ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2017 года N 1640
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
(с изменениями на 13 июля 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 года N 210 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.03.2018, N 0001201803020008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 года N 1390 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2018, N 0001201811220043) (вступило в силу с 1 января 2019 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 года N 1646 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2018, N 0001201812260011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 года N 34 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.01.2019, N 0001201901290012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2019 года N 266 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.03.2019, N 0001201903150032);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 380 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2019, N 0001201904040013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 года N 1347 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.10.2019, N 0001201910250016);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1569 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2019, N 0001201912060020) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1569);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 351 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2020, N 0001202004010014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 года N 1234 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.08.2020, N 0001202008250006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2020 года N 2081 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.12.2020, N 0001202012150049) (вступило в силу c 1 января 2021 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 года N 2225 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.12.2020, N 0001202012240015) (вступило в силу с 1 января 2021 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 512 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2021, N 0001202104070027);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 года N 1254 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2021, N 0001202108020037);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2462 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2021, N 0001202112290027) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2462);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 года N 447 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.03.2022, N 0001202203280011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2022 года N 739 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.04.2022, N 0001202204280002);
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2022 года N 823 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.05.2022, N 0001202205070005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2022 года N 1805 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.10.2022, N 0001202210120025);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2327 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2022, N 0001202212190046);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2022 года N 2161 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2022, N 0001202212010021) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановленияПравительства Российской Федерации от 29 ноября 2022 года N 2161);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2023 года N 871 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.06.2023, N 0001202306020052) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2023 года N 871);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2023 года N 1522 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.09.2023, N 0001202309190017);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2023 года N 1958 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.11.2023, N 0001202311270046);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 года N 2030 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2023, N 0001202312010078) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 года N 2030);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2024 года N 407 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2024, N 0001202404010025);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2024 года N 954 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.07.2024, № 0001202407180009).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденную настоящим постановлением, на официальном сайте Министерства, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на развитие здравоохранения, учитывать положения государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной настоящим постановлением.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст.2057);
пункты 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 394 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст.2225);
постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N 539 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 20, ст.2924);
постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 г. N 964 "О внесении изменений в приложение N 9 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 34, ст.5288).
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
(с изменениями на 13 июля 2024 года)
(Раздел в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 года N 2030. - См. предыдущую редакцию)
В 2022 году система здравоохранения функционировала в условиях сложной внешнеэкономической ситуации, обусловленной санкционными ограничениями и связанными с этим рисками нарушениями логистических цепочек, удорожанием продукции в совокупности с усилением инфляции, сохраняющимся влиянием новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - COVID-19), пиковая заболеваемость которой пришлась на начало 2021 года, а также специальной военной операцией.
Одним из важнейших результатов стало увеличение показателя "Ожидаемая продолжительность жизни при рождении" на 2,7 года, он составил 72,8 года. Достигнуто и перевыполнено целевое значение (71 год). В мае 2023 года ожидаемая продолжительность жизни, по оценке Федеральной службы государственной статистики, составила 73,4 года.
По итогам 2022 года улучшились важнейшие медико-демографические показатели, опережая запланированные темпы. Значительно, почти на 23 процента, снизился общий коэффициент смертности (на 30 апреля 2023 г. - 12,4 на 1 тыс. населения, 2022 год - 12,9 на 1 тыс. населения). В 2022 году младенческая смертность снизилась до 4,4 на 1000 родившихся живыми, а за январь-апрель 2023 г. - до 4,1. Это новый исторический минимум.
Болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, внешние причины смерти по-прежнему остаются главными причинами смертности населения и закономерно имеют наибольший потенциальный вклад в значение показателя ожидаемой продолжительности жизни.
Важнейшим инструментом увеличения ожидаемой продолжительности жизни являются государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Программа) и включенные в ее состав федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография".
В 2022 году в рамках федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" национального проекта "Здравоохранение" продолжена работа по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и осложнений у пациентов, состоящих под диспансерным наблюдением. Льготным лекарственным обеспечением охвачено свыше 824 тыс. пациентов с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений - это на 22 процента выше, чем в 2021 году, перечень лекарственных препаратов для таких пациентов расширен до 31 наименования.
С 2019 года существенно укреплена инфраструктура кардиологической службы - созданы 64 новых региональных сосудистых центра и 36 первичных сосудистых отделений, обеспечивающих оказание медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом, острыми нарушениями мозгового кровообращения. Более 22 тыс. единиц современного медицинского оборудования в 595 региональных сосудистых центрах и первичных сосудистых отделениях введено в эксплуатацию.
Обновление материальной базы учреждений и оптимизация маршрутизации позволили на 33,4 процента в 2022 году по сравнению с 2018 годом увеличить количество рентгенэндоваскулярных вмешательств на коронарных сосудах, выполненных в лечебных целях.
В рамках федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" национального проекта "Здравоохранение" за 2019-2022 годы современным медицинским оборудованием переоснащено 216 региональных медицинских организаций, оказывающих помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, более 12,5 тыс. медицинских изделий введено в эксплуатацию.
В целях повышения уровня ранней выявляемости онкологических заболеваний и доступности медицинской помощи по профилю "онкология" продолжена работа по организации в регионах центров амбулаторной онкологической помощи. В 2022 году организовано 74 таких центра в 42 субъектах Российской Федерации. С 2019 года открыто 479 таких центров в 81 регионе.
В результате в 2022 году по сравнению с 2018 годом доля злокачественных новообразований, выявленных на I-II стадиях, увеличилась на 5,1 процента. Отмечается снижение одногодичной летальности пациентов со злокачественными новообразованиями на 14 процентов.
Особое внимание уделяется профилактике и предупреждению заболеваний. В 2022 году удалось охватить 46,3 процента населения профилактическими медицинскими осмотрами, 67,9 млн. человек завершили профилактические мероприятия. Информированием о возможности прохождения профилактических мероприятий охвачено более 90,4 млн. человек.
На 2023 год запланировано охватить 87,7 млн. человек профилактическими медицинскими осмотрами, что составит 59,7 процента населения.
Первичная медико-санитарная помощь вносит весомый вклад в достижение национальной цели. Первичное звено здравоохранения - основа системы оказания медицинской помощи, первая линия контакта пациента с системой здравоохранения. Благодаря реализации федеральных проектов в первичном звене на созданных более 1,8 тыс. фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаторий с 2020 по 2022 годы выполнено более 8,5 млн. посещений.
На удаленных территориях субъектов Российской Федерации передвижными медицинскими комплексами (1,3 тыс. единиц), поставленными в 2019-2021 годах, осуществлено более 144 тыс. выездов, осмотрено 4,4 млн. человек в 2022 году.
Кроме того, отремонтировано более 2,8 тыс. объектов, приобретено более 85 тыс. единиц медицинского оборудования и более 11 тыс. единиц автомобильного транспорта, который совершил более 4,2 млн. выездов.
В целях обеспечения доступности медицинской помощи, оказываемой в экстренной форме, в 2022 году выполнено 12924 вылета санитарной авиации (115,9 процента), организована санитарно-авиационная эвакуация 16493 человек (120,3 процента). В соответствии с решением Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации начиная с 2023 года обеспечено увеличение не менее чем в 2 раза по сравнению с 2022 годом объема бюджетных ассигнований, направляемых на развитие санитарной авиации в Дальневосточном федеральном округе.
В мероприятиях по созданию и тиражированию "Новой модели организации оказания медицинской помощи", основанной на управленческой концепции бережливого производства, приняли участие 6,7 тыс. поликлиник и поликлинических отделений (75,1 процента, план перевыполнен на 12,3 процента).
При строительстве и реконструкции объектов заложен максимально возможный функционал. Так, кроме подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотрено оснащение медицинским оборудованием с цифровыми каналами передачи данных для формирования концепции "цифрового фельдшерско-акушерского пункта", что значительно расширяет его возможности. Кроме функций диагностики, в том числе телемедицинской, и назначения лечения, в 35,5 тыс. таких фельдшерско-акушерских пунктах обеспечена возможность отпуска медицинской продукции, что делает их по-настоящему удобными и функциональными.
С сентября 2022 г. осуществляется мониторинг показателя "Оценка общественного мнения по удовлетворенности населения медицинской помощью", который по итогам 2022 года достиг 41,4 процента.
По итогам 2022 года все регионы утвердили региональные, муниципальные и корпоративные программы по формированию приверженности к здоровому образу жизни. Обращаемость по вопросам здорового образа жизни увеличилась на 25 процентов (более 3 млн. человек). Число лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни, в 2022 году по сравнению с 2021 годом выросло почти на 62 процента.
Разработан проект концепции сокращения потребления алкоголя в Российской Федерации на период до 2030 года и дальнейшую перспективу. Ежегодно реализуются информационно-коммуникационные кампании по мотивации населения Российской Федерации к ведению здорового образа жизни.
За время реализации федерального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" более 97 процентов детских поликлиник субъектов Российской Федерации дооснащены медицинскими изделиями. В 2022 году продолжалось строительство (реконструкция) 21 детской больницы (корпуса).
Удалось охватить профилактическими осмотрами 93,4 процента несовершеннолетних (25,7 млн. детей). Результат - достижение наименьших значений детской смертности в возрасте от 0 до 17 лет за последние годы (43,6 на 100 тыс. населения соответствующего возраста).
В 2022 году организована подготовка к проведению расширенного неонатального скрининга более чем на 40 врожденных и наследственных заболеваний, который начался 1 января 2023 г. В федеральном референс-центре, сформированном на базе федерального государственного бюджетного научного учреждения "Медико-генетический научный центр имени академика Н.П.Бочкова", прошли обучение 48 специалистов из 10 региональных медико-генетических центров. В настоящее время обследуется более 85 процентов новорожденных.
В 2021 году создан Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра" (далее - Фонд).
