помощи |
Задачи государственной программы | Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации. Повышение эффективности системы здравоохранения Тамбовской области, доступности и качества оказываемых услуг. Повышение эффективности службы детства и родовспоможения. Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами. Совершенствование системы лекарственного обеспечения населения. Создание эффективной системы управления качеством в здравоохранении области. Развитие регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения области. Повышение энергетической эффективности в учреждениях здравоохранения области |
Показатели государственной программы, их значение на последний год реализации | Смертность населения от всех причин - 12,61 на 1000 населения; минимально низкий уровень младенческой смертности (лишь за счет непредотвратимых случаев) - 3,2 случая на 1000 родившихся живыми; смертность населения от новообразований - 175,5 случая на 100,0 тыс. населения; смертность населения от болезней системы кровоснабжения - 545 случаев на 100 тыс. населения; охват населения иммунизацией в рамках Национального календаря профилактических прививок не менее 95% от подлежащих иммунизации; ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 77,89 лет; доля граждан, ведущих здоровый образ жизни - 13 процентов; снижение заболеваемости гепатитом С до 3,41 случая на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости ВИЧ до 20,8 случая на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости туберкулезом до 18,34 случая на 100 тыс. населения; доля лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, получивших в текущем году медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения от всех пациентов с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, 85 процентов; доля лиц с онкологическими заболеваниями, прошедших обследование и/или лечение в текущем году из числа состоящих под диспансерным наблюдением, 85 процентов |
Сроки и этапы реализации государственной программы | Государственная программа реализуется в два этапа: I этап: 2014 - 2022 гг.; II этап: 2023 - 2030 гг. |
Объемы источники финансирования государственной программы | Общие затраты на реализацию II этапа государственной программы за счет всех источников финансирования - 201723465,7 тыс. рублей: 2023 год - 25460168,7 тыс. рублей; 2024 год - 25764719,4 тыс. рублей; 2025 год - 26465796,6 тыс. рублей; 2026 год - 25376978,0 тыс. рублей; 2027 год - 24505248,1 тыс. рублей; 2028 год - 24608275,0 тыс. рублей; 2029 год - 24715423,0 тыс. рублей; 2030 год - 24826856,9 тыс. рублей; в том числе: федеральный бюджет - 8563510,3 тыс. рублей: 2023 г. - 1577859,9 тыс.руб.; 2024 г. - 1634690,5 тыс.руб.; 2025 г. - 1756447,1 тыс.руб.; 2026 г. - 1470375,2 тыс.руб.; 2027 г. - 531034,4 тыс.руб.; 2028 г. - 531034,4 тыс.руб.; 2029 г. - 531034,4 тыс.руб.; 2030 г. - 531034,4 тыс.руб.; средства бюджета Тамбовской области: 63678164,6 тыс.руб., в том числе по годам: 2023 г. - 9147040,1 тыс.руб.; 2024 г. - 8602919,4 тыс.руб.; 2025 г. - 8294743,4 тыс.руб.; 2026 г. - 7445753,1 тыс.руб.; 2027 г. - 7465270,7 тыс.руб.; 2028 г. - 7518280,6 тыс.руб.; 2029 г. - 7573410,9 тыс.руб.; 2030 г. - 7630746,4 тыс.руб.; внебюджетные источники - 129481790,8 тыс. рублей: 2023 год - 14735268,7 тыс. рублей; 2024 год - 15527109,5 тыс. рублей; 2025 год - 16414606,1 тыс. рублей; 2026 год - 16460849,7 тыс. рублей; 2027 год - 16508943,0 тыс. рублей; 2028 год - 16558960,0 тыс. рублей; 2029 год - 16610977,7 тыс. рублей; 2030 год - 16665076,1 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 28.03.2023 N 223) |
________________
* Региональные проекты обеспечивают достижение целей, показателей и результатов соответствующих федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов "Здравоохранение", "Демография".
Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы определена основным показателем уровня развития сферы здравоохранения: по данным Росстата, в 2021 году общий коэффициент смертности увеличился к уровню 2020 года на 18,0% и составил 20,9 на 1000 населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 69,88 лет.
В связи с высоким удельным весом пожилого населения, проживающего на селе, коэффициент смертности сельского населения ежегодно превышает соответствующий показатель в городских поселениях области: 22,5 на 1000 населения (на селе) против 20,1 на 1000 населения (в городе).
Ведущей причиной смерти населения Тамбовской области остаются болезни системы кровообращения - 33,8% от общего числа умерших, среди которых 55,9% составляет ишемическая болезнь сердца, и 27,7% - цереброваскулярные болезни.
Смертность от новообразований в структуре общей смертности составляет 9,1%, из которых 98,6% - злокачественные новообразования.
Показатель младенческой смертности за 2021 год - 3,5% остается одним из лучших показателей в Российской Федерации. В структуре младенческой смертности ведущее место занимают болезни перинатального периода - 42,3%, врожденные пороки развития - 34,6%, внешние причины - 7,7%, болезни системы кровообращения, болезни эндокринной системы - 3,8%.
В 2021 году впервые заболело туберкулезом 180 человек, что на 11% больше, чем в 2020 году (в 2020 - 161 человек, в 2019 - 219 человек). Рост выявляемости новых случаев туберкулеза в отчетном году связан с увеличением охвата населения области флюорографическим обследованием на 4,3% к уровню 2020 года.
В 2021 году в области отмечается увеличение впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции на 4 человека к уровню 2020 года (2020 - 156 человек, 2021 - 160 человек), показатель первичной заболеваемости составил 16,1 на 100 тыс. населения (2020 год - 15,5 на 100 тыс. населения).
Медицинские организации, подведомственные министерству здравоохранения Тамбовской области, нуждаются в дальнейшем переоснащении (дооснащении) медицинским оборудованием. Сохраняется тенденция к увеличению доли населения в старших возрастных группах.
Ограничениями системы здравоохранения является дефицит врачей и среднего медицинского персонала, особенно в структурных подразделениях учреждений здравоохранения, расположенных на селе.
Мероприятия, направленные на решение указанных проблем и ограничений, будут реализовываться как в рамках действующих направлений (подпрограмм) государственной программы, так и в рамках новых инициатив социально-экономического развития Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Потенциал развития системы здравоохранения позволяет обеспечить доступность медицинской помощи каждому жителю области вне зависимости от социального положения, уровня доходов и места проживания.
Основанием для разработки государственной программы послужило постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
В рамках указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" определены несколько основных приоритетных направлений развития сферы здравоохранения, в том числе региональной политики в сфере здравоохранения, направленные на решение актуальных задач по всем уровням здравоохранения:
реализация мер государственной политики, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти;
профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний, а также диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, которые обуславливают наибольший вклад в структуру смертности и инвалидизации населения;
профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний;
снижение материнской и младенческой смертности, повышение уровня рождаемости;
распространение здорового образа жизни;
внедрение инновационных технологий в здравоохранении;
решение проблемы кадрового обеспечения;
структурная и технологическая модернизация здравоохранения;
создание условий для развития государственно-частного партнерства.
Цели государственной программы - снижение смертности от всех причин до 12,61 на 1000 населения к 2030 году, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 77,89 лет к 2030 году, удовлетворенность доступностью медицинской помощи.
Достижение цели государственной программы обеспечивается путем решения следующих задач:
обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
повышение эффективности системы здравоохранения Тамбовской области, доступности и качества оказываемых услуг;
повышение эффективности службы детства и родовспоможения;