14.1 Данным методом определяют уровни напряженности электростатических полей (ЭСП) в вагонах, эксплуатируемых на электрифицированных участках железных дорог с воздушными линиями (ВЛ) электропередачи высокого напряжения постоянного тока, а также создаваемые при эксплуатации электроустановок высокого напряжения постоянного тока и электризации диэлектрических материалов.
14.2 Метод испытания
Контроль уровней напряженности ЭСП в пространстве осуществляют путем покомпонентного измерения полного вектора напряженности (Е) или измерения модуля этого вектора.
14.3 Средства измерений
14.3.1 Общие требования - в соответствии с разделом 4.
14.3.2 При выполнении измерений применяют измерители напряженности электростатического поля, позволяющие определять величину в свободном пространстве с допустимой относительной погрешностью не более ±10%.
14.4 Порядок подготовки к измерениям
Определяют точки измерения в вагоне. На схематическом эскизе отмечают основные источники ЭСП.
14.5 Условия проведения испытаний
14.5.1 Оператор, проводящий испытания, должен быть одет в антистатическую одежду.
14.5.2 Проверяют комплектность и исправность электрооборудования, наличие заземления всех предметов, конструкций, частей оборудования, машин и механизмов.
14.5.3 При оценке уровней ЭСП от ВЛ вагон устанавливают на электрифицированном пути с ВЛ электропередачи высокого напряжения постоянного тока. Все электрооборудование вагона должно быть отключено.
14.5.4 При измерении уровней ЭСП от внутривагонных источников вагон устанавливают на неэлектрифицированном пути. Аккумуляторные батареи вагона должны быть полностью заряжены. Измерения уровней ЭСП от внутривагонных источников начинают через 5 мин после выхода системы вентиляции вагона на максимальную производительность.
14.5.5 В тамбурах, коридорах и служебном отделении вагона измерения уровней ЭСП проводят на высоте 0,5; 1,0 и 1,7 м.
14.5.6 В купе отдыха проводника и пассажирских помещениях вагона измерения уровней ЭСП проводят на высоте 0,5; 0,8 и 1,4 м.
14.5.7 Измерения напряженности ЭСП в каждой точке проводят не менее трех раз.
14.6 Проведение испытаний
14.6.1 Измеряют уровни ЭСП от ВЛ в тамбурах, коридорах и служебном отделении вагона.
14.6.2 Измеряют уровни ЭСП от внутривагонных источников в купе отдыха проводника и пассажирских помещениях вагона.
14.7 Правила обработки результатов испытаний
Итоговым значением измеренной напряженности ЭСП для каждой точки является максимальная величина.