СИСТЕМА МЕХАНИЗМОВ И ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА ДО 2020 Г.
Основные этапы | Механизмы | ||||
Организационно- экономический | Нормативно- правовой | Финансово- экономический | Социального партнерства | Информационно- коммуникационный | |
Выбор приоритетов | Определение компетентности каждого из различных уровней власти в реализации приоритетов стратегического развития. Взаимодействие различных подразделений всех уровней власти по приоритетным направлениям развития. Разработка механизмов отбора проектов по приоритетам | Регламентирование порядка выбора приоритетов развития. Утверждение на городском Собрании приоритетов развития | Формирование бюджета города с учетом приоритетов развития. Осуществление бюджетного финансирования проектов по приоритетам развития | Формирование партнерства в рамках приоритетных направлений | Осуществление информационного сопровождения и оперативная информация о приоритетных направлениях |
Взаимодействие различных уровней власти | Согласование направлений по реализации стратегии развития с областной администрацией. Совместное участие в комплексных программах социально- экономического развития. Объединение с другими муниципальными образованиями. Совершенствование межбюджетных отношений | Укрепление порядка взаимодействия властей различных уровней | Позиционирование г. Южно-Сахалинска в области, регионе. Использование информационно- рекламных инструментов маркетинга: выставки и презентации, международное сотрудничество, сопровождение (прямое курирование и поддержка) стратегических инвесторов, налоговые преференции, правовые, экономические гарантии инвесторов | Проведение общегородских тематических семинаров, конференций (с привлечением властей всех уровней). Осуществление общественного мониторинга реализации стратегии. Проведение общественных акций в обеспечение реализации стратегии (выставки, зрелищные мероприятия и др.). Создание системы государственно- частного партнерства | Формирование коммуникацион- ного пространства по стратеги- ческим направлениям развития. Осуществление информационного сопровождения сотрудничества всех уровней власти |
Программно- целевое планирование | Разработка процедуры согласования целевых программ. Создание Экспертного совета (проведение комплексной стратегической экспертизы). Создание некоммерческих организаций для реализации программ (высший орган управления - Дирекция). Использование программно- проектных средств реализации стратегии: процедуры корректировки стратегии, схема организации мониторинга хода реализации стратегии, механизмы разработки проектов, процедурная схема отбора проектов, методы проведения муниципальных конкурсов проектов; схема поддержки инициативных социальных проектов; разработка организационных проектов (деятельность администрации или других структур, причастных к реализации стратегии) | Регламентирование порядка реализации стратегии развития. Механизмы отбора проектов для реализации отдельных задач стратегии. Порядок проведения конкурсов по отбору проектов для реализации отдельных задач, определенных стратегией. Закрепление процесса финансирования проектов, реализуемых в рамках стратегии. Порядок применения инвестиционных инструментов целенаправленного продвижения г. Южно- Сахалинска на инвестиционном рынке | Работа с донорскими организациями (фонды, специальные программы и проекты). Организация финансирования проектов и конкретных мероприятий в рамках стратегии: (бюджетное и внебюджетное финансирование проектов). Организация конкурсов для распределения средств, выделенных для реализации стратегии. Создание гарантийных фондов. Обеспечение доступности земли (индустриальные зоны и промышленные площадки) | Разработка и реализация проектов, программ, включающих деятельность разных субъектов партнерства | Установление контактов и информацион- ного взаимодействия с внешними партнерами в стратегических интересах г. Южно- Сахалинска. Осуществление информационного сопровождения (публикации, информационные и PR-акции) |
Совершенство- вание системы муниципального управления | Изменение организационной структуры администрации города. Передача части административных функций внешним структурам. Создание Генерального совета при мэре г. Южно-Сахалинска. Создание организационных структур, обеспечивающих взаимодействие (комиссии, комитеты, рабочие группы, ассоциации, общественные организации, движения). Повышение эффективности труда служащих мэрии (введение нормативных методов учета труда, сокращение численности и др.). Создание специальной службы (агентства), профессионально занимающейся маркетингом города | Коррекция Устава г. Южно- Сахалинска в соответствии со стратегичес- кими целями развития. Законодательное закрепление процесса стратегирования. Регламентирование порядка реализации стратегии развития. Принятие порядка мониторинга реализации стратегии. Принятие системы муниципального управления стратегического характера: порядок реорганизации структуры управления администрации, закрепление стратегических функций за подразделе- ниями администрации, установление полномочий и регламента работы специально созданных органов для обеспечения реализации стратегии (положения об исполнительном совете и др.). Оформление организации бюджетного процесса в стратегической ориентации. Порядок организации муниципального маркетинга в целях реализации стратегии | Планирование и управление бюджетом г. Южно-Сахалинска в условиях многоканального финансирования стратегии. Организация финансового менеджмента реализации стратегии, создание специальной службы. Разработка и реализация специального плана маркетинга (целенаправленное продвижение г. Южно-Сахалинска на инвестиционном рынке). Применение методик расчета и анализа инвестиционной привлекательности, определение сравнительного рейтинга города. Программы подготовки персонала (повышение качества трудовых ресурсов) | Проведение "стратегических недель", циклов встреч и дискуссий между предприятиями, организациями, специалистами (города, области, федеральных органов), представителями СМИ и обществен- ностью. Разработка и реализация проектов, программ, включающих деятельность разных субъектов партнерства. Повышение квалификации участников партнерства | Организация информационных потоков, документооборота и его автоматизация в администрации города на основе соответствующих регламентов. Организация деятельности информационно- аналитической службы в интересах обеспечения подразделений администрации города необходимыми материалами по стратеги- ческим вопросам развития |
Формирование общественного мнения и гражданских структур | Формирование организационных структур, обеспечивающих взаимодействие (комиссии, комитеты, рабочие группы, ассоциации, общественные организации, движения). Создание и расширение действующих отраслевых саморегулирующих организаций. Создание Дома общественных организаций | Закрепление форм и порядка общественного участия в процессе стратегирования (положение об общественных слушаниях и др.) | Формирование механизмов повышения заинтересованности участия НКО в стратегическом планировании. Создание системы финансирования развития НКО посредством грантового участия в разработке, мониторинге и уточнении Стратегического плана | Подписание партнерских соглашений. Проведение конкурса инициативных проектов местного сообщества. Осуществление общественного мониторинга реализации стратегии | Проведение общественных экспертиз проектов. Проведение общественных слушаний (собраний, "круглых столов" и др.) о ходе реализации стратегии. Использование интернет- технологий. Осуществление информационного сопровождения партнерства (публикации, информационные и PR-акции) |
Основные механизмы реализации Стратегического плана развития г. Южно-Сахалинска основываются на сочетании функциональных инструментов, собственно муниципального управления (организационно-экономические, нормативно-правовые, финансово-экономические, социального партнерства и информационно-коммуникационные) и четко определенных этапов (выбор приоритетов, разработка комплексных целевых программ, координация деятельности властных структур разных уровней, совершенствование системы муниципального управления, формирование общественного мнения и гражданских структур).
Главным приоритетом устойчивого развития г. Южно-Сахалинска, лежащим в русле геостратегических задач России на обозримую перспективу, является формирование постоянного населения на основе стабильного повышения качества жизни населения и его успешной самоорганизации. Все остальные направления выступают как необходимые условия движения в этом направлении.
Собственные возможности местных органов власти в реализации миссии и стратегических направлений развития г. Южно-Сахалинска весьма ограничены. Но существует множество разнообразных форм и механизмов использования административных ресурсов более высоких уровней власти. Важную роль здесь должна сыграть Федеральная целевая программа "Дальний Восток и Забайкалье", где необходимо восстановить социальный блок, ключевой идеей которого является формирование и закрепление на юге Дальнего Востока постоянного населения. Определенной корректировке должен быть подвергнут Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Муниципальные образования необходимо наделить правами участия в промышленной и научно-технической политике территории.
Программно-целевое планирование может стать действенным механизмом реализации Стратегического плана развития г. Южно-Сахалинска, если акцент будет сделан на "точках роста". В экономике развитие традиционных отраслей должно базироваться на инновационном подходе, что позволит достичь конкурентоспособности в производстве, высокого профессионализма в кадрах и достойной заработной платы. Закрепление населения требует строительства доступного жилья, благоприятной экологии, качественного здравоохранения и образования. Скрепляющим материалом всех целевых программ должна стать гражданская активность жителей г. Южно-Сахалинска, объединенных во множество общественных организаций, тесно работающих с властью и бизнесом.
Реструктуризация муниципального управления должна идти в контексте принятых миссии, стратегической цели и направлений их реализации. Необходимы структурные изменения, позволяющие контролировать и воздействовать на процессы реализации Стратегического плана.
Формирование общественного партнерства в г. Южно-Сахалинске находится в начале пути. Только формируются основы диалога бизнеса, власти и населения. Главнейшей задачей является расширение количества различных организаций, участвующих в стратегическом планировании, и объединение их усилий.
Успешность реализации Стратегического плана требует формирования у населения конструктивного отношения к нему и включения в деятельностный процесс. Здесь важную роль должно сыграть PR-сопровождение с адекватной системой мероприятий.