Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


 9.4. Программно-целевое планирование

Базой для достижения основной цели Стратегического плана - создание условий для стабильного повышения качества жизни населения и его успешной самоорганизации - является эффективная, мобильная, ориентированная на внешний и внутренний рынок экономика, которая характеризуется расширенным воспроизводством, созданием новых продуктов и услуг, постоянным повышением производительности труда.

Одним из управленческих механизмов реализации Стратегического плана является программно-целевое планирование, а инструментом - комплексные целевые программы. В них отражаются цель и система производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

По содержанию они могут быть разделены на несколько видов. Социально-экономические программы - предусматривают решение проблем повышения материального уровня жизни и условий проживания населения. Научно-технические - направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники. Их перечень формируется исходя из приоритетов развития экономики. Производственно-экономические программы - предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствуют повышению эффективности действующих и развитию новых производств. Территориальные - направлены на преобразование субъектов, комплексное освоение новых районов, экологические - представляют собой комплекс мероприятий природоохранного характера. Организационно-хозяйственные программы - направлены на совершенствование взаимосвязей власти и бизнеса. Все они в той или иной степени должны быть востребованы для реализации Стратегического плана развития г. Южно-Сахалинска.

Действующие в настоящее время муниципальные целевые программы (концепции, мероприятия, основные направления развития) охватывают широкий спектр городских проблем, требующих приоритетного решения и первоочередного финансирования. Городское коммунальное хозяйство, градостроительный комплекс, дорожное хозяйство, пассажирский транспорт, сферы культуры, здравоохранения, образования и спорта, а также система социальной защиты населения поддерживаются в дееспособном состоянии в соответствии с выполнением программных мероприятий. Однако основная часть из них носит текущий, повседневный характер, слабо отражает стратегические цели развития города на перспективу. При опросе муниципальные служащие отметили, что на выполнение городских программ не хватает средств, они не скоординированы друг с другом.

Не умаляя значение действующих программ, их насущную необходимость и в большинстве случаев, определенную эффективность, при формировании новых целевых программ следует опираться на цели, задачи, приоритеты, вытекающие из концепции Стратегического плана развития г. Южно-Сахалинска на период до 2020 г.

Для реализации главных стратегических направлений первоочередной разработки требуют следующие комплексные целевые программы:

 Постоянное население                            

 Разработка форм и механизмов, обоснование финансовых источников,

обеспечивающих создание в г. Южно-Сахалинске постоянного населения

на основе укоренения местных жителей, переселения и создания комфортных

условий жизни мигрантам из северных районов Дальнего Востока

и Сахалинской области, соотечественникам из ближнего зарубежья,

особенно корейцев из Средней Азии                                        

 Доступное жилье                              

 Снижение темпов роста стоимости жилья на основе его опережающего

предложения, использование рыночных механизмов и частно-государственного

партнерства, разнообразных типов домостроения и форм государственной

поддержки, инноваций в строительстве и промышленности строительных

материалов, иностранного капитала и рабочей силы. Разработка механизмов

привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов в обеспечении земельных

участков инженерной и транспортной инфраструктурой, системы мероприятий

по развитию конкуренции в жилищном строительстве, нормативных правовых

актов, определяющих порядок формирования списков молодых и других

социально не защищенных семей, имеющих право на государственную

поддержку в строительстве жилья и др.                                    

 Здоровье                                 

 Создание новой организационной модели здравоохранения

г. Южно-Сахалинска, охватывающей единым лечебно-профилактическим

процессом все стадии медицинского обслуживания пациентов

в амбулаторно-поликлинической сети, на дому, в диагностическом центре,

специализированном диспансере, полустационаре, стационаре и санатории,

в увязке со стратегическим развитием города и области. Разработка

механизмов и нормативно-правовых документов по формированию на базе

учреждений здравоохранения города высокотехнологичного центра

медицинского обслуживания населения области.

 Развитие массового спорта, повышение доступности его для молодежи,

укрепление материально-технической базы, поддержка традиционных

сахалинских спортивных школ по индивидуальным видам спорта               

 Экологическая безопасность                        

 Формирование нового менталитета сахалинцев в области охраны природы

и природопользования, повышение их требовательности к чистой

экологической среде, переход от планового снижения отдельных показателей

загрязнений и контроля исполнения природоохранных мероприятий

к управлению состоянием окружающей среды с использованием

информационно-аналитических систем социального, экономического,

экологического и гигиенического мониторинга.

