Департамент образования города Москвы на протяжении многих лет реализует программы работы с интеллектуально одаренными и высокомотивированными детьми. В последние годы работа приобрела достаточно системный характер, определены основные приоритетные направления, создаются условия для развития и поддержки учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми, осуществляются организационные мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми, социальная поддержка одаренных детей.
Образовательное пространство Москвы предоставляет школьникам возможность проявления и развития своих способностей в различных видах творческой деятельности: конкурсы проектов, научно-практические конференции по результатам исследовательских работ, интернет-конференции, чтения, семинары, интеллектуальные марафоны, в которых принимало участие в 2004 году - 100 тыс. обучающихся (в 2001 году - 55 тысяч).
Одним из основных направлений работы с одаренными и высокомотивированными школьниками являются предметные олимпиады (городские, Всероссийские и Международные). Олимпиады проводятся по 20 предметам естественно-математического и гуманитарного цикла. В 2003-2004 году в соответствии с новым Положением о Всероссийской олимпиаде школьников принято Положение о Московской региональной олимпиаде школьников; сформирована московская система региональных олимпиад всех уровней, включая олимпиады вузов, расположенных на территории Москвы.
В целях привлечения, отбора и поддержки талантливых школьников ежегодно проводится Московский конкурс проектных и исследовательских работ школьников, включающий конференции по различным областям знаний и направлениям.
Для творчески одаренных детей и молодежи проводятся различные спортивные соревнования, творческие конкурсы, конкурсы профессионального мастерства. Московские школьники участвуют в финальных всероссийских и международных соревнованиях.
С сентября 2003 года функционирует общеобразовательная школа-интернат "Интеллектуал" для одаренных детей. Образовательный процесс школы построен на интеграции основного и дополнительного образования, что позволяет создать условия для развития индивидуальных особенностей каждого одаренного ребенка, его творческих интеллектуальных возможностей. Обучающиеся этой школы в 2003-2004 учебном году участвовали в 23 различных городских олимпиадах, марафонах, турнирах, конкурсах, получили в общей сложности 184 награды.
В системе Москомспорта работают 5 Центров образования спортивной направленности, в которых одаренные дети имеют возможность одновременно получать качественное общее (полное) среднее образование и спортивную подготовку.
В настоящее время назрела проблема консолидации действий всего Комплекса социальной сферы в области работы с одаренными детьми, что позволит на городском уровне создать оптимальные условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи и обеспечения их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Необходимо решение в более полном объеме следующих задач:
- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи, в том числе детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей;
- развитие и поддержка сети учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми и молодежью;
- подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.
- создание условий и отработка моделей для организации внешкольного общения одаренных детей по различным направлениям;
- формирование ресурсов по поддержке одаренных детей и талантливых педагогов, работающих с ними. Создание системы городских, окружных и районных грантов (стипендий) одаренным детям и их педагогам;
- создание системы адресного мониторинга и сопровождения учащихся - победителей олимпиад, конкурсов различного уровня;
- создание консультативно-диагностической службы для одаренных детей и их родителей;
- обеспечение участия одаренных детей в спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах в других регионах и зарубежных странах;
- целевая поддержка городских очно-заочных школ, профильных лагерей, работающих с интеллектуально одаренными детьми; патронаж одаренных, талантливых детей;
- создание и обновление банка программно-методических материалов, методик, технологий по работе с одаренными и высокомотивированными детьми; формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися.