ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2017 года N 1640
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
(с изменениями на 27 декабря 2024 года)
(редакция, действующая с 1 января 2025 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 года N 210 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.03.2018, N 0001201803020008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 года N 1390 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2018, N 0001201811220043) (вступило в силу с 1 января 2019 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 года N 1646 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2018, N 0001201812260011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 года N 34 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.01.2019, N 0001201901290012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2019 года N 266 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.03.2019, N 0001201903150032);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 380 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2019, N 0001201904040013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 года N 1347 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.10.2019, N 0001201910250016);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1569 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2019, N 0001201912060020) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1569);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 351 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2020, N 0001202004010014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 года N 1234 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.08.2020, N 0001202008250006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2020 года N 2081 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.12.2020, N 0001202012150049) (вступило в силу c 1 января 2021 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 года N 2225 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.12.2020, N 0001202012240015) (вступило в силу с 1 января 2021 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 512 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2021, N 0001202104070027);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 года N 1254 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2021, N 0001202108020037);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2462 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2021, N 0001202112290027) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2462);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 года N 447 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.03.2022, N 0001202203280011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2022 года N 739 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.04.2022, N 0001202204280002);
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2022 года N 823 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.05.2022, N 0001202205070005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2022 года N 1805 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.10.2022, N 0001202210120025);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2327 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2022, N 0001202212190046);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2022 года N 2161 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2022, N 0001202212010021) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановленияПравительства Российской Федерации от 29 ноября 2022 года N 2161);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2023 года N 871 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.06.2023, N 0001202306020052) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2023 года N 871);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2023 года N 1522 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.09.2023, N 0001202309190017);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2023 года N 1958 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.11.2023, N 0001202311270046);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 года N 2030 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2023, N 0001202312010078) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 года N 2030);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2024 года N 407 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2024, N 0001202404010025);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2024 года N 954 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.07.2024, № 0001202407180009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2024 года N 1522 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.11.2024, № 0001202411180042);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2024 года N 1774 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2024, № 0001202412160041) (вступило в силу c 1 января 2025 года) (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2024 года N 1888);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2024 года N 1838 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2024, № 0001202412230042) (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2024 года N 1888);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2024 года N 1888 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2024, № 0001202412310006) (вступило в силу c 1 января 2025 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2024 года N 1946 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2024, № 0001202412300020).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденную настоящим постановлением, на официальном сайте Министерства, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на развитие здравоохранения, учитывать положения государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной настоящим постановлением.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст.2057);
пункты 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 394 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст.2225);
постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N 539 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 20, ст.2924);
постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 г. N 964 "О внесении изменений в приложение N 9 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 34, ст.5288).
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
(с изменениями на 25 декабря 2024 года)
(Раздел в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2024 года N 1888. - См. предыдущую редакцию)
Важнейшей целью государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Программа) является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения страны.
Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
В последние годы система здравоохранения функционирует в условиях сложной внешнеэкономической ситуации, обусловленной санкционными ограничениями и связанным с этим нарушением логистических цепочек, удорожанием продукции в совокупности с усилением инфляции, сохраняющимся влиянием новой коронавирусной инфекции COVID-19, пиковая заболеваемость которой пришлась на начало 2021 года.
Причинами, формирующими недостаточную положительную динамику в состоянии здоровья населения, являются:
недостаточная мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
относительно высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем, потребление наркотиков, недостаточная двигательная активность и нерациональное питание);
высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
недостаточная профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;
несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;
недостаточное развитие стационар-замещающих технологий;
отсутствие унификации оснащения медицинских организаций.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения:
формирование культуры здорового образа жизни;
создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;
укрепление системы первичной медико-санитарной помощи;
обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.
Одной из важнейших характеристик реализации Программы стал рост показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении (увеличение до 73,4 года в 2023 году) и снижение смертности населения от всех причин (до 12,1 на 1000 человек в 2023 году). Кроме того, опережающими темпами снижается младенческая смертность (до 4,2 на 1000 родившихся живыми в 2023 году).
В Российской Федерации в 2023 году в структуре смертности населения наибольшую долю составляли болезни системы кровообращения, на которые приходится 46,2 процента всех случаев смерти, новообразования (16,42 процента) и внешние причины смерти (8,92 процента).
