11.1 В качестве показателей, характеризующих химическое загрязнение воздушной среды пассажирского вагона, принимают содержание вредных химических веществ, определяемых в воздушной среде помещений вагона по гигиеническим нормативам для атмосферного воздуха населенных мест [1].
11.2 Средства испытаний
11.2.1 Отбор проб производят с помощью аспирационного устройства.
Процедуры пробоподготовки и методы анализа выбирают в зависимости от вида контролируемых химических веществ. Средства измерения, вспомогательное оборудование, химические реактивы, лабораторную посуду применяют в соответствии с аттестованными методиками анализа вредных летучих химических веществ для атмосферного воздуха населенных мест. Для испытаний применяют газоанализаторы, газовые и жидкостные хроматографы, хромато-масс-спектрометры, имеющие поверку.
11.2.2 Показатель точности (границы относительной погрешности измерений), , при Р=0,95 не выше 25%. Показатель повторяемости (относительное среднеквадратическое отклонение повторяемости измерений) не более 7%. Показатель воспроизводимости (относительное среднеквадратическое отклонение воспроизводимости измерений) не более 11%.
11.2.3 Испытания необходимо проводить при температуре воздуха в помещениях вагона 25°С-28°С, относительной влажности воздуха от 15% до 75%.
11.2.4 При проведении испытаний вентиляция должна быть отключена, окна и двери закрыты.
11.2.5 Температура воздуха не ниже 25°С должна удерживаться в помещениях вагона не менее 24 ч до момента отбора проб воздушной среды.
11.2.6 Перед отбором проб воздуха в помещениях вагона, необходимо произвести отбор фоновых проб атмосферного или окружающего воздуха (в цехе депо) на расстоянии 1000 мм от вагона на уровне 1200-1500 мм от пола или земли на те же химические вещества, на которые производят отбор проб в вагоне.
11.3 Порядок проведения испытаний
11.3.1 Отбор проб воздушной среды проводят в соответствии с аттестованными методиками выполнения химического анализа на каждое определяемое химическое вещество.
Отбор осуществляют в следующих помещениях: в спальном вагоне - в первом, среднем и последнем купе, а также в коридоре напротив среднего купе; в вагоне открытого типа - в первом, среднем и последнем пассажирских отсеках; в вагоне с креслами для сидений - в центре салона; в служебном купе - в центре; в вагоне-ресторане - в центре обеденного зала и в кухне.
В вагоне-магазине, вагоне-клубе, вагоне-храме и вагоне-поликлинике измерения проводят в начале и в конце вагона на высоте 1500 мм от пола в центре помещений.
В купе устройства для отбора проб воздуха устанавливают на уровне 1500 мм от пола в центре помещения.
В коридоре, салоне и на кухне отбор проб воздуха производят на уровне 1500 мм от пола в центре помещения.
Отбор проб воздушной среды на каждое химическое вещество проводят каждые 4 ч в течение суток для оценки по среднесуточным предельно допустимым концентрациям (ПДК) в атмосферном воздухе населенных мест.
При отборе проб воздушной среды регистрируют в помещениях вагона температуру воздуха термометрами по 6.3.1, относительную влажность воздуха гигрометрами по 6.3.2.
После окончания отбора проб воздуха должны быть соблюдены условия их хранения в соответствии с утвержденными методиками выполнения химического анализа на каждое определяемое химическое вещество.
11.4 Правила обработки результатов испытаний
11.4.1 Концентрации химических веществ