Недействующий

О городской целевой программе развития образования "Столичное образование - 4" на 2005- 2007 годы (с изменениями на 6 февраля 2007 года) (утратило силу с 07.09.2010 на основании постановления Правительства Москвы от 24.08.2010 N 730-ПП)

Пояснительная записка
к городской целевой программе
развития образования "Столичное образование - 4"
 на 2005-2007 годы


Принятие новой целевой программы развития московского образования обусловлено возрастанием роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии страны, динамично развивающемся московском мегаполисе, необходимостью обеспечения преемственности в процессе реализации программ столичного образования.

В представленной пояснительной записке приводится анализ ситуации, определяются концептуальные основы и принципы предстоящих действий по основным направлениям московского образования.

Накопленный в ходе реализации межведомственных программ инновационный потенциал позволяет перейти от количественного роста и улучшения отдельных звеньев образования к парадигме его системного развития, достижению нового качества образовательной сферы - ключевого звена московского городского комплекса.

Правительство РФ в 2004 году определило приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года: улучшение содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления, совершенствование экономических и правовых механизмов, использование информатизации как действенного средства проведения системных изменений, реструктуризация и оптимизация сети учреждений, формирование механизма взаимоотношений с регионами, создание общенациональной системы оценки качества образования на всех его уровнях.

В области общего образования приоритетами являются:

- выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, повышение доступности образования, расширение сети групп (классов) раннего развития 5-6-летних детей, изменение структуры начальной школы, отработка модели профильного обучения на старшей ступени, в том числе за счет интеграции общего и дополнительного образования, продолжение работы по совершенствованию содержания и структуры школ, работающих в режиме полного дня и т.д.

В области профессионального образования:

- развитие системы непрерывного образования, включая расширение числа субъектов, реализующих программы непрерывного профессионального образования; вовлечение работодателей в процесс выработки квалификационных требований к уровню подготовки специалистов.

Перед региональными системами образования усложняются задачи поиска внутренних источников своего развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов и на этой основе - к повышению инвестиционной привлекательности образования и качества образовательных услуг.

В настоящее время не все звенья московского образования в полной мере соответствуют требованиям динамично развивающегося столичного мегаполиса. Основные причины этого заключаются в следующем:

- в несовершенстве федеральных нормативных правовых и организационно-экономических механизмов в образовании, устаревшее научно-методическое обеспечение как содержания образования, так его форм и методов;

- в недостаточно задействованном потенциале городского комплекса, социальных партнеров, потребителей образовательных услуг, органов местного самоуправления, других заинтересованных структур;

- ослаблены импульсы к саморазвитию системы столичного образования из-за отсутствия системной интеграции необходимых для развития образования ресурсов семьи, социальных партнеров, потребителей образовательных услуг, всей городской образовательной инфраструктуры;

- не всегда используются ресурсы эффективного управления, соорганизации различных подсистем, повышения самостоятельности и ответственности педагогических коллективов за результаты образовательного процесса;

- недостаточно используется потенциал интеграции науки и образования, новых форм и механизмов их взаимодействия, а также возможностей городской инфраструктуры.

Направленность городской целевой программы развития образования "Столичное образование - 4" на 2005-2007 годы (далее - программа "Столичное образование - 4") заключается в поиске внутренних источников развития, рационального использования накопленного инновационного потенциала образования и потенциала его социальных партнеров.

В соответствии с образовательной политикой России, московского региона в основе программы "Столичное образование - 4" заложены три концептуальных принципа развития образования: партнерство, целостность, саморазвитие. Данные принципы пронизывают все разделы программы, являются ее цементирующим стержнем. Эти принципы позволят привести в действие механизм качественного обновления образования, обеспечить преемственность общего процесса устойчивого развития московского образования, его доступность, обязательность, качество и эффективность.

Принцип партнерства предполагает консолидацию возможностей всех социальных партнеров, увеличение системного эффекта за счет взаимодействия их потенциалов, подчинение интересов партнеров целям совершенствования системы образования.

Принцип целостности означает единую стратегию скоординированного развития всех частей системы образования. Это достигается на основе баланса интересов участников образовательного процесса.

Принцип саморазвития определяет уровень самодостаточности системы образования, наличие внутренних источников ее роста, способность адаптироваться к изменениям в обществе.

Вышеназванные принципы тесно взаимосвязаны, могут обеспечивать единство интересов, потенциалов и практических действий, определяют развитие и саморазвитие московского образования.

Программа "Столичное образование - 4" даст возможность продолжить программно-целевой подход управления системой образования города Москвы, определить перспективу выхода на новое качество образования, позволит обеспечить его динамичность, конкурентоспособность. Ее реализация позволит рационально использовать все накопленные внутренние и привлекаемые ресурсы, создать предпосылки для повышения влияния московской системы образования на политику развития российского образования в целом.

Анализ положения дел в московском образовании через призму обозначенных выше концептуальных принципов (партнерство, целостность, саморазвитие) позволяет с позиции системного подхода определить ключевые проблемы, наметить программу конкретных действий на перспективу.

Программа "Столичное образование - 4" имеет следующую структуру:

Раздел 1. Нормативное правовое обеспечение развития образования

Раздел 2. Развитие материально-технической базы системы образования

Раздел 3. Организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности образовательных учреждений г.Москвы

Раздел 4. Развитие сети образовательных учреждений г.Москвы