В целях снижения летальности от болезней системы кровообращения в Программе предусмотрены мероприятия по развитию сети региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений для пациентов с острым инфарктом миокарда и острым нарушением мозгового кровообращения, мероприятия по усилению материально-технической обеспеченности кардиологической службы и обновлению маршрутизации пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Указанные меры позволили повысить качество и доступность медицинской помощи во всех регионах, что привело к увеличению количества рентгенэндоваскулярных вмешательств на сердце в лечебных целях на 49 процентов (с 216988 в 2018 году до 323328 в 2023 году), снижению больничной летальности от инфаркта миокарда на 22,1 процента (с 13,1 процента в 2018 году до 10,2 процента в 2023 году), снижению больничной летальности от острого нарушения мозгового кровообращения на 14,1 процента (с 19,2 процента в 2018 году до 16,5 процента в 2023 году).
Кроме того, формирование новых организационных моделей диспансерного наблюдения, дополнительное обеспечение бесплатными лекарственными препаратами с 2020 года позволили снизить летальность больных с болезнями системы кровообращения среди лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, на 31,3 процента (с 2,81 процента в 2020 году до 1,93 процента в 2023 году).
Одним из ключевых параметров Программы также является повышение удовлетворенности населения качеством оказываемой медицинской помощи. С сентября 2022 г. осуществляется мониторинг показателя "Удовлетворенность населения медицинской помощью по результатам оценки общественного мнения", который по итогам 2023 года достиг 47,6 процента.
Реализация мероприятий Программы, направленных на совершенствование подходов к проведению профилактики и раннему выявлению злокачественных новообразований, диагностике и лечению онкологических заболеваний, а также к проведению инфраструктурных преобразований, позволила добиться снижения показателя одногодичной летальности больных со злокачественными новообразованиями на 17,6 процента по сравнению с 2018 годом (с 22,2 процента в 2018 году до 18,3 процента в 2023 году).
В целях развития экстренной медицинской помощи реализуются мероприятия Программы в том числе с учетом географических особенностей Российской Федерации, пространственной связанности населенных пунктов, наличия большого количества населенных пунктов, не имеющих регулярного транспортного сообщения, в целом низкой плотности проживающего населения и других факторов, в рамках которых осуществляется обеспечение санитарно-авиационных эвакуации в объеме 18 тыс. ежегодно.
Благодаря реализации мероприятий в сфере развития детского здравоохранения увеличен охват профилактическими мероприятиями детей в возрасте 0-17 лет с 24,8 млн. детей в 2021 году до 26,7 млн. детей в 2023 году.
С 2019 года 37 национальными медицинскими исследовательскими центрами осуществляется организационно-методическое руководство соответствующими медицинскими организациями субъектов Российской Федерации по 34 укрупненным профилям медицинской помощи. В 2023 году национальными медицинскими исследовательскими центрами проведено более 1 тыс. выездных мероприятий в 88 субъектах Российской Федерации, из них 322 - в новых субъектах Российской Федерации. За период с 2019 по 2023 год специалистами национальных медицинских исследовательских центров Министерства здравоохранения Российской Федерации проведено более 600 тыс. телемедицинских консультаций и консилиумов по сложным клиническим случаям для специалистов региональных медицинских организаций.
В рамках реализации мероприятий по развитию высокотехнологичной медицинской помощи увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи с 1047,9 тыс. единиц в 2017 году до 1442,9 тыс. единиц в 2023 году.
С целью повышения доступности медицинской реабилитации для лиц, перенесших тяжелые заболевания, и инвалидов реализуются мероприятия по оснащению региональных медицинских центров современным и качественным оборудованием. За период с 2022 по 2023 год в рамках Программы реализованы мероприятия, в результате которых оснащено более 300 региональных медицинских организаций, имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации. При этом за счет средств обязательного медицинского страхования медицинская помощь по соответствующему профилю оказана свыше 2 млн. граждан Российской Федерации.
В целях обеспечения оказания паллиативной медицинской помощи в необходимом объеме неизлечимым пациентам и, как следствие, повышения качества их жизни в рамках Программы реализуются мероприятия по увеличению соответствующих коек, в том числе с увеличением уровня обеспечения больных необходимыми лекарственными препаратами. Так, за период с 2018 по 2023 год количество паллиативных коек увеличилось с 13093 до 16725 коек.
