Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Развитие дорожной сети и городского транспорта

Транспортная инфраструктура города - один из наиболее важных факторов, оказывающих существенное влияние на доходность городской земли, интенсивность застройки территорий, экологическое состояние среды и, в конечном счете, на комфортность и безопасность проживания населения.

На начало 2006 г. на территории г. Южно-Сахалинска зарегистрировано 71,6 тыс. автомобилей. Прирост за последние 6 лет составил 19,7 тыс. ед. Во много раз возросла интенсивность движения на магистральных улицах. Существующие городские транспортные сети исчерпали свою пропускную способность. Она не обеспечивает равномерного распределения потоков автотранспорта, что приводит к большому сосредоточению автомобилей на центральных улицах.

Недостатком существующей системы внешних автомобильных дорог, подходящих к городу, является отсутствие рационального сочетания внешних и городских путей сообщения. Транзитное для города автомобильное движение, связанное с перемещением грузов автотранспортом от морских портов в другие районы области, проходит через г. Южно-Сахалинск и совмещено на городской уличной сети с местным городским движением. Нарушается важнейшее требование обеспечения безопасного и удобного ввода в город транспортного потока и беспрепятственного пропуска транзита с присущими ему высокими скоростями в его обход. Ухудшается экологическая обстановка в городе.

По мере усиления транспортно-логистической роли г. Южно-Сахалинска эти процессы усилятся, что еще более снизит пропускную способность существующих городских сетей.

Генеральным планом г. Южно-Сахалинска разработан транспортный каркас, учитывающий расположение и специфику города: его протяженность в меридиональном направлении, активные транспортные связи, неразвитую транспортную инфраструктуру, всевозрастающий уровень автомобилизации. Он будет способствовать оптимизации транспортного процесса, повышению качества перевозок, как грузовых, так и пассажирских, снижению транспортных издержек, рационализации взаимодействия между различными видами транспорта и совершенствованию информационного обеспечения, а также созданию условий для снижения тарифов на перевозки пассажиров и грузов.

Основу опорной сети составляют федеральные автомобильные дороги, которые обеспечивают формирование и перераспределение транспортных потоков между основными районами тяготения и обеспечивают пропуск межрегиональных и транзитных потоков на основных направлениях, а также подъезды к объектам федерального значения (морским портам, аэропортам и др.). Поэтому обеспечение внешних автотранспортных связей г. Южно-Сахалинска достигается за счет создания единого транспортно-коммуникационного коридора, проходящего вдоль западной границы города, в котором кроме автотрассы, соединяющей гг. Холмск и Корсаков, пройдет линия проектируемой железной дороги.

Строительство обходной автомобильной дороги позволит полностью освободить магистральную сеть г. Южно-Сахалинска от транзитного автотранспорта, значительно улучшив тем самым возможности организации движения городского транспорта и экологическую ситуацию в городе.

Планируется также развитие системы территориальных дорог, улучшающих транспортное сообщение между областным центром и населенными пунктами округа и местами отдыха. Предложенный транспортный каркас, образуемый федеральными магистралями и дополненный территориальными дорогами, позволит получить полноценные автотранспортные связи между районами области в границах города и полностью решит проблему пропуска транзитного транспорта за пределами селитебных территорий.

Пропускная способность существующей магистрально-дорожной сети г. Южно-Сахалинска, особенно в широтном направлении, в настоящее время практически исчерпана. Дальнейший рост автомобилизации, подвижного состава, общественного транспорта и движения населения обусловливают еще большее возрастание транспортных потоков. Поэтому транспортная сеть города должна быть преобразована в двухканальную систему, исходя из функционального предназначения ее структурных элементов. Одни транспортные связи служат задачам развития городских территорий, другие - для быстрого преодоления расстояний в пределах города. Они являются взаимоисключающими, поэтому все улицы города должны быть дифференцированы в зависимости от тех задач, решению которых они служат.

Соответственно, и мероприятия дорожного строительства для улиц с разными функциями кардинально отличаются. Для развития территорий, которые приносят доход, необходимы мероприятия по созданию максимально частой сетки улиц на территориях городских ядер, четких связей с центральным ядром всех иных развивающихся ядер, достаточного количества парковочных мест для легкового транспорта, обеспечению снижения скорости движения транспорта, насыщению всевозможными видами общественного транспорта, созданию системы площадей. Это все те мероприятия, которые обеспечивают максимальный приток людей к каждому объекту, расположенному на ценной в градостроительном отношении территории.

Для обеспечения скоростного преодоления расстояний необходимы мероприятия, обеспечивающие исключение помех для свободного движения транспорта: строительство развязок в разных уровнях; сокращение низкоскоростного общественного транспорта; уменьшение количества пересечений улиц (они осуществляются с магистральными улицами городского значения, а примыкание улиц иных категорий допускается не иначе как с местных проездов, создаваемых вдоль основных скоростных трасс) и др.

В этом контексте Генеральным планом предложена улично-дорожная сеть, состоящая из магистральных улиц и дорог общегородского и районного значения с регулируемым движением транспорта по улицам и дорогам местного значения.

В основу схемы транспортного каркаса положена система дублирующих меридиональных магистралей, проходящих в направлении наибольших грузо- и пассажиропотоков, связывающих между собой все районы города, выходящих на внешние южные и северные направления и разгружающих основные направления ул. Ленина и пр. Мира.

Магистралями общегородского значения в меридиональном направлении предлагаются: пр. Мира и улицы Ленина, Комсомольская, Горького. Они служат, в основном, для пропуска легкового и общественного транспорта. Улица Железнодорожная и городская обходная дорога предназначаются для пропуска грузового автотранспорта.

В широтном направлении запроектирована система общегородских магистралей, обеспечивающих связи западных и восточных районов города, выходящих на внешние направления в сторону г. Холмска и зоны отдыха, а также способствующих равномерному распределению транспортных потоков по территории городской застройки. Функции широтных магистралей выполняют ул. Лесная, Украинская, Горная, а также пр. Победы и Пуркаева.

Все указанные магистральные улицы и дороги общегородского значения проектируются по кратчайшим направлениям и обеспечивают удобную транспортную связь жилых районов с объектами общегородского значения, промышленными районами, между собой и другими местами концентрации населения. Они поддерживаются магистралями районного значения, в задачу которых входит распределение пассажирского и легкового транспорта непосредственно по жилым и промышленным районам для обеспечения нормативной пешеходной доступности мест расселения и приложения труда.

Главной улицей города остается Коммунистический проспект. Он является парадным (без грузового транспорта), небольшой протяженности с интенсивным пешеходным движением и предназначен для удобного доступа к основным общественным учреждениям, торговым и зрелищным предприятиям общегородского центра, организации народных гуляний в праздничные дни. Обустройство его включает преимущественно административные и общественные здания, крупные торговые и зрелищные объекты, площадки для стоянок легковых автомобилей и остановки общественного транспорта. Предполагается пересечение пр. Коммунистического и Мира в разных уровнях.

Подобная оптимизация транспортной структуры города позволит более четко дифференцировать и перераспределять основные грузопотоки автотранспорта в направлении из центра города в периферийные районы, на внешние выходы и в зоны размещения основных транспортных объектов (пассажирский и грузовой терминалы, аэропорт и др.).

В связи с продолжающимся ростом индивидуального легкового автотранспорта будет решаться проблема его хранения. В районах новой капитальной застройки предполагается строительство стоянок, встроенных в дома, многоэтажных манежного типа, а также использование рельефа для строительства гаражей боксового типа.

В целях улучшения транспортной ситуации, распределения транспортных потоков и снятия нагрузки с транспортных магистралей на подъезде к центральной части города необходимо: исключение размещения в центре города крупных предприятий, связанных с тяготением к ним автотранспорта, и, по возможности, обеспечение выноса существующих; размещение крупных торговых точек - гипермаркетов в периферийных районах для отвлечения покупателей от центра; запрет въезда грузовых машин на территорию центра (кроме как по специальному разрешению); создание складов товаров и продовольствия, необходимых для центра, за его границами с доставкой товаров к предприятиям центра на пикапах, преимущественно в ночное время; организация вывоза отходов в ночное время; создание пешеходных зон с использованием улиц и бульваров.

Городской пассажирский транспорт (ГПТ) общего пользования является важнейшим элементом транспортной системы, обеспечивающим ежедневную транспортную подвижность населения. В последние годы здесь сформировались негативные устойчивые тенденции, которые привели к ограничению доступности для жителей г. Южно-Сахалинска транспортных услуг и снижению качества транспортного обслуживания.

Для улучшения обслуживания пассажиров, предоставления качественных транспортных услуг в 2007 г. администрацией города учреждена ОАО "Транспортная компания". За ней, как генеральным оператором, закреплена вся автобусная маршрутная сеть, передано в аренду имущество, в том числе автобусы бывшего муниципального предприятия. В настоящее время компания имеет 57 транспортных единиц большой и средней вместимости, обслуживает все социально значимые маршруты, в том числе пригородные. За счет средств муниципального и областного бюджетов планируется пополнение парка новыми автобусами большой вместимости.

Рост числа легковых автомобилей в личном пользовании существенно осложняет условия работы подвижного состава пассажирского транспорта на магистральной городской сети.

Конкурентоспособность ГПТ будет определяться, прежде всего, уровнем качества его услуг и ценовой доступностью для основной массы населения. Появление множества операторов должно сопровождаться созданием равных, независимо от форм собственности, условий их функционирования.

Проведение реформы городского пассажирского транспорта требует реализации ряда принципов. Прежде всего, необходимо разделение управления системой ГПТ и непосредственного выполнения перевозок. Являясь собственником городской транспортной инфраструктуры и маршрутной сети, а также имея все необходимые закрепленные федеральным законодательством полномочия, городская администрация несет полную ответственность за организацию транспортного обслуживания. Местная власть сама выбирает модель реформирования, реализуя принцип конкурентности. Должно происходить постепенное выравнивание уровней транспортной обеспеченности города на основе единых социальных стандартов. Необходимы федеральная и региональная поддержка реформ (субсидии и гранты), применение финансовых механизмов, ограничивающих использование личных автомобилей и стимулирующих развитие организованных перевозок.

Реформа ГПТ подкрепляется совершенствованием системы социальных мандатов, отказом от льгот, не подкрепленных финансированием, реализацией механизмов гарантированного финансирования сохраняемых льгот.

С ростом жизненного уровня населения меры по реформированию ГПТ должны сопровождаться развитием новых транспортных услуг повышенной комфортности.

Стратегия развития городского пассажирского транспорта (ГПТ) должна обеспечить существенное повышение его качества. С точки зрения пассажира он должен восприниматься как надежная и скоростная, легкая и удобная в использовании, действующая по единым тарифам и правилам транспортная среда.

Как в строительстве, так и в эксплуатации общественный транспорт должен иметь абсолютный приоритет в пассажирских перевозках. Любой проект реконструкции улиц обязан в первую очередь обеспечивать улучшение условий для пассажиров общественного транспорта (обособленные полосы, удобные пересадки и др.).