Повышение эффективности бюджетных расходов в сфере закупок является одной из приоритетных задач в деятельности органов государственной власти Ставропольского края.
Действующий с 01 января 2014 года Закон о контрактной системе предусматривает принципиально иной подход к регламентации и функционированию системы государственных (муниципальных) закупок. Одна из ключевых особенностей Закона о контрактной системе состоит в определении сферы его регулирования. В отличие от Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действовавшего на протяжении более 7 лет, контрактная система представляет собой достаточно сложный и полный цикл закупок - от планирования до исполнения закупок и контроля над их исполнением.
Изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, затрагивают и деятельность финансовых органов. У них появляются новые полномочия в части планирования и проведения контроля за осуществлением таких закупок.
Планирование закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - план закупок) становится необходимой составляющей бюджетного процесса, поскольку в новых условиях ключевое значение отводится постановке цели осуществления закупки. При этом в случае формирования "программного" краевого бюджета цель закупки "привязывается" к основным мероприятиям государственной программы Ставропольского края, а если речь идет о "непрограммных" расходах - то к функциям органов государственной власти Ставропольского края. Следовательно, формирование и уточнение краевого бюджета воедино увязано с использованием сведений плана закупок, так как становится основой формирования расходов "программного" краевого бюджета.
Особое внимание контрактной системой отводится контролю в сфере размещения заказа, причем Закон о контрактной системе расширяет перечень контролирующих органов и разграничивает их полномочия. Контроль осуществляют органы власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, органы государственного внутреннего финансового контроля (структурные подразделения финансовых органов) и сами финансовые органы. На финансовые органы возложены новые полномочия в сфере закупок. Поэтому сегодня особенно остро стоит вопрос обеспечения взаимосвязи информационных систем финансовых органов и систем организации процесса закупок для государственных и муниципальных нужд.
Создание единого информационного пространства будет способствовать достижению одного из основополагающих положений контрактной системы - принципа информационной открытости и прозрачности закупок и, кроме того, будет способствовать унификации стандартов и методологии осуществления контроля, повышая в конечном итоге эффективность деятельности государственных (муниципальных) заказчиков и формируя прозрачность процедуры размещения заказа.
Таким образом, создание и внедрение региональной и муниципальных информационной системы в сфере закупок, охватывающей все стадии закупочного цикла, становится первостепенной задачей в организации эффективного управления расходами в сфере государственных и муниципальных закупок под государственным (муниципальным) контролем.
Одним из факторов, снижающих эффективность бюджетных расходов в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является недостаточная профессиональная квалификация государственных (муниципальных) заказчиков, приводящая к принятию публично-правовым образованием рисков недобросовестного поведения сторон контрактных отношений. Закон "о контрактной системе" предусматривает принцип профессионализма всех организаторов закупок, к которым относятся сотрудники государственного (муниципального) заказчика, специализированной организации, а также представители контрольных органов в сфере закупок.
Эта идеология может быть реализована путем организации повышения профессионального уровня специалистов, занятых в сфере закупок с целью обеспечения требуемого уровня квалификации государственных гражданских служащих Ставропольского края, муниципальных служащих муниципальной службы в Ставропольском крае, работников государственных (муниципальных) учреждений - специалистов в сфере закупок.
Фактором, способствующим повышению эффективности бюджетных расходов в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является централизация полномочий заказчика, а также передача отдельных полномочий заказчика уполномоченному органу (учреждению). При этом при принятии решений о такой централизации должна сохраняться ответственность соответствующего ответственного исполнителя за обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы. Направлениями, способствующими решению данной задачи, являются выработка единых подходов к организации централизованных закупок уполномоченными органами (учреждениями), их взаимоотношений с заказчиками или потребителями закупаемых товаров (работ, услуг) и закрепление их внутренними правовыми актами. Результатом решения данной проблемы станет сокращение расходов на организацию процедуры закупки и обеспечение экономии на объемах закупок.