К имеющейся проблематике в области технологического развития сферы здравоохранения относится в том числе отставание в производстве инновационной медицинской продукции и медицинских технологиях по таким направлениям, как биотехнологии, регенеративная медицина, высокотехнологическое медицинское оборудование для диагностики и хирургии, экзоскелеты и бионические протезы, клеточная и генная терапия, искусственный интеллект в здравоохранении, включая системы поддержки принятия врачебных решений, и ряд других направлений.
В этой связи последовательно осуществляется приоритизация научных исследований и разработок в интересах медицины с учетом потребностей здравоохранения и технологических трендов.
В 2023 году завершена разработка отраслевого модуля медицинской науки в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, который обеспечит мониторинг и эффективное управление прикладными научными исследованиями в интересах медицины и здравоохранения, а также возможность приоритизации тематик прикладных научных исследований.
Одним из ключевых направлений развития отрасли является совершенствование кадровой политики в сфере охраны здоровья. В медицинских организациях по итогам 2023 года укомплектованность врачами составила около 86 процентов, укомплектованность средним медицинским персоналом - 87,9 процента. Для решения задачи по обеспечению квалифицированными кадрами отрасли реализуются в том числе мероприятия по вовлечению более 1,8 млн. специалистов в систему непрерывного образования медицинских работников.
С целью реагирования на постоянно растущие риски биологической опасности естественного и искусственного происхождения в рамках Программы реализуется комплекс мероприятий по их предупреждению, выявлению и эффективному реагированию. Указанный комплекс мероприятий в том числе направлен на развитие лабораторной и научно-производственной инфраструктуры, цифровую трансформацию мониторинга и прогноза эпидемической ситуации.
Важную роль в улучшении качества оказываемой медицинской помощи играет цифровизация здравоохранения. С введением в 2019 году сервисов в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на официальном сайте федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" ежегодно услугами в электронной форме пользуется не менее 30 млн. граждан.
Для повышения доступности качественной медицинской помощи в субъектах Российской Федерации развивается система телемедицинских консультаций между специалистами медицинских организаций различного уровня. С 2025 года запланировано расширение внедрения телемедицинских технологий, в том числе обеспечение отдельных групп пациентов дистанционным мониторингом состояния здоровья, что особенно важно для удаленных, труднодоступных районов страны и для сельской местности.
Кроме того, с внедрением федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов в рамках Программы обеспечивается проведение мероприятий по проверке соблюдения субъектами обращения лекарственных препаратов установленных требований в целях предотвращения поступления в оборот фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов, а также их изъятия из оборота в автоматизированном режиме. Так, в 2023 году приняты решения по блокировке 60 торговых наименований 449 серий недоброкачественных лекарственных препаратов.
С 2022 года с вхождением в состав Российской Федерации Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области осуществляется активная интеграция указанных субъектов Российской Федерации в отечественную систему здравоохранения.
В 2022-2023 годах в новых субъектах Российской Федерации были проведены углубленные профилактические медицинские осмотры более 337,8 тыс. детей, а также профилактические медицинские осмотры и диспансеризация 1,6 млн. взрослых жителей. Кроме того, во всех новых субъектах Российской Федерации внедрен расширенный неонатальный скрининг, более 63 процентов всех новорожденных охвачены диагностикой на более чем 40 врожденных и наследственных заболеваний.
Вместе с тем в настоящее время сохраняется потребность в дальнейшем строительстве (реконструкции) объектов здравоохранения, в том числе детских больниц (корпусов), а также в оснащении (переоснащении) современным медицинским оборудованием региональных медицинских организаций (учреждений) ввиду постепенного износа их материально-технической базы.
Для улучшения показателей состояния здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, внедрение современных высокотехнологичных информационных систем.
Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья граждан помимо необходимости решения существующих проблем связано с рядом общемировых тенденций. В связи с этим структура Программы должна охватывать как направления, обеспечивающие достижение национальных целей в сфере охраны здоровья (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости), так и направления, обеспечивающие прорыв отечественной системы здравоохранения в соответствии с общемировыми тенденциями.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в следующих документах: