12.1 Данным методом определяют уровни электромагнитных полей промышленной частоты (ЭМП) в вагоне, создаваемые воздушными линиями электропередачи электрифицированных участков железных дорог (ВЛ), и установленными в вагоне источниками:
- электротехникой (электрические машины переменного тока, силовые щиты управления, трансформаторы, преобразователи, статические выпрямители);
- электронным оборудованием;
- радио- и телекоммуникационными системами;
- аудио- и видеотехникой, компьютерным оборудованием;
- специальным оборудованием;
- СВЧ-печами, холодильниками.
12.2 Метод испытания
Контроль уровней ЭМП промышленной частоты 50 Гц осуществляют раздельно для электрического поля (ЭП), и магнитного поля (МП).
В однофазных источниках ЭМП контролируются действующие (эффективные) значения ЭП и МП:
Е - амплитудные значения изменения во времени ЭП;
Н - амплитудные значения изменения во времени МП;
В электроустановках с двух- и более фазными источниками ЭМП контролируются действующие (эффективные) значения ЭП и МП:
Е - напряженность по большей полуоси эллипса или эллипсоида ЭП;
Н - напряженность по большей полуоси эллипса или эллипсоида МП.
12.3 Средства измерений
12.3.1 Общие требования - в соответствии с разделом 4.
12.3.2 При выполнении измерений применяют следующие средства измерений.
12.3.2.1 Средства измерений электромагнитных излучений промышленной частоты (ПЧ) должны обеспечивать измерение ЭП и МП на частоте 50 Гц в полосе ±1 Гц, у которых пределы основной погрешности измерения не превышают ±20%.
12.3.2.2 Используемые средства измерений ЭМП между антенной и блоком индикации должны иметь электрическую развязку в целях исключения возможности воздействия электрических разрядов на персонал, проводящий измерения.
12.3.2.3 Линейка металлическая по ГОСТ 427, рулетка металлическая с ценой деления 1 мм по ГОСТ 7502.
12.3.2.4 Термометры по 6.3.1, гигрометры по 6.3.2.
12.4 Порядок подготовки к испытаниям
12.4.1 Определяют точки измерения в служебных и пассажирских помещениях вагона. На схематическом эскизе отмечают основные источники ЭМП, расположение кабельных линий. Фиксируют основные характеристики оборудования: тип, фактические напряжение и сила тока, фазность источников ЭМП промышленной частоты 50 Гц.
12.5 Условия проведения испытаний
12.5.1 При оценке уровней ЭМП от ВЛ вагон должен быть установлен на электрифицированном пути. Все электрооборудование вагона должно быть отключено.
12.5.2 При оценке уровней ЭМП от внутривагонных источников полей вагон устанавливают на неэлектрифицированном пути. Аккумуляторные батареи вагона должны быть полностью заряжены.
12.5.3 Испытатель, проводящий измерения, должен быть одет в антистатическую одежду. Предельно допустимое расстояние от испытателя, проводящего измерения, и измерительного прибора до токоведущих частей, находящихся под напряжением не должно быть менее 0,5 м.