РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 ноября 2010 года N 481-рп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА
(в ред. распоряжений Правительства Ставропольского края
от 06.05.2011 N 176-рп, от 02.09.2011 N 365-рп,
от 26.06.2012 N 247-рп)
1. В целях реализации на территории Ставропольского края положений Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года (далее - Программа).
2. Министерству финансов Ставропольского края в трехмесячный срок разработать и представить в установленном порядке на утверждение в Правительство Ставропольского края план мероприятий по реализации Программы в 2011 - 2012 годах.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Шаповалова В.Г.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Ставропольского края
В.В.ГАЕВСКИЙ
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА
(в ред. распоряжений Правительства Ставропольского края
от 06.05.2011 N 176-рп, от 02.09.2011 N 365-рп,
от 26.06.2012 N 247-рп)
Программа повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1123-р, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.
В настоящее время в Ставропольском крае реализованы положения ряда утвержденных Правительством Российской Федерации среднесрочных программ бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства на 2000 - 2004 годы, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года). В результате проведенной работы сформирована законодательная база, регулирующая организацию бюджетного процесса, формирование межбюджетных отношений, разработаны нормативные правовые акты, необходимые для развития новых форм финансового обеспечения предоставления государственных услуг, поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. Таким образом в Ставропольском крае создана современная система управления общественными финансами.
Вместе с тем, не все намеченные подходы по обеспечению реализации бюджетных реформ были выполнены. Формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом в Ставропольском крае остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, сеть бюджетных учреждений Ставропольского края (далее - бюджетные учреждения) не сокращается, внедрение государственных заданий в настоящее время не привело к распределению средств бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) между бюджетными учреждениями в зависимости от объема и качества предоставляемых ими государственных услуг.
Кроме того, масштабные реформы в сфере общественных финансов, инициированные на федеральном уровне, а также необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Ставропольского края в условиях замедления темпов роста бюджетных доходов, обуславливают актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности бюджетных расходов, а также реализацию нового этапа реформирования бюджетного процесса в Ставропольском крае.
Целью Программы является создание условий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан в государственных услугах, повышению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Ставропольского края.
Результатами реализации мероприятий Программы должны стать внедрение программного принципа планирования краевого бюджета, переход в большей степени к управлению бюджетными средствами с учетом результата их использования.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие основные задачи:
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости краевого бюджета и местных бюджетов.
2. Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям государственной политики.
3. Повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг.
4. Использование государственных (муниципальных) программ в качестве инструмента повышения эффективности бюджетных расходов.
5. Совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля.
6. Создание информационной системы управления государственными финансами.
Содержание конкретных мероприятий, направленных на реализацию указанных задач, отражены в соответствующих разделах Программы.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе показателей, указанных в приложении к настоящей Программе.
(абзац введен распоряжением Правительства Ставропольского края от 02.09.2011 N 365-рп)
Основным условием повышения эффективности бюджетных расходов является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости краевого бюджета и местных бюджетов. Достижение цели Программы будет осуществлено путем реализации жестких бюджетных ограничений по следующим направлениям:
1. Консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования, ограничение бюджетного дефицита и государственного долга Ставропольского края.
Ухудшение условий функционирования экономики Ставропольского края приводит к замедлению темпов роста объема доходов, поступающих в краевой бюджет и местные бюджеты, существенно ограничивает возможности публично-правовых образований по принятию новых или исполнению в полном объеме действующих расходных обязательств. С целью обеспечения в полном объеме исполнения публичных обязательств перед населением, проведения ответственной бюджетной политики, формирование объемов доходов краевого бюджета и местных бюджетов должны быть основаны на консервативном прогнозе развития экономики Ставропольского края. Кроме того, для обеспечения устойчивости краевого бюджета и местных бюджетов в среднесрочном периоде требуется реально оценить объемы бюджетного дефицита и государственного долга Ставропольского края, обусловленные необходимостью исполнения долговых обязательств в указанном периоде.
2. Удлинение горизонта планирования.
Для более четкого формирования целей и задач деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления) необходимо обеспечить формирование долгосрочного (на срок не менее 10 лет) прогноза социально-экономического развития Ставропольского края. На основе указанного прогноза возможно построение долгосрочной бюджетной стратегии Ставропольского края, определяющей основные направления использования бюджетных средств на указанный период, определение задач в деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края и реальных сроков их реализации.
3. Установление среднесрочных (на срок до 5 лет) индикативных пределов (показателей) расходов по направлениям государственной политики (программам).
Установление на основе бюджетной стратегии Ставропольского края среднесрочных показателей объемов расходов для конкретных органов исполнительной власти Ставропольского края с одновременным определением значений целевых показателей их деятельности с учетом выделяемого за счет средств краевого бюджета объема бюджетных ассигнований позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечивая преемственность и стабильность бюджетной политики Ставропольского края.
4. Учет действующих расходных обязательств и конкурентность принимаемых расходных обязательств Ставропольского края (далее - расходные обязательства).
Для обеспечения стабильности проводимой бюджетной политики Ставропольского края, с одной стороны, и повышения эффективности бюджетных расходов - с другой, планирование бюджетных ассигнований должно производиться исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств. Принятие новых расходных обязательств должно сопровождаться четкой оценкой необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения. Одновременно должен проводиться систематический анализ и оценка рисков для краевого бюджета вследствие принятия новых расходных обязательств. При этом должны быть определены механизмы реализации новых расходных обязательств уже на стадии принятия решения об их принятии.
5. Стабильность и предсказуемость налоговой политики. Принятие мер по повышению налогового потенциала Ставропольского края.
Законами Ставропольского края о налогах и сборах и решениями органов местного самоуправления предоставлены освобождения в форме различных льгот и изъятий из объектов налогообложения по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц (далее - имущественные налоги), налогу на прибыль организаций. Установленные льготные режимы налогообложения приводят к неполной мобилизации налогового потенциала Ставропольского края, эффективность которых в экономическом и социальном аспекте не всегда оправдана.
Согласно формам статистической налоговой отчетности о структуре начислений и базе налогообложения за 2009 год сумма выпадающих доходов консолидированного бюджета Ставропольского края за счет предоставленных налоговых льгот составила 542,9 млн рублей, в том числе: за счет льгот, установленных законами Ставропольского края, - 407,4 млн рублей; за счет льгот, установленных решениями представительных органов местного самоуправления, - 135,5 млн рублей. Значительные суммы выпадающих доходов консолидированного бюджета Ставропольского края сложились по:
налогу на имущество организаций - за счет предоставления им льгот в отношении имущества, относящегося к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и автомобильным дорогам общего пользования местного значения, и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;
транспортному налогу - за счет льгот для организаций, осуществляющих содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования;
земельному налогу - за счет предоставления льгот бюджетным учреждениям.
С целью более полной мобилизации налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет и местные бюджеты необходимо провести комплексную оценку эффективности предоставляемых льгот по уплате налогов, степени их влияния на развитие экономики Ставропольского края, а также сравнительный анализ установленных в Ставропольском крае ставок налогообложения.
Налоговые льготы по местным налогам для физических лиц в основном имеют социальное значение, поскольку распространяются на малоимущие социально незащищенные категории граждан, их оптимизация требует взвешенной оценки. При этом возможно, например, установление по отдельным категориям налогоплательщиков не облагаемых налогом минимумов площади имущественных объектов по местным налогам и налогообложение сверх этих минимумов в установленном порядке.
Учитывая планируемое на федеральном уровне проведение мероприятий по сокращению налоговых льгот, установленных федеральным законодательством о налогах и сборах в отношении региональных и местных налогов, имущественные налоги должны стать весомым источником доходов краевого бюджета и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества юридических и физических лиц.
6. Совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения краевого бюджета (далее - кассовый план) с установлением ответственности главных распорядителей средств краевого бюджета за качество составления и соблюдение показателей кассового плана.
Недостаточно высокое качество прогнозирования объема расходов, необходимых для обеспечения деятельности государственных учреждений Ставропольского края, исполнения принятых расходных обязательств в течение квартала или месяца, в течение финансового года, приводят к образованию остатков бюджетных средств на едином счете краевого бюджета и задержке в исполнении расходных обязательств, не являющихся приоритетными. Анализ осуществления кассовых выплат за последние три года показал, что наибольший объем расходов краевого бюджета - от 32,6 процента до 34,3 процента от годового объема ассигнований - осуществляется в IV квартале соответствующего финансового года. При этом доля расходов краевого бюджета в I квартале варьирует от 15,3 процента в 2007 году до 17,8 процента в 2009 году.
Установление ответственности главных распорядителей средств краевого бюджета за качество составления кассового плана и соблюдение его показателей будет способствовать более ритмичному использованию средств краевого бюджета в течение финансового года и снижению объема остатков бюджетных средств на едином счете краевого бюджета.
Наличие большой сети бюджетных учреждений требует соответствующих расходов краевого бюджета и местных бюджетов. В условиях сокращения расходов краевого бюджета и местных бюджетов на содержание бюджетных учреждений, а также для повышения эффективности расходов краевого бюджета и местных бюджетов, направляемых на содержание сети бюджетных учреждений, необходимо:
провести инвентаризацию имеющейся сети бюджетных учреждений с учетом ее загруженности, объема предоставляемых бюджетными учреждениями государственных или муниципальных услуг, востребованности населением Ставропольского края государственных или муниципальных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями, наличия организаций, предоставляющих аналогичные услуги;
провести анализ имущественного комплекса бюджетных учреждений, их структуры и штатной численности, финансово-хозяйственной деятельности. В результате должны быть оценены масштабы затрат краевого бюджета и местных бюджетов на содержание вышеуказанной сети бюджетных учреждений;
на основе проведенных вышеуказанных мероприятий должны быть приняты решения о реструктуризации бюджетных учреждений;
провести оптимизацию структуры и штатной численности бюджетных учреждений, необходимой и достаточной для эффективного выполнения их функций.
По итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края, проведенной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", доля неэффективных расходов в сфере организации государственного (муниципального) управления за 2009 год составила 2,7 процента. При этом в абсолютном выражении объем неэффективных расходов в этой сфере составил 1942,7 млн рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 300,3 млн рублей. Приведенные данные указывают на актуальность проведения мероприятий по повышению эффективности расходов в сфере государственного (муниципального) управления. Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления в указанной сфере должны стать:
оптимизация состава и полномочий органов исполнительной власти Ставропольского края, результатом которой должно стать сокращение дублирующих и избыточных функций и полномочий;
построение системы мотивации руководителей органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления в отношении оптимизации предельной численности работников данных органов и повышения качества и эффективности их деятельности;
оптимизация численности государственных гражданских служащих Ставропольского края и муниципальных служащих муниципальной службы в Ставропольском крае;
проведение мониторинга соблюдения органами исполнительной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления установленных нормативов на их содержание, в том числе на оплату труда. На основе проведенного мониторинга необходимо продолжить работу по совершенствованию системы нормативов на содержание указанных органов;
проведение мероприятий в рамках административной реформы, направленных на противодействие коррупции и снижение административных барьеров, переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий в электронной форме;
обеспечение открытости информации о планах и результатах деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления;
совершенствование системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого органами исполнительной власти Ставропольского края, разработка системы мотивации руководителей указанных органов к повышению качества финансового менеджмента.
Финансирование мероприятий, указанных в абзаце шестом настоящего подраздела, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Ставропольского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год на: