Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Рисунок 9.6 - Оценки экспертами основных задач, выполняемых ассоциациями предпринимателей г. Южно-Сахалинска, %*

________________

* Рисунок не приводится.  - Примечание изготовителя базы данных.  


Администрация Сахалинской области и г. Южно-Сахалинска, понимая важность установления деловых партнерских отношений бизнеса и власти, важным направлением взаимодействия считают создание условий для развития профессиональных и общественных объединений, ассоциаций и союзов предпринимателей. Основной упор делается на взаимодействии с бизнес-сообществами, как наиболее эффективной форме осуществления обратной связи, и развитии механизмов саморегулирования бизнеса.

Важную роль здесь может сыграть развитие частно-государственного партнерства, которое предполагает использование лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение. Приоритетными направлениями частно-государственного взаимодействия являются: производственная и транспортная инфраструктуры (строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов); жилищно-коммунальное хозяйство; финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации, и развитие инновационной инфраструктуры; профессиональное образование и система переподготовки кадров; здравоохранение и социальные услуги; информационно-консультационная поддержка предпринимательской деятельности.

В качестве основы построения частно-государственного партнерства имеют место следующие принципы: экономическое равноправие и ответственность, которые заключаются в том, что все участники имеют равные права в определении вариантов эффективного достижения целей и решении задач; оптимальный учет интересов (принцип демократичности, то есть все решения принимаются с учетом комплекса интересов участвующих в нем сторон); легитимность действий, которые связаны с информационной открытостью частно-государственного партнерства при решении стратегических задач по приоритетным направлениям социально-экономического развития города и области. При системном соблюдении интересов взаимодействие между властью и бизнесом также можно характеризовать как полноценное частно-государственное партнерство.

Также эффективными инструментами взаимодействия государства и бизнеса должны стать: создание и функционирование особых экономических зон; формирование и использование Инвестиционного фонда; повышение эффективности деятельности государственных институтов развития, в том числе банков развития; создание инновационной инфраструктуры, в том числе технико-внедренческих парков, производственных кластеров; государственная поддержка деятельности венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты; повышение результативности механизмов поддержки лизинга. Важным инструментом стимулирования предпринимательской деятельности является государственная поддержка бизнес-инкубаторов, технополисов, предусматривающая создание инфраструктуры, предоставление необходимой методической поддержки и распространение лучшей практики.

Сложившиеся в г. Южно-Сахалинске в последние годы связи и формы взаимодействия власти и бизнеса дают положительные результаты в создании делового предпринимательского климата. Так, в 2007 г. принята "Программа поддержки и развития малого предпринимательства". В рамках ее реализации регулярно проводится анализ фактического уровня деловой активности субъектов малого предпринимательства, оказываются консультационные услуги и содействие в проведении семинаров. При администрации города работает консультативный Совет по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства. На сайте города создано два новых электронных ресурса - тематические страницы "Доступ к финансам" и "Контролирующие органы". Здесь же размещен Интернет-каталог предприятий и организаций. Вопросы, направленные на устранение или уменьшение административных барьеров, постоянно обсуждаются на семинарах, "круглых столах", на заседаниях консультативного Совета, совместно с контролирующими службами и бизнес-сообществом.

Ведется работа по созданию благоприятных условий и формированию общественного мнения о деятельности малого предпринимательства. В ее рамках проводятся городские конкурсы: "Благотворитель года", "Лучшее малое предприятие (предприниматель) года". Продолжает свою работу Центр Общественного доступа, где предприниматели имеют возможность разместить информацию о своем предприятии, а также получить ряд информационных услуг.

Вместе с тем, требуют совершенствования механизмы публичного обсуждения общественно значимых решений. Консультации с представителями гражданского общества до принятия решений носят фрагментарный характер и полностью зависят от усмотрения органов власти. Как показал анализ деятельности общественных структур бизнеса, основы для его диалога с властью и населением только заложены. Многие организации бизнеса не вышли за рамки своих узкокорпоративных задач. Им необходима налаженная система общественных связей с другими структурами бизнеса, властью, НКО, населением. Стратегическое управление неизбежно выводит отдельных представителей бизнеса за рамки своего дела, формируя бизнес-сообщества, возникающие как среда совместной деятельности для реализации общих целей и решения необходимых для этого задач. Это дает возможность развития не на основе конфронтации, а посредством взаимовыгодного сотрудничества.

Работа над Стратегическим планом в г. Южно-Сахалинске показывает, что здесь есть две наиболее фундаментальные организационные задачи, без которых стратегическое планирование не может состояться как Проект социальной инновации. Во-первых, нужно существенно расширить перечень различных организаций, участвующих в стратегическом планировании. В противном случае будет потеряна значительная часть интеллектуальных и финансовых ресурсов городского сообщества, а разработанный план не будет в полной мере соответствовать потребностям населения, бизнеса и власти.

Решение этой задачи видится в таких направлениях, как: использование Интернет-технологий, позволяющих привлечь население к стратегическому планированию, установление связи между НКО, бизнесом и властью; более активное привлечение прессы для распространения идей стратегического планирования; создание Дома общественных организаций, где многие инициативные жители города могут собраться и обсудить его проблемы; содействие процессам объединения организаций в ассоциации; поддержка активных самодостаточных НКО с помощью заказов бизнеса и грантов; организация учебных курсов в школах и вузах по проблематике стратегического планирования; организация совместной учебы лидеров общественных организаций, населения, бизнеса и власти.

Вторая фундаментальная организационная задача - это объединение усилий общественных организаций. В этом случае разноголосица во мнениях и представлениях о главных проблемах города, способах их решения выльется в действительно согласованные действия всех участников, что является первым необходимым условием появления синергетических эффектов.

В настоящее время созданы и работают институты, обеспечивающие взаимодействие гражданского общества и власти в решении важных проблем. Организации гражданского общества вносят ощутимый вклад в повышение качества решений, принимаемых органами власти, и контроля за их реализацией посредством проведения различных экспертиз, консультаций, общественных слушаний.

Органы местного самоуправления г. Южно-Сахалинска определяют степень популярности принятых решений и поддержку со стороны населения через связующее звено - сектор по работе с общественностью, который взаимодействует со 150 общественными организациями. Среди форм социального партнерства, востребованных у общественных организаций, основными являются: конкурс на соискание муниципального гранта, общественная трибуна "Диалог", городской организационный комитет "Победа", образовательные семинары для руководителей НКО, тематические "круглые столы", Совет общественности при мэре.

Много внимания уделяется проводимому администрацией конкурсу социальных проектов "Мы и наш город" на соискание муниципального гранта, реализуемого под патронатом мэра и финансируемого из городского бюджета. В его задачи входят выявление социальных проблем и создание возможностей для их решения на базе социального партнерства как способа эффективного взаимодействия власти и общественности, стимулирование самоорганизации населения в целях эффективного решения социальных проблем местного сообщества и повышения качества жизни южносахалинцев.

Добровольные объединения общественных, некоммерческих, религиозных, профсоюзных организаций и политических партий, действующих на территории города, используют общественную трибуну "Диалог" для взаимодействия этих организаций с органами власти в целях учета разнообразных потребностей и интересов жителей города. Эта форма перспективна в процессе реализации Стратегического плана для его мониторинга, обозначения проблем и нахождения путей их решения.

Работа с религиозными организациями - одно из направлений деятельности сектора по работе с общественностью. Специалисты регулярно принимают участие в заседаниях общественного Совета по делам религии при администрации области, встречаются с представителями религиозных организаций, посещают конференции и собрания. Перевод их деятельности в плоскость духовно-нравственного воспитания жителей города соответствует целям стратегического развития.

Активизация деятельности гражданского общества является одной из важнейших предпосылок успешности реформ органов власти, в образовании (через развитие попечительских и наблюдательных советов учебных учреждений), жилищно-коммунальном хозяйстве (посредством содействия формированию товариществ собственников жилья и др.). Эта задача носит комплексный характер и должна быть реализована в виде пакета мер законодательного и организационного плана.