ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в редакции распоряжения Правительства Ставропольского края от 20.01.2017 N 5-рп)
Программа повышения эффективности управления государственными финансами Ставропольского края на период до 2020 года разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р, решением заседания Государственного совета Российской Федерации от 4 октября 2013 года по вопросу повышения эффективности бюджетных расходов и определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края в данной сфере.
Настоящая Программа является логическим продолжением Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 года N 481-рп (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года). Работа по основным направлениям реализации указанной программы проводилась в 2011 - 2013 годах. Основными итогами Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года стали:
переход с 2012 года к утверждению закона Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период (далее - Закон о бюджете);
преобразование системы оказания государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых государственными (муниципальными) учреждениями Ставропольского края, в соответствии с требованиями положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон);
выход Ставропольского края на рынок среднесрочных долговых заимствований (облигационных займов) (это позволило впервые за последние 8 лет повысить кредитный рейтинг Ставропольского края на два пункта с уровня "В+" до уровня "ВВ", а также существенно снизить долговую нагрузку бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) в краткосрочной перспективе);
утверждение и реализация 21 государственной программы Ставропольского края (расходы краевого бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов утверждены в разрезе государственных программ Ставропольского края (в "программном" формате), что является необходимым фундаментом для осуществления полноценного перехода на программно-целевой принцип организации деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края);
создание резервного фонда Ставропольского края (данный фонд формируется за счет остатка средств краевого бюджета, не имеющих целевого назначения, и призван обеспечить финансовую безопасность выполнения социальных обязательств перед населением Ставропольского края в случае недопоступления запланированных доходов краевого бюджета и (или) источников финансирования дефицита краевого бюджета);
преобразование систем государственного финансового контроля, мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого органами исполнительной власти Ставропольского края, и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края;
реализация органами исполнительной власти Ставропольского края ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов, в рамках которых проведена определенная оптимизация сети государственных учреждений Ставропольского края, их имущественного комплекса, а также численности государственных гражданских служащих Ставропольского края (далее - гражданские служащие);
введение в эксплуатацию официального сайта Ставропольского края (www.finance.stavkray.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о государственных (муниципальных) финансах в Ставропольском крае с целью повышения прозрачности деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края;
победа в 2011 году в конкурсе региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов, проведенном Министерством финансов Российской Федерации, в результате чего на ее реализацию Ставропольскому краю в 2011 году предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 61569,70 тыс. рублей;
присвоение Ставропольскому краю высокой степени качества управления региональными финансами в 2013 - 2014 годах по итогам проведенной Министерством финансов Российской Федерации оценки качества управления региональными финансами.
В целом задачи Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года были решены, что обеспечило качественно новую базу для разработки настоящей Программы.
Вместе с тем отдельные задачи, решение которых необходимо для совершенствования системы управления государственными финансами Ставропольского края, остаются нереализованными:
бюджетное планирование остается слабо увязанным со стратегическим планированием;
ограниченность практики использования государственных программ Ставропольского края в качестве основного инструмента для достижения целей государственной политики и основы бюджетного планирования;
низкая мотивация органов исполнительной власти Ставропольского края к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
формальное применение органами исполнительной власти Ставропольского края новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг в связи с осуществлением преобразований в сфере оказания государственных услуг в сжатые сроки;
недостаточная эффективность действующей системы межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Ставропольского края;
отсутствие действенных инструментов ограничения долговой нагрузки на краевой бюджет;
низкая степень автоматизации системы управления государственными финансами Ставропольского края.
Сформулированные на период до 2020 года стратегические цели и задачи социально-экономического развития (прежде всего в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года) требуют продолжения преобразований в области бюджетных правоотношений с выходом системы управления государственными финансами на новый уровень.