18.1 Измеряемой величиной является поступательное ускорение , м/с, на полу вагона и на поверхности контакта человека с сиденьем, а именно - среднеквадратические значения виброускорений по осям ортогональной системы координат Х, Y и Z, в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами: 1; 1,25; 1,6; 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3; 8; 10; 12,5; 16; 20; 25; 31,5; 40; 50; 63 и 80 Гц.
18.1.1 Точки измерений
Ускорение на полу вагона следует измерять в центре проекции тележки и в центре вагона.
Ускорение на поверхностях мест для сидения следует измерять по обоим концам вагона и в центре вагона.
При оценке виброизолирующих свойств сидений ускорение следует измерять на полу, как можно ближе к вертикальной проекции центра подушки сиденья.
18.2 Метод испытания
Вагоны, оснащенные дизель-генераторами для обеспечения автономного энергоснабжения, должны быть испытаны на стоянке и в движении. Испытания и оценку вибрации вагонов в движении следует проводить в составе поезда при скоростях движения от половины конструкционной скорости вагона с увеличением их до конструкционной, с интервалами 20±5 км/ч.
Измерения среднеквадратических значений виброускорений в третьоктавных полосах частот проводят по ГОСТ 31248 (раздел 5). Длительность измерений в каждой точке должна быть не менее 180 с. Допускается разбивать указанное время на отрезки.
18.3 Условия проведения испытаний
18.3.1 При проведении испытаний вагонов, оснащенных дизель-генераторами, измерения ускорений следует проводить при работающих дизель-генераторах.
18.3.2 Испытания в движении проводят на прямых участках бесстыкового пути с железобетонными шпалами и щебеночным балластным слоем.
18.3.3 Масса испытателя, занимающего позицию на сиденье, должна составлять 80 кг ±10%. Испытатель должен не менять положение тела на сиденье в течение всего времени измерения на поверхности данного сиденья.
18.3.4 В вагоне, кроме двух испытателей, допускается присутствие не более двух человек из числа бригады проводников. В период измерений перемещения по вагону недопустимы.
18.3.5 Вагон должен быть экипирован штатно. Все нештатные покрытия и приспособления с поверхностей сидений, подлокотников и пола должны быть удалены. В журнале регистрации следует указать наличие покрытий на полу и сведения о сиденьях:
- вид (отдельное, многоместное и т.д.);
- покрытие (ткань, искусственная кожа и т.д.);
- особенности (подлокотники, подголовники, подставка для ног, столик раскладывающийся, с наклоном спинки сиденья и т.д.);
- расположение (в ряд, лицом к лицу), положение и ориентация внутри вагона (вращающееся).
18.3.6 В протокол вносят особенности конструкции вагона (тип подвески, тип тележки, наличие дизель-генератора).
18.3.7 До начала измерений установить на виброметры батареи питания или подключить приборы к электрической сети вагона 220 В. Виброметры в помещениях вагона размещают с учетом исключения влияний на приборы электромагнитных помех.
18.3.8 Непосредственно до и сразу после измерений проводят калибровку виброизмерительного тракта на одной частоте с помощью виброкалибратора 1 класса точности. Если результаты калибровок отличны, полученные результаты измерений не учитывают и измерения проводят повторно.
19.3.9 Для определения скорости движения поезда используются скоростемер, навигационный прибор, использующий сигналы со спутников системы GPS.
18.3.10 Средства измерений - по ГОСТ 31248-2004 (подраздел 5.2).
18.4 Правила обработки результатов измерений
18.4.1 Рассчитывают среднеквадратические значения виброускорений в третьоктавных полосах частот для пола и сидений раздельно по трем осям во всех точках измерений за периоды измерений на каждом режиме.
18.4.2 При числе дискретных измерений n усредненное значение виброускорений , м/с, в i-й третьоктавной полосе частот, Гц, за общее время измерений T, с, определяют по формуле
, (18)