Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

     ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2017 года N 1640

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

(с изменениями на 6 мая 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 года N 210 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.03.2018, N 0001201803020008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 года N 1390 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2018, N 0001201811220043) (вступило в силу с 1 января 2019 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 года N 1646 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2018, N 0001201812260011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 года N 34 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.01.2019, N 0001201901290012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2019 года N 266 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.03.2019, N 0001201903150032);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 380 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2019, N 0001201904040013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 года N 1347 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.10.2019, N 0001201910250016);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1569 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2019, N 0001201912060020) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1569);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 351 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2020, N 0001202004010014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 года N 1234 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.08.2020, N 0001202008250006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2020 года N 2081 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.12.2020, N 0001202012150049) (вступило в силу c 1 января 2021 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 года N 2225 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.12.2020, N 0001202012240015) (вступило в силу с 1 января 2021 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 512 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2021, N 0001202104070027);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 года N 1254 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2021, N 0001202108020037);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2462 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2021, N 0001202112290027) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2462);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 года N 447 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.03.2022, N 0001202203280011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2022 года N 739 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.04.2022, N 0001202204280002);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2022 года N 823 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.05.2022, N 0001202205070005).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения".     

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденную настоящим постановлением, на официальном сайте Министерства, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на развитие здравоохранения, учитывать положения государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной настоящим постановлением.

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст.2057);

пункты 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 394 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст.2225);

постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N 539 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 20, ст.2924);

постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 г. N 964 "О внесении изменений в приложение N 9 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 34, ст.5288).

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

          

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 декабря 2017 года N 1640
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2022 года

постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 декабря 2021 года N 2462
. -

См. предыдущую редакцию)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"

(с изменениями на 22 апреля 2022 года)

     

Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

     

1. Оценка текущего состояния сферы охраны здоровья граждан


За 12 месяцев 2020 года, по предварительной оценке Федеральной службы государственной статистики, ожидаемая продолжительность жизни составила 71,54 года (снижение на 1,8 года по сравнению с 2019 годом - 73,34 года).

В 2020 году по сравнению с 2019 годом в Российской Федерации отмечен рост показателя общей смертности на 18,6 процента - до 14,6 случая на 1000 населения (в 2019 году - 12,3 случая на 1000 населения), число умерших составило 2138,6 тыс. человек и увеличилось на 340,3 тыс. человек.

В 2020 году негативные демографические тенденции - снижение ожидаемой продолжительности жизни, избыточная смертность обусловлены влиянием пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, которая явилась одним из сильнейших вызовов для системы здравоохранения за последнее столетие.

Младенческая смертность достигла своего исторического минимума и, по данным Федеральной службы государственной статистики, составила 4,5 случая на 1000 родившихся живыми (снижение с 2018 по 2020 годы на 11,6 процента). В 2020 году по сравнению с 2019 годом на 8,2 процента снизилась детская смертность от 0 до 17 лет и составила 44,6 случая на 100 тыс. детского населения.

Одними из основных санитарно-противоэпидемических мероприятий было введение на территории страны требований по изоляции и самоизоляции граждан, а также приостановление проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения. Вследствие этого отмечено снижение числа зарегистрированных случаев заболеваний в 2020 году.

Общая заболеваемость населения в 2020 году снизилась на 5,3 процента, с 164899,4 случая на 100 тыс. населения в 2019 году до 156173,3 случая на 100 тыс. населения - в 2020 году.

В 2020 году по сравнению с 2019 годом выросла общая заболеваемость только по классу болезней органов дыхания (на 2,7 процента).

Общая заболеваемость населения болезнями системы кровообращения в Российской Федерации снизилась на 6,7 процента, новообразованиями - на 5,3 процента.

Проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого и детского населения возобновилось в субъектах Российской Федерации только в III квартале 2020 г. после некоторого смягчения противоэпидемических мер. В результате диспансеризации и профилактических медицинских осмотров определена группа взрослого населения с впервые в жизни установленным диагнозом 3099121 заболевания, или 2,8 процента общего числа заболеваний (111296133 заболевания) (в 2019 году из 114512153 заболеваний выявлено при профилактических медицинских осмотрах и при диспансеризации определенных групп взрослого населения 5569390 заболеваний, или 4,9 процента).

В настоящее время имеются населенные пункты, находящиеся вне зоны доступности для граждан первичной медико-санитарной помощи, отмечается недостаточный уровень качества первичной медико-санитарной помощи и ее доступности для населения.

В субъектах Российской Федерации отмечается дефицит фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов, а также врачебных амбулаторий. В 2020 году было запланировано создание (замена) 1359 фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов и врачебных амбулаторий, по состоянию на 31 декабря 2020 г. были введены в эксплуатацию 969 объектов.

На труднодоступных территориях страны недостаточно развиты санитарно-авиационная эвакуация и использование передвижных медицинских комплексов.

В 2020 году в медицинские организации 23 субъектов Российской Федерации запланирована поставка 503 передвижных медицинских комплексов, по состоянию на 31 декабря 2020 г. было поставлено 468. Ранее, в 2019 году, в медицинские организации 34 субъектов Российской Федерации поставлено 517 передвижных медицинских комплексов, которыми по состоянию на 31 декабря 2020 г. осуществлено 37,5 тыс. выездов, осмотрено 919,6 тыс. человек.

По состоянию на 1 сентября 2021 г. доля населенных пунктов с числом жителей 101-2000 человек, населению которых доступна первичная медико-санитарная помощь по месту их проживания, в целом по Российской Федерации составила 96 процентов.

Часто выявляется формальный подход медицинских работников к проведению диспансеризации. У граждан не сформирована потребность в ежегодном ее прохождении.

Доля впервые в жизни установленных неинфекционных заболеваний, выявленных при проведении диспансеризации и профилактическом медицинском осмотре у взрослого населения, от общего числа неинфекционных заболеваний с впервые установленным диагнозом составила 11,7 процента (96,6 процента запланированного количества на 2020 год с учетом корректировки). Кроме того, требует дальнейшего развития система защиты прав застрахованных лиц при получении медицинской помощи за пределами субъекта Российской Федерации.

Медицинские организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, нуждаются в дальнейшем переоснащении (дооснащении) медицинским оборудованием.

По данным субъектов Российской Федерации, в 2021 году количество единиц оборудования для оказания медицинской помощи со сроком эксплуатации свыше 10 лет в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и медицинскую помощь в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек, составило 32 тыс. единиц.

Большинство субъектов Российской Федерации имеют дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Несмотря на положительную динамику с 2018 года, в 2020 году дефицит врачей в регионах Российской Федерации составлял более 21 тыс. человек, среднего медицинского персонала - более 122 тыс. человек.

Сохраняется тенденция к увеличению доли населения в старших возрастных группах. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2017 году доля граждан старше 60 лет составляла 21 процент, в 2020 году 22,6 процента, а к 2030 году составит 25,4 процента. Данная динамика предполагает повышение качества и доступности медицинской помощи, в том числе по профилю "гериатрия".

Сохраняются проблемы с обеспечением населения лекарственными препаратами, в том числе льготных категорий граждан. Для их решения требуется совершенствование организационных процессов, в том числе внедрение системы мониторинга движения лекарственных препаратов во всех медицинских и фармацевтических организациях.

До настоящего времени не все медицинские организации страны, в том числе врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, включены в единый цифровой контур на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Мероприятия, направленные на решение указанных проблем, будут реализовываться как в рамках действующих направлений (подпрограмм) государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Программа), так и в рамках новых инициатив социально-экономического развития Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"


Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья граждан помимо необходимости решения существующих проблем связано с рядом общемировых тенденций. В связи с этим структура Программы должна охватывать как направления, обеспечивающие достижение национальных целей в сфере охраны здоровья (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости), так и направления, обеспечивающие прорыв отечественной системы здравоохранения в соответствии с общемировыми тенденциями.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы соответствуют государственной политике в сфере охраны здоровья, указанной в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан.

Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается путем решения следующих задач:

увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и уровня инвалидизации населения, профилактика профессиональных заболеваний;

повышение качества и доступности медицинской помощи, включая вакцинацию, и лекарственное обеспечение;

обеспечение устойчивости системы здравоохранения, ее адаптации к новым вызовам и угрозам, в том числе связанным с распространением инфекционных заболеваний, создание резервов лекарственных препаратов и медицинских изделий;

повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом;

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, развитие системы социально-гигиенического мониторинга.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".

Указанная цель декомпозирована на мероприятия и показатели, характеризующие ее достижение, в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р (далее - Единый план).

Цели Программы и их значения по годам реализации гармонизированы с Единым планом:

цель 1 - снижение смертности населения от всех причин до 11,5 случая на 1000 населения к 2030 году;

цель 2 - повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;

цель 3 - удовлетворенность доступностью медицинской помощи, процентов.

В состав показателей Программы также включены все показатели Единого плана, относящиеся к Программе и ее структурным элементам.

Кроме того, реализуемые в рамках Программы мероприятия оказывают влияние на достижение:

национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", показателями которой являются "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности", "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года";

национальной цели "Цифровая трансформация" с целевым показателем "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления".

Достижение указанных национальных целей развития Российской Федерации будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти совместно с субъектами Российской Федерации путем проведения единой комплексной политики, охватывающей все предметы совместного ведения, относящиеся к сфере реализации Программы, преемственности государственной политики субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, соответствия ее требованиям основных документов стратегического планирования в сфере охраны здоровья.

3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере охраны здоровья граждан и сфере государственного управления Российской Федерации


Для достижения позитивных демографических трендов планируется реализация комплекса мер по снижению смертности населения, росту ожидаемой продолжительности жизни.

В рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" планируется:

создание и развитие медицинской инфраструктуры, в том числе в малонаселенных пунктах, развитие сети медицинских организаций первичного звена в малонаселенных пунктах, приобретение мобильных медицинских комплексов, организация санитарно-авиационной эвакуации в труднодоступных населенных пунктах;

совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, а также детям;