Недействующий

О городской целевой программе развития образования "Столичное образование - 4" на 2005- 2007 годы (с изменениями на 6 февраля 2007 года) (утратило силу с 07.09.2010 на основании постановления Правительства Москвы от 24.08.2010 N 730-ПП)

Раздел 5. Повышение качества образования


Проблемы повышения качества образования и его доступности определены как ведущие в программах "Столичное образование" на протяжении всех лет их реализации и играют ключевую роль в развитии образования г.Москвы.

С целью совершенствования содержания общего образования и форм организации учебной деятельности проведена экспертиза всех учебников и учебно-методических комплектов, допущенных для использования в общеобразовательных школах, подготовлены рекомендации по их использованию в учебном процессе.

Особое внимание в последние годы было уделено гуманитарной составляющей содержания общего образования, и на первое место были выделены проблемы исторического образования. С учетом усиления интереса школьников к изучению истории, общественно значимых событий, проходивших в Москве и России, создан Центр исторического образования, ведется работа по созданию городского и окружных дискуссионных клубов "Юный историк-исследователь", дискуссионного клуба для учителей истории на базе Московского городского Дома учителя.

Начиная с 2003-2004 учебного года, на базе лицеев, гимназий, Центра математического образования функционируют межшкольные факультативы для детей из социально незащищенных семей, добившихся особых успехов в учении, для подготовки их к поступлению в высшие учебные заведения.

Ведется работа по своевременному выявлению причин школьной неуспешности. Подготовлены рекомендации по организации в каждом общеобразовательном учреждении психолого-социально-педагогических консилиумов, которые призваны решать задачи изучения причин школьной неуспешности в каждом конкретном случае, для оказания психолого-социально-педагогической поддержки ребенка.

Отработана модель регионального базисного учебного плана, который дает возможность образовательным учреждениям реализовывать повышенное качество образования по отдельным образовательным областям и направлен на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

Осуществляемая система мер определила некоторые положительные тенденции, наметившиеся в Москве за последние годы.

Создание в Москве на третьей ступени общего образования классов, реализующих разнопрофильные программы, позволило провести комплектование 10-х классов с учетом возможностей и интересов детей. Как следствие, произошли изменения в результатах уровня успеваемости десятиклассников: почти в 2 раза уменьшилось количество обучающихся, оставленных на повторное обучение.

В течение последних трех лет проводилась работа по созданию предпрофильного и профильного обучения учащихся: с сентября 2004 года функционируют 4 общеобразовательных школы, работающие в составе только старших классов и реализующие программы профильного и предпрофильного обучения, 54 общеобразовательных школы отрабатывают содержание и организационную модель профильного обучения на старшей ступени.

В 2004-2005 учебном году в режиме полного дня функционируют 248 школ.

Создана и развивается сеть городских экспериментальных площадок с последующим внедрением в массовую образовательную практику результатов экспериментальной работы.

Экспериментальной деятельностью занимается более 30% учреждений образования города Москвы.

Сложилась система повышенного уровня обучения: более 800 общеобразовательных учреждений работают в режиме гимназий, лицеев, школ, обеспечивающих образовательные потребности учащихся с повышенной мотивацией к обучению.

Развернуто международное и межрегиональное сотрудничество в области образования, используется опыт передовых российских учебных заведений, зарубежной школы и педагогики.

Вместе с тем необходимо разработать варианты регионального компонента стандартов образования, московского базисного учебного плана, примерные образовательные программы по учебным предметам.

Планируется отработка различных моделей организации профильного обучения: однопрофильная (класс-комплект), многопрофильная (классы-комплекты), многопрофильная (обучение по группам в рамках одной параллели или класса, за счет организации обучения по индивидуальным учебным планам, варианта "ресурсный центр", варианта "школа - учреждение дополнительного образования - колледж - вуз"). Необходимо разработать модели культурообразующей среды школы, обеспечивающей интеграцию естественнонаучной и художественной картин мира в школьном образовании, комплект учебных материалов по социально-гуманитарным дисциплинам.

С целью совершенствования социально-психологической поддержки участников образовательного процесса в городе развивается система комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения детей всех возрастов и категорий, а также организация психологической поддержки и всесторонней помощи родителям этих детей и педагогическим работникам образовательных учреждений всех типов и видов.

На первое место выдвигаются задачи разработки модели и технологии психолого-педагогического и медико-социального сопровождения различных групп детей, в том числе обеспечение психолого-медико-социального сопровождения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка воспитанников к самостоятельной семейной жизни.

Продолжается работа по реализации программы "Здоровье детей Москвы на 2003-2005 годы", в том числе по скрининг-диагностике зрения школьников. Для детей с тяжелыми нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях открыты специальные группы и классы.

В 85 школах города работают Центры содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников как структурные подразделения общеобразовательных учреждений.

Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования города Москвы разработаны методические рекомендации по организации и проведению уроков физической культуры с учетом состояния здоровья обучающихся и возрастных групп.

Для реализации оздоровительной направленности физического воспитания, организации содержательного досуга обучающихся окружными управлениями образования проводится работа по вовлечению детей в спортивные секции. Заслуженным авторитетом пользуется возрожденная в 2000 году Спартакиада школьников Москвы.

Проводимая работа позволила повысить показатель физической готовности обучающихся в общеобразовательных учреждениях на 17% за время выполнения предыдущей городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)".

Расширяется сеть "школ здоровья", предусматривающих сочетание обучения, воспитания, лечебно-профилактических мероприятий и отдыха. В 2004 году в Москве функционировало 65 общеобразовательных учреждений "школ здоровья" (2002 год - 18, 2003 год - 45).

В настоящее время в школах осуществляется дифференцированный подход при определении контингента учащихся, получающих льготное питание. Двухразовое питание получают дети из многодетных и наиболее социально незащищенных семей; учащиеся "школ здоровья" и школ полного дня; несовершеннолетние учащиеся вечерне-сменных школ, которые нигде не работают и могут быть отнесены к группе детей из социально незащищенных семей.

Вместе с тем остаются проблемы в медицинском обслуживании школ, организации и проведении мониторинга состояния здоровья детского населения; проведении просветительской работы с родителями по вопросам сохранения здоровья; в создании санаторных лагерей для детей с проблемами в здоровье в каникулярное время. Не отработана модель взаимодействия работников образования и здравоохранения по педагогическому и медицинскому сопровождению детей с выявленными нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата.

Нарушается принцип комплектования общеобразовательных учреждений "школ здоровья"; нарушаются санитарные нормы и правила в превышении объема максимально допустимой нагрузки, в том числе по нормам домашних заданий.

В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся московских школ предполагается организовать работу по внедрению "Паспорта здоровья" учащихся Москвы, разработать модуль оценки эффективности комплекса здоровьесберегающих технологий, обеспечить прохождение врачебного контроля обучающимися в процессе учебных, учебно-тренировочных занятий и соревнований.