АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2016 года N 366
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
Администрация области постановляет:
1. Внести в государственную программу Тамбовской области "Развитие здравоохранения Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы, утвержденную постановлением администрации области от 30.04.2013 N 447 (в редакции от 31.12.2015), изменения, изложив ее в редакции согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
Глава администрации области
А.В.Никитин
Приложение
к постановлению
администрации Тамбовской области
от 11.04.2016 N 366
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)
Паспорт Программы
Ответственный исполнитель Программы | Управление здравоохранения области |
Соисполнители Программы | Управление образования и науки области; |
Подпрограммы Программы | "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (приложение N 5); |
Цель Программы | Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребности населения, передовым достижениям медицинской науки |
Задачи Программы | Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи. |
Целевые индикаторы и показатели Программы, их значения на последний год реализации | Реализация мероприятий Программы позволит в 2020 году достичь следующих результатов: |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа реализуется в два этапа: |
Объемы и источники финансирования Программы | Всего - 122312021,4 тыс.руб., из них: |
________________
<*> Объем денежных средств с учетом взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и межбюджетных трансфертов из бюджета области на финансовое обеспечение оказания скорой медицинской помощи.
1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Государственная программа Тамбовской области "Развитие здравоохранения Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) разработана на основании распоряжения администрации области от 13.05.2011 N 141-р "Об утверждении Перечня государственных программ Тамбовской области" в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом области от 04.12.2013 N 347-З, согласно которой основными приоритетами развития области являются повышение конкурентоспособности экономики, инвестиционной привлекательности области, эффективное использование ресурсного потенциала, развитие человеческих ресурсов, обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения, повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием области.
Отрасль здравоохранения выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечить высокое качество жизни населения. Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны.
Основной целевой установкой Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения Тамбовской области. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
Реализация мероприятий федеральных и областных целевых программ, приоритетного национального проекта "Здоровье", Программы модернизации здравоохранения Тамбовской области на 2011 - 2012 годы, утвержденной постановлением администрации области от 01.07.2011 N 783, позволили создать комплексную систему охраны и укрепления здоровья населения и улучшить демографическую ситуацию в Тамбовской области.
Рождаемость за период 2006 - 2012 годов выросла на 17 процентов и составила 9,6 на 1 тыс. населения, общая смертность уменьшилась на 13,6 процента (16,1 промилле), на 3,4 года увеличилась ожидаемая продолжительность жизни населения (70,6 года).
Эффективные медико-социальные меры, направленные на совершенствование службы охраны материнства и детства, способствовали сохранению в области на протяжении ряда лет более благоприятных по сравнению с другими субъектами Центрального федерального округа и Российской Федерации показателей материнской, младенческой и перинатальной смертности: за последние 5 лет младенческая смертность снизилась в 2 раза (до 4,3 на 1000 родившихся живыми), перинатальная смертность - на 27,8 процента (до 7,4 на 1000 родившихся живыми и мертвыми), материнская смертность - в 4,5 раза (до 9,6 на 100 тыс. родившихся живыми).
По итогам 2012 года, по сравнению с 2006 годом, снизились показатели смертности населения области от болезней системы кровообращения в 1,5 раза, от новообразований - на 12 процентов, от внешних причин - на 46,8 процента, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней - на 66,6 процента.
Сдерживаются темпы и масштабы распространения в области социально значимой патологии: в 2012 году по сравнению с 2006 годом смертность населения от туберкулеза снизилась в 1,8 раза, от самоубийств - на 12,7 процента, первичная заболеваемость туберкулезом - на 21,3 процента, сифилисом - на 46,6 процента. По показателю заболеваемости ВИЧ-инфекцией на 100 тыс. населения Тамбовская область относится к регионам с низким уровнем инфицирования (90,3 на 100 тыс. населения).
Несмотря на позитивную динамику показателей здоровья, медико-демографическая ситуация в Тамбовской области, как и в Российской Федерации в целом, характеризуется некоторыми негативными процессами. По данным прогноза территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области ожидается дальнейшее уменьшение численности населения Тамбовской области до 1010,157 тыс. человек к началу 2020 года, увеличение доли лиц старшего возраста с одновременным снижением удельного веса населения трудоспособного возраста.
Основными причинами смертности жителей области на протяжении ряда лет остаются болезни системы кровообращения, новообразования, травмы и отравления, а население трудоспособного возраста в основном погибает от управляемых внешних причин, в том числе связанных с употреблением алкоголя, дорожно-транспортными происшествиями и др.
В 2012 году распространенность и первичная заболеваемость населения области уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 9,8 и 11,5 процента соответственно. В структуре заболеваемости ведущее место занимают патология органов дыхания, кровообращения, пищеварения и костно-мышечной систем.
Остается тревожной медико-демографическая ситуация на селе, где показатель смертности сельского населения на 17 процентов превышает городской. Общая заболеваемость сельских жителей в 2 раза меньше, чем в городе, что связано с низкой доступностью медицинской помощи. Заболеваемость туберкулезом сельского населения на 15 процентов выше городского, причем запущенные формы на селе встречаются в 4 раза чаще. Запущенность злокачественными новообразованиями у сельского населения на 10 процентов выше, чем в городе.
Важной характеристикой состояния репродуктивного здоровья женщин является гинекологическая заболеваемость, которая в последние годы имеет тенденцию к росту: первичная заболеваемость в 2012 году составила 28,9 случая на 1000 женского населения (в 2006 году - 25,3), общая - 42,1 случая на 1000 женского населения (в 2006 году - 39,5). В условиях современной демографической ситуации все большую актуальность приобретает проблема бесплодия, на конец 2012 года более 600 супружеских пар Тамбовской области состоят на диспансерном учете по бесплодию.
Службой акушерства и гинекологии ведется активная работа по диспансеризации беременных женщин: показатель раннего охвата беременных женщин наблюдением при сроке беременности до 12 недель составляет 89,4 процента (в 2006 году - 78 процентов), одновременно растет удельный вес нормальных родов с 29 процентов в 2006 году до 33,6 процента в 2012 году.
Кроме того, переход на новые критерии регистрации рождений в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения требует внедрения современных технологий выхаживания недоношенных и маловесных детей, развития неонатальной хирургии и нейрохирургии, системы комплексной этапной реабилитации детей первого года жизни в целях увеличения выживаемости глубоко недоношенных младенцев, снижения детской заболеваемости и инвалидности, младенческой смертности.
С 2005 года в области реализуется комплекс мер, направленных на реструктуризацию системы предоставления медицинской помощи, упорядочение этапов медицинского обслуживания и совершенствование системы его финансирования в рамках Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Тамбовской области (далее - Программа госгарантий). Однако эффективность реализации Программы госгарантий в ряде муниципальных образований области сохраняется на недостаточном уровне - регистрируется высокий уровень госпитализации с одновременным неэффективным использованием круглосуточного коечного фонда, сдерживанием объемов медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров. Кроме того, сложившаяся диспропорция в обеспечении населения врачебными кадрами и койками в разрезе некоторых профилей оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи не гарантирует доступность качественной медицинской помощи для населения.
Несмотря на имеющийся финансовый дефицит Программы госгарантий, благодаря комплексу мероприятий, направленных на реструктуризацию и повышение эффективности функционирования системы предоставления медицинской помощи жителям области на основе интенсификации процессов лечения, внедрения единых стандартов оказания медицинской помощи и применения современных организационных мер по управлению госпитализацией, фактические объемные показатели реализации Программы госгарантий на 2012 год характеризуются снижением объемов круглосуточной стационарной помощи за последние 5 лет на 12,8 процента (в 2012 году - 2,615 койко-дня на одного жителя при нормативе 1,894). Объемы амбулаторно-поликлинической помощи увеличились на 3,7 процента: в среднем на одного жителя области в 2012 году приходится 8,4 посещения в амбулаторно-поликлинические учреждения (при нормативе 8,9).
В среднесрочной перспективе одним из мероприятий по реструктуризации системы оказания медицинской помощи является проведение капитального ремонта с использованием современных энергосберегающих технологий и дополнительное оснащение медицинским оборудованием высоких классов энергоэффективности межрайонных медицинских центров для оказания специализированной медицинской помощи в соответствии с порядками ее оказания больным кардиологического, неврологического, онкологического, хирургического профилей, пострадавшим от травм, а также центров по акушерству и гинекологии, педиатрии, дальнейшее развитие системы стандартизации в сочетании с модернизацией отрасли здравоохранения, направленных на повышение доступности и качества оказания медицинских услуг, формирование государственных планов-заданий, что способствует оптимизации сети учреждений здравоохранения на основе рационального планирования структуры, объемов медицинской помощи с учетом заболеваемости и смертности населения и необходимых финансовых ресурсов.
Число работников, занятых в учреждениях здравоохранения Тамбовской области в 2012 году, составляло 22535 человек, или 207,8 в расчете на 10 тыс. населения, из них врачей - 3160 чел. (1125 чел. - на селе), средних медицинских работников - 9475 чел. (4746 чел. - на селе). Обеспеченность врачами в учреждениях здравоохранения на конец 2012 года составила 29,2 в расчете на 10 тыс. населения (в 2006 году - 29,6).
Новые организационные формы работы и возможность применения на практике современных методов лечения повысили мотивацию к труду медицинского персонала, престиж первичного звена. Денежные выплаты в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" стали дополнительным стимулирующим фактором в решении проблем дефицита кадров: укомплектованность врачей участковой службы достигла 90,6 процента; средним медицинским персоналом - 91,4 процента.
В период реализации Государственной программы запланированы мероприятия по развитию кадрового потенциала учреждений здравоохранения: определена расчетная потребность в обеспечении врачами всех специальностей, ведутся подготовка и повышение квалификации кадров, работа по поддержанию кадрового баланса, оптимизации штатного расписания в целях снижения коэффициента совместительства, выполнения установленных нормативов нагрузки врачей (функция врачебной должности в поликлинике, число коек стационарных отделений в расчете на 1 врача) в соответствии с прогнозируемыми объемами медицинской помощи в рамках Программы госгарантий на 2013 год.
Коэффициент совместительства врачей в 2012 году в среднем по области составил 1,4 (в 2006 году - 1,2), что свидетельствует о недостаточном числе врачей ряда специальностей, высокой интенсивности их труда, обусловленной оттоком специалистов из здравоохранения, и недостаточном увеличении доли молодых специалистов на фоне опережающего роста числа врачей пенсионного возраста. Улучшить ситуацию позволят совершенствование системы целевой подготовки специалистов и материальное стимулирование врачей, выезжающих для трудоустройства в сельскую местность.
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", федеральных и областных целевых программ, программы модернизации здравоохранения Тамбовской области на 2011 - 2012 годы позволила существенно улучшить оснащенность учреждений здравоохранения и обновить медицинское оборудование, повысить фондовооруженность и фондооснащенность учреждений здравоохранения более чем в 2 раза.
Несмотря на эффективную реализацию Программы модернизации здравоохранения Тамбовской области в области отремонтировано 57 процентов зданий учреждений здравоохранения из числа нуждающихся в проведении капитального ремонта, остается недостаточным уровень материально-технической базы здравоохранения с учетом утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации порядков оказания медицинской помощи. Износ основных фондов составляет в среднем 58,5 процентав, в том числе медицинского оборудования - 64 процента. Имеет место недостаток современного высокотехнологичного оборудования и информационных систем в учреждениях. Особенно остро эта проблема стоит на селе: 48 процентов фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) размещены в приспособленных помещениях, 76 процентов требуют капитального ремонта, 37 ФАПов находятся в аварийном состоянии.
Для дальнейшего развития системы охраны здоровья населения области и улучшения демографических показателей, кроме вышеназванных проблем, необходимо решить ряд задач, формирующих недостаточную динамику в состоянии здоровья населения.
Высокая загруженность коечного фонда и недостаточно эффективное его использование обусловлены не только низкой активностью первичного звена здравоохранения, но и недостаточной развитостью системы санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и представления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении.
Кроме этого, в медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Существующие отдельные аппаратно-программные решения для телемедицины не носят системного характера, отсутствует единое информационное пространство телемедицины. Широкое внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов на уровне первичного звена, повышения качества диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, повышения эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, повышения доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций.
По результатам реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и Программы модернизации здравоохранения Тамбовской области на 2011 - 2012 годы в медицинских организациях проведено существенное обновление медицинского оборудования, с помощью которого имеется возможность представления информации в цифровом виде, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места для медицинских специалистов различных профилей, повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинной работы в повседневной деятельности медицинского работника, повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинскими работниками разных медицинских организаций.
Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.
Масштаб целей, поставленных Государственной программой в области демографии, формирования у населения приверженности здоровому образу жизни, профилактики и лечения социально значимых заболеваний, снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, определяет необходимость широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений, широкого круга коммерческих организаций всех форм собственности по всему спектру вопросов, имеющих отношение к охране здоровья населения, а также обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках государственной программы Тамбовской области "Развитие здравоохранения Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Приоритеты региональной государственной политики в сфере здравоохранения на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровней:
Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
Федеральный закон от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351;