Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


9.3. Использование возможностей властей разных уровней

Дефицитность финансовых ресурсов не позволяет органам местного самоуправления заявить о себе как о самостоятельном институте народной власти. Как показывает практика, население все более апеллирует к органам государственной власти, понимая ограниченность местных возможностей. В то же время реализацию Стратегического плана развития г. Южно-Сахалинска нельзя ограничивать уровнем муниципального управления. Необходимо использовать потенциал всех властных структур, особенно областных.

Так, усилиями органов местного самоуправления можно решать вопросы, связанные с созданием условий для комфортного и безопасного проживания жителей г. Южно-Сахалинска, в частности: строительство доступного жилья, сохранение и развитие духовности; повышение качества здравоохранения и услуг жилищно-коммунального хозяйства, сдерживание роста тарифов.

Исходя из опыта ряда городов России, в ближайшие годы будет расширяться так называемая "социальная ипотека", когда свой финансовый вклад вносит муниципалитет, и он же берет на себя проценты и банковские гарантии. Применительно к частному домостроению понадобится, помимо ипотечного кредитования, создание широкой сети разнообразных рыночных институтов.

Развитие некоторых отраслей материального производства зависит от проведения эффективной инвестиционной политики на уровне городской администрации и предприятий, направленной на использование собственного ресурсного потенциала. При условии модернизации активной части основных фондов в пищевой промышленности, отличающихся ускоренным оборотом денежных средств, предприятия этой отрасли имеют благоприятные перспективы для своего развития.

Но большинство значимых проблем должно решаться на областном уровне: развитие человеческого потенциала, обеспечивающего потребности новой экономики; создание высокотехнологичных производств, в том числе по использованию природных ресурсов; формирование областных образовательного и медицинского центров; развитие системы связи и телекоммуникаций и др. Предоставление качественных и доступных бюджетных услуг также невозможно без интеграции усилий органов власти области и муниципалитета.

Практически все нормативно-правовые документы, принимаемые областными администрацией и Думой, затрагивают интересы муниципальных образований. Задача состоит в четком выделении в них стратегических элементов, их увязка со стратегическими планами районов и городов.

В последнее время заключаются специальные Соглашения между областной и муниципальными властями по отдельным отраслям и проблемам. Так, администрацией города и управлением сельского хозяйства Сахалинской области заключено Соглашение о взаимодействии по реализации Приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на территории г. Южно-Сахалинска. Со стороны города в проект Соглашения включены такие обязательства, как: предоставление муниципальных гарантий сельхозтоваропроизводителям в рамках действующих нормативных документов на территории городского округа; выделение средств на проведение мероприятий по улучшению плодородия земель, в том числе кормовых угодий; увеличение фонда поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств; предоставление по необходимости рекомендаций (ходатайств) от администрации города для получения кредитов населением на развитие личных подсобных хозяйств, оказание им организационной и консультационной поддержки и др.

Многие направления развития г. Южно-Сахалинска возможны лишь при непосредственном участии федеральных органов власти и крупного бизнеса: повышение уровня жизни населения посредством роста эффективной экономики; формирование модельного центра российско-японских отношений; создание торгово-транспортного логистического узла; развитие нефте- и газохимии и др.

Новое качество развития рыболовного промысла и рыбопереработки требует разграничения полномочий между федеральными и областными органами исполнительной власти в вопросах сохранения прибрежных водных биоресурсов и среды их обитания, воспроизводства, искусственного разведения и товарного выращивания пресноводных и морских биологических ресурсов, совершенствования нормативно-правовой базы по регулированию отношений хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в этих сферах производства.

Решение проблем безопасности граждан, повышения качества медицинской помощи, школьного образования и др. возможно только при взаимодействии федеральных и областных органов исполнительной власти с муниципалитетами.

Четкое и слаженное взаимодействие всех уровней власти необходимо налаживать, используя различные механизмы. Первый - формирование ассоциативных органов муниципальной власти для формулирования основных проблем и методов их решения с выходом в высшие эшелоны законодательной и исполнительной власти.

Наиболее активно в последние годы действует Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Это одна из самых авторитетных межмуниципальных организаций. На ее площадке происходит обмен опытом, осуществляется информационно-аналитическое и методическое обеспечение администраций городов, проводятся учебно-консультационные мероприятия, готовятся предложения по совершенствованию местного самоуправления. На первом этапе АСДГ объединяла крупные города. В последующем она была существенно расширена. В настоящее время членами ее являются более 70 городов с общей численностью населения почти 15 млн. чел.

Другое направление - усиление взаимодействия АСДГ с полномочными представителями Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, а также с межрегиональной ассоциацией "Дальний Восток и Забайкалье". Важно закрепить эти взаимоотношения, сформировать эффективную нормативную базу.

Немаловажное значение - участие в деятельности Конгресса муниципальных образований Российской Федерации, продвижение через него законодательных и других инициатив АСДГ, создание общероссийского объединения муниципальных образований.

Главная черта городской системы управления - ее гармонизация, основанная на четком распределении полномочий и финансового обеспечения. С введением Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" появляются новые возможности консолидации усилий на муниципальном уровне. Он предусматривает создание целой системы межмуниципальных объединений: советы муниципальных образований (МО) субъектов Российской Федерации; единое общероссийское объединение муниципальных образований, формируемое советами МО субъектов; межмуниципальные хозяйственные общества (закрытые или открытые акционерные общества для решения хозяйственных задач).

Такое расширение самоорганизации, дающее новые возможности для защиты интересов МО, жизненно необходимо. Практика, полученная в ходе реализации переходных положений закона, уже показала возможность корректировки отдельных статей. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации должны иметь более широкие права в части:

- осуществления законодательной инициативы в субъекте Российской Федерации, участия в предварительной экспертизе региональных законов и нормативных актов;

- регулирования межбюджетных отношений на уровне субъекта Российской Федерации, согласования с субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями размеров предоставляемых местным бюджетам субвенций;

- участия в формировании и реализации региональных и межмуниципальных целевых программ социально-экономического развития территорий, определения их приоритетов;

- осуществления подготовки и представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации ежегодного доклада о состоянии местного самоуправления в регионе.

Особенность г. Южно-Сахалинска как областного центра - наличие здесь всех уровней власти. Используя принципы системного управления стратегическим развитием, необходимо наладить их четкое взаимодействие. Это, прежде всего, касается администрации Сахалинской области, являющейся координатором и распределителем финансовых ресурсов между местными органами власти.

Поскольку носителем идеологии стратегического развития города является муниципальная власть, она должна не только эффективно выполнять свои функции, но и принять активное участие в организации взаимодействия между существующими в городе структурами для лоббирования интересов и решения основных задач города. Поэтому после принятия Стратегического плана, во-первых, необходимо в обязательном порядке согласование его с областной администрацией, во-вторых, должен быть создан Совет стратегического развития города (вместо ныне действующего Совета по разработке проекта Стратегического плана), куда войдут представители администрации области, городского Собрания и областной Думы, различных федеральных структур. Это должен быть постоянно действующий совещательный орган, деятельность которого будет направлена на налаживание конструктивного взаимодействия между различными уровнями власти. Инструментами такого взаимодействия могут стать:

- создание согласительных комиссий, в состав которых включить руководителей различных уровней власти (города, области, федеральных органов) для решения важнейших вопросов Стратегического плана;

- составление протоколов о намерениях между администрацией г. Южно-Сахалинска и теми областными (федеральными) структурами, без активного участия которых выполнение планов невозможно;

- составление договоров о сотрудничестве и совместной деятельности между подразделениями различных уровней власти.

Необходимо создать Совет по реализации Стратегического плана при мэре города, включив в его состав новую комиссию "Координация деятельности органов власти", расширить участие областных и федеральных органов управления в стратегических комиссиях. Высшим органом Координационного совета должен стать Президиум, в состав которого ввести проектно-целевую рабочую группу и руководителей рабочих групп по целевым направлениям.

Важную роль в реализации Стратегического плана должны сыграть федеральные и областные программы. Прежде всего, это касается Федеральной целевой программы "Дальний Восток и Забайкалье". В ней содержится целый ряд объектов, лежащих в русле стратегического развития г. Южно-Сахалинска. Что касается собственно программы, то в ней необходимо восстановить социальный блок, ключевой идеей которого является формирование и закрепление на юге Дальнего Востока постоянного населения.

Наконец, значительные возможности для развития Стратегического плана открываются при реализации национальных проектов: доступное жилье; здравоохранение; образование; сельское хозяйство. В бюджете Российской Федерации на 2008 г. на национальные проекты закладывается 134,5 млрд. руб. Все они непосредственно связаны со стратегией развития г. Южно-Сахалинска, так как основаны на идее инвестирования в человеческий капитал.

Формирующийся в России Инвестиционный фонд (на конец 2007 г. 3,6 трлн. руб.) предполагается использовать для развития транспортной инфраструктуры. В этом контексте ключевыми проблемами г. Южно-Сахалинска являются: реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту, строительство автомобильной дороги до п. Ноглики. В рамках программы "Транспортная стратегия России на период до 2020 г." на Сахалине предполагается оптимизация транспортной сети. Глобальным проектом является строительство железнодорожного, а в последующем и автомобильного переходов на материк.