С начала работы Фонда в перечень тяжелых жизнеугрожающих и хронических заболеваний, в том числе редких (орфанных) заболеваний, включено 86 заболеваний, в перечни лекарственных препаратов, закупаемых федеральным казенным учреждением "Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан" Министерства здравоохранения Российской Федерации для нужд Фонда, включены 93 наименования лекарственных препаратов, а также Фонд обеспечивает медицинскими изделиями детей при 9 заболеваниях, и одобрено включение 5 моделей в перечень технических средств реабилитации, закупаемых Фондом.
Важным приоритетным направлением для устойчивого функционирования отрасли является обеспечение медицинскими кадрами.
Показатель укомплектованности штатных должностей медицинских работников в 2022 году вырос и составил по врачам 82,4 процента (в 2021 году - 80,7 процента), по средним медицинским работникам - 85,5 процента (в 2021 году - 84,8 процента).
В образовательных организациях Министерства здравоохранения Российской Федерации квоты приема на целевое обучение по программам специалитета составили в 2021 году более 17,5 тыс. мест, в 2022 году - более 18,5 тыс. мест, прирост по сравнению с 2021 годом - 5,7 процента, по программам ординатуры в 2021 году - более 11,2 тыс. мест, в 2022 году - более 14,9 тыс. мест, прирост по сравнению с 2021 годом - 33,4 процента.
Более 5 тыс. медицинских работников прошли обучение по программам профессиональной переподготовки. Общий объем подготовки за счет средств федерального бюджета по программам дополнительного профессионального образования по сравнению с 2021 годом увеличился на 16 процентов.
Важным направлением в развитии кадрового потенциала остается применение широкого спектра мер социальной поддержки медицинских работников, в том числе имеющих материальных характер. Отдельное место занимает реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".
Численность медицинских специалистов в 2022 году по отношению к 2020 году увеличилась по врачам-терапевтам участковым, эндокринологам, эпидемиологам и ряду других узких специалистов. В целях поддержания доходов медицинских работников, в первую очередь первичного звена здравоохранения, Правительством Российской Федерации с 1 января 2023 г. установлены специальные социальные выплаты.
По состоянию на 14 августа 2023 г. за январь-июль 2023 г. специальные социальные выплаты произведены более 920 тыс. медицинских работников на общую сумму 43,1 млрд. рублей.
По результатам реализации комплекса мер по повышению укомплектованности системы здравоохранения медицинскими кадрами за 2021-2023 годы общие объемы контрольных цифр приема по медицинским и фармацевтическим программам высшего образования - программам специалитета увеличились на 3,4 процента, по программам ординатуры - на 13,5 процента (с 2017 по 2023 годы на 30 процентов и 138 процентов соответственно).
Число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, в 2022 году составило почти 1,8 млн. человек, что на 100 тыс. человек выше плана.
Актуальной задачей остается развитие науки и медицинских технологий.
Национальные медицинские исследовательские центры по всей стране осуществляют организационно-методическое руководство профильными медицинскими организациями - в 2022 году проведено более 1 тыс. выездных мероприятий в 85 субъектах Российской Федерации.
Приоритетным направлением является развитие телемедицинских технологий - за последние годы число телемедицинских консультаций и консилиумов увеличилось в 4,6 раза, что свидетельствует об их высокой востребованности.
В рамках федерального проекта "Медицинская наука для человека" проведена научно-техническая оценка более 600 проектов с учетом практической значимости их результатов для медицины.
В 2022 году осуществлена поддержка 15 проектов по клиническим исследованиям лекарственных препаратов, созданы 4 научно-образовательных комплекса полного цикла, в том числе создаются экспериментальные производственные площадки для производства геннотерапевтических лекарственных препаратов и препаратов на основе клеточных технологий.
В рамках федерального проекта "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация" более 14,9 тыс. единиц медицинских изделий введены в эксплуатацию, в 1,35 млн. случаев оказана медицинская помощь по профилю "медицинская реабилитация", в том числе 31,6 процента в амбулаторных условиях.
В 2022 году возросла доступность высокотехнологичной медицинской помощи - число пациентов, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, увеличилось на 12 процентов и составило более 1 млн. 438 тыс. человек (2021 год - 1279,3 тыс. пациентов). При этом число пациентов, проживающих в сельской местности, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, возросло на 40 тыс. человек, доля от общего числа пациентов, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь, составила 27,7 процента, или 399,1 тыс. человек.
В части развития службы крови увеличено количество доноров крови и (или) ее компонентов на 7,2 процента (составило 1,4 млн. человек), заготовки цельной донорской крови - почти на 9 процентов.
Продолжается работа по обновлению парка автомобилей скорой медицинской помощи. За 6 лет поставлено более 12,8 тыс. машин "класса B", из них в 2022 году - 1222 машины, что позволило обеспечить 20-минутный доезд в 86 процентах случаев, что на 3 процента выше, чем в 2021 году.
Проводятся мероприятия, направленные на повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, доступности медицинской помощи, обеспечение лекарственными препаратами, содержащими наркотические средства и психотропные вещества, медицинскими изделиями, в том числе предоставляемыми для использования на дому, а также на обеспечение автомобилями и автомашинами.