В настоящее время государственные программы Ставропольского края разрабатываются в условиях, когда еще только формируются единые подходы к организации процесса стратегического планирования, предполагающие в том числе определение состава документов стратегического планирования как на федеральном, так и на региональном уровнях, четкое определение последовательности их разработки и взаимосвязи на каждом уровне управления, а также финансовое обеспечение их реализации.
Государственные программы Ставропольского края, являясь инструментом среднесрочного стратегического планирования, должны утверждаться на срок не менее 6 лет включительно. Это обеспечит возможность в течение минимум 3 лет производить корректировку среднесрочной стратегии развития Ставропольского края в рамках приведения государственных программ Ставропольского края в соответствие с Законом о бюджете и пересматривать среднесрочную стратегию развития Ставропольского края один раз в 3 года, а не ежегодно.
Реализация вышеуказанных мероприятий во многом зависит от своевременной разработки на федеральном уровне методических рекомендаций по разработке долгосрочного прогноза социально-экономического развития и бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации. При решении этой актуальной задачи необходимо рассмотреть вопрос о самостоятельном утверждении на переходный период долгосрочного прогноза социально-экономического развития и бюджетного прогноза в собственном формате для целей формирования государственных программ Ставропольского края на среднесрочный период с определением предельных объемов ("потолков") расходов по каждой государственной программе Ставропольского края на весь период ее реализации.
При определении предельных объемов ("потолков") расходов по государственным программам Ставропольского края необходимо учитывать как параметры прогноза социально-экономического развития Ставропольского края на долгосрочный период, изменение потребностей в объемах государственных услуг, так и обеспечение достижения стратегических целей развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе достижение целевых значений показателей указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
"Потолки" расходов - это индикативная (условная) оценка объема расходов, отражающая приоритеты государственной политики в соответствующих сферах. Прогнозирование параметров краевого бюджета на долгосрочный период позволит:
оценить (на вариантной основе) финансовые возможности для принятия новых и исполнения действующих расходных обязательств Ставропольского края;
учесть последствия реализации отдельных и общих решений, структурных реформ, их влияние на сбалансированность краевого бюджета на долгосрочный период;
перейти к полноценному использованию программно-целевых методов управления за счет повышения предсказуемости и стабильности расходов на реализацию государственных программ Ставропольского края.
При разработке методики формирования и реализации государственных программ Ставропольского края удалось избежать следующих проблем, не решенных на федеральном уровне и в некоторых других субъектах Российской Федерации:
"встраивание" краевых целевых программ в структуру государственных программ Ставропольского края;
минимизация количества ведомственных целевых программ, включенных в государственные программы Ставропольского края, и включение в них только тех, наличие которых необходимо для выполнения условий софинансирования при получении субсидий из федерального бюджета;
"наличие" государственных программ Ставропольского края, связанных с развитием территорий, формирование которых осуществляется не по отраслевому принципу, а по территориальному принципу, и в связи с этим приводит к искажению всей структуры "программного" краевого бюджета.
Остается открытым вопрос о необходимости повышения качества подготовки и проработанности государственных программ Ставропольского края, а именно:
многие государственные программы Ставропольского края "унаследовали" структуру основных мероприятий от фактически сложившихся расходов краевого бюджета;
текстовая часть государственных программ Ставропольского края остается недостаточно обоснованной в части формулировки основных проблем в соответствующей сфере и прогноза их развития в случае успешной реализации государственной программы Ставропольского края;
государственными программами Ставропольского края не предусмотрена "увязка" системы целеполагания (целей и задач государственных программ Ставропольского края (подпрограмм) с системой целевых индикаторов и показателей государственных программ Ставропольского края;
не прослеживается четкая взаимосвязь между непосредственными результатами реализации основных мероприятий государственных программ Ставропольского края и конечными результатами реализации основных мероприятий государственных программ Ставропольского края (подпрограмм);
сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации некоторых государственных программ Ставропольского края отсутствуют вообще, а если и указаны, то они не связаны с текстовой частью государственных программ Ставропольского края;
прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг и необходимых на это ресурсов краевого бюджета в государственных программах Ставропольского края дается только справочно без обоснования необходимости именно такого количества государственных услуг и оценки влияния их оказания в таком объеме на достижение непосредственных и конечных результатов, показателей достижения задач государственных программ Ставропольского края.
Для полноценного перехода на программно-целевой принцип деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края потребуется совершенствование процесса формирования детальных планов-графиков реализации государственных программ Ставропольского края и мониторинга хода их выполнения с использованием интернет-технологий.
Для повышения качества подготовки государственных программ Ставропольского края в ходе реализации настоящей Программы необходимо:
рассмотреть вопрос об актуализации перечня государственных программ Ставропольского края с целью сокращения их количества;
последовательно совершенствовать нормативную правовую базу Ставропольского края по формированию государственных программ Ставропольского края;
подготовить "модельный шаблон государственной программы Ставропольского края", наглядно демонстрирующий "правильную" методологию формирования государственной программы Ставропольского края;
утвердить регламент взаимодействия органов государственной власти Ставропольского края при проведении согласования проектов государственных программ Ставропольского края с закреплением ответственности за проведение экспертизы отдельных положений проектов государственных программ Ставропольского края, ключевых этапов и предметов такой экспертизы, обеспечить проведение общественного и (или) экспертного обсуждения проектов государственных программ Ставропольского края;
проводить контроль за полным внесением изменений в государственные программы Ставропольского края по итогам проведения мониторинга оценки эффективности их реализации;
создать интернет-портал государственных программ Ставропольского края, позволяющий "распараллелить" процессы согласования проектов государственных программ Ставропольского края (внесения в них изменений) между всеми задействованными в данном процессе органами государственной власти Ставропольского края, автоматизировать процедуры сбора и свода отчетности в рамках мониторинга хода реализации государственных программ Ставропольского края и оценки эффективности их реализации, формировать и вести систему целеполагания государственных программ Ставропольского края.
Учитывая сформированную в Ставропольском крае методику оценки эффективности реализации государственных программ Ставропольского края, предусматривающую оценку результативности достижения показателей государственных программ Ставропольского края в зависимости от соответствия расходов, направленных на их достижение, к запланированному уровню, при согласовании решений о внесении изменений в государственные программы Ставропольского края предлагается руководствоваться принципом "презумпции ненужности изменений".