 Разработка механизмов, стимулирующих функционирование новых

производств в соответствии с требованиями экологической безопасности,

на основе наукоемких и ресурсосберегающих технологий                     

 Духовно-нравственное развитие                     

 Формирование нормативно-правовой базы духовно-нравственного развития,

консолидация и координация действий всех субъектов этого процесса,

просвещение жителей города, охватывающее культуру, образование,

патриотическое, эстетическое, религиозное воспитание горожан,

многообразные просветительские формы и программы.

 Забота о комфортности и красоте среды проживания, создание

современной инфраструктуры досуга, расширение его "ассортимента"

с учетом потребностей всех возрастных и социальных групп населения       

 Правопорядок                               

 Разработка системы мер экономического, технического, социального,

политического и иного характера, обеспечивающих безопасность жизни

сахалинцев на основе повышения оперативности и действенности

реагирования органов правопорядка на факты преступлений, правонарушений,

опасных происшествий и нештатных ситуаций, расширение профилактических

мероприятий, совершенствование нормативно-законодательной базы,

возрождение ранее существовавших форм и механизмов охраны правопорядка

и воспитания подрастающего поколения, мобилизация общественности

на борьбу со средствами массовой информации, пропагандирующими насилие

и распущенность                                                          

 Образование                               

 Повышение качества и доступности образования по всей его цепочке

на основе формирования авторитета и престижности педагогических кадров,

развития материально-технической базы, использования инновационных

технологий, вовлечения в образовательный процесс ученых и специалистов

академических и отраслевых научно-исследовательских институтов,

обеспечивающих конкурентоспособность и соответствие образования высшим

мировым стандартам.

 Разработка системы мер по созданию на базе высших учебных заведений

города областного образовательного центра с широким набором

специальностей и использованием новых технологий и принципов организации

учебного процесса.

 Создание условий для встраивания инновационных образовательных

проектов в отраслевые областные и городские программы                    

 Молодежная политика                           

 Создание условий для включения молодежи как активного субъекта

в процессы социально-экономического, общественно-политического,

культурного развития города и области. Воспитание у молодого поколения

чувства уважения и любви к г. Южно-Сахалинску, его истории и традициям.

Существенное увеличение финансирования молодежных программ.

 Разработка организационно-правовых и финансовых основ повышения

доступности жилья для молодежи                                           

 Наука                                  

 Разработка правовых, организационных и экономических механизмов

концентрации ресурсов на прорывных научных направлениях, повышение

авторитета и престижности научной деятельности, расширенное

воспроизводство кадрового потенциала, формирование условий для развития

творческого мышления по всей образовательной цепочке, обновление

материально-технической и приборной базы научных учреждений, интеграция

академической, вузовской и отраслевой науки, стимулирование ее включения

в решение важнейших городских и областных проблем                       

 Инновации                                 

 Формирование инновационной среды, направленной на создание условий

для разработки высокотехнологичных продуктов, их коммерциализации

и превращения в устойчивый источник экономического роста, повышающий

конкурентоспособность хозяйственного комплекса города.

 Разработка финансовых и организационно-экономических механизмов

внедрения в производство энергосберегающих технологий, комплексного

использования природных ресурсов для получения продукции с высокой

добавленной стоимостью, пользующейся спросом не только на внутреннем,

но и внешнем рынках, новых видов импортозамещающих изделий, в частности,

строительных материалов и конструкций, утилизации промышленных и бытовых

отходов и др.

 Внедрение инновационных технологий как в собственно диагностику,

лечение и профилактику различных заболеваний, так и в организацию

лечебного процесса.

 Повышение качества образования, основанное на интеграции его

наиболее современных и эффективных технологий с научно-исследовательской

деятельностью, направленной на решение актуальных потребностей экономики

города и области                                                         

 Транспортная логистика                          

 Разработка системы мер, позволяющих перейти в развитии транспортного

комплекса Сахалина к логистической концепции, преодолевающей

разобщенность различных видов транспорта. Обоснование формирования

на базе г. Южно-Сахалинска регионального мультимодального

транспортно-логистического узла, позволяющего существенно повысить

эффективность перевозок за счет оптимизации использования транспортных

средств и инфраструктуры, обеспечения высокого качества контроля

за прохождением грузов и их сохранностью, применения новых

транспортно-логистических технологий, развития конкуренции между

отечественными и иностранными перевозчиками, что, в конечном счете,

положительно скажется на издержках и конкурентоспособности городской

и областной экономики                                                    

 Информатизация                             

 Формирование информационного общества как качественно новой

характеристики социальной организации жизни, функционирования власти

и бизнеса. Внедрение системы мер по повышению доступности информационных

технологий для жителей и организаций города, обучению населения

пользованию ими, формированию соответствующей инфраструктуры.

 Обеспечение непосредственного участия граждан в самоуправлении,

улучшение взаимодействия муниципальной власти и общества путем

установления интерактивной связи между ними, проведения различного рода

голосований, опросов, конкурсов, своевременного определения

неудовлетворенных потребностей людей и нерешенных проблем, учета

обращений граждан, жалоб, критических замечаний и предложений            

 Культура                                

 Сфера культуры в программе должна рассматриваться не только

как производительница и хранительница культурных ценностей,

но и как важный сектор городской экономики, обеспечивающий рост

образования, занятости и развитие наукоемких отраслей. Системой мер

необходимо предусмотреть разработку механизмов по формированию на основе

г. Южно-Сахалинска дальневосточного центра российско-японских отношений,

сбережению и восполнению культурного наследия, национальных языков

и литературы, значимых традиций, памятников и фольклора, народного

творчества, промыслов и ремесел, предоставление учреждениям культуры

и искусства большей самостоятельности в поиске и привлечении финансовых

источников, развитие новых форм культурной деятельности, поддержку

одаренных детей в школах искусства, создание фонда спонсирования

молодых талантов, расширение доступа горожан к культурным ценностям

и благам, произведениям профессионального искусства, дополнительному

художественному образованию, предметам музейных и библиотечных фондов,

архивным документам и информации в сфере культуры                        

 Производство                              

 Программа развития материального производства должна базироваться

на принципах экономики инновационного спроса и основываться

на позитивных тенденциях, формирующихся под воздействием реализации

всех вышеперечисленных целевых программ. В рассматриваемой перспективе

производство остается важнейшей бюджетообразующей базой города,

устойчивой сферой притяжения и закрепления населения. Новое качество

получат энергетика, промышленность строительных материалов

и конструкций, пищевая отрасль, машиноремонт, сельское хозяйство

и транспорт. Усилится роль этих отраслей в экономике Сахалина.

Прохождение нефте- и газопровода на юг острова позволяют рассматривать

возможности формирования в городе новых секторов экономики               

 Предпринимательство                           

 Предпринимательство как динамично развивающаяся сфера экономики

г. Южно-Сахалинска требует качественных изменений. Система мер должна

предусматривать, с одной стороны, сокращение государственных барьерных

функций в отношении бизнеса, передачу многих из них саморегулируемым

общественным отраслевым объединениям, с другой, - повышение

цивилизованности предпринимательства, сокращение теневого оборота,

развитие системы финансовой поддержки малого предпринимательства,

стимулирование его развития в производственной сфере.

 Необходимо совершенствование системы защиты прав потребителей

посредством создания общественных организаций, качественного улучшения

работы судов как гаранта добросовестной работы предпринимателей.

 Требуют развития кредитно-финансовые институты, нормативно-правовая

база предпринимательской деятельности, ее информационная поддержка       

 Туризм                                  

 Целью программы является усиление туристической привлекательности

города и укрепление его имиджа. Экзотика Сахалина предполагает развитие

специализированных маршрутов. Международный туризм получит новый импульс

при активном использовании исторических достопримечательностей.

Формирование новых интеграционных отношений с Японией и другими

сопредельными странами открывает перспективу развития делового, научного

и политического туризма. В программе должны содержаться меры

по формированию в городе климата общей доброжелательности, безопасности

и культуры отдыха, развитию гостиничной сферы и транспортных услуг      

 Гражданское общество                          

 Программа базируется на социальных новациях, направленных

на формирование новых качеств городской среды, которые включают: новые

мотивы деятельности основных групп населения, раскрепощение

интеллектуальных и духовно-нравственных сил каждого отдельно взятого

человека, усиление на основе патриотизма положительных кооперационных

связей между членами городского сообщества, осознание миссии и общего

назначения их различных структур, согласование потребностей и действий

основных "игроков" стратегического планирования                          


Помимо достижения конкретных целей, определенных для каждой комплексной целевой программы, их разработка должна обеспечить создание единой нормативной базы, формирование системы межотраслевой координации, совершенствование методов управления, рациональное использование материальных и интеллектуальных ресурсов, рост активности и инициативы населения, развитие системы стратегического партнерства. Технологии разработки конкретных программ и механизмов контроля процессов их выполнения должны выполняться на основе инжиниринговых подходов и соответствовать методикам технико-экономического обоснования проектируемых систем.

При разработке годовых планов социально-экономического развития, которые служат основой для разработки бюджета города, в них должны включаться мероприятия, связанные с решением задач Стратегического плана, и мероприятия, необходимые для реализации комплексных целевых программ. На этапе реализации стратегии необходимо создание механизма активного участия жителей г. Южно-Сахалинска в инициировании новых интересных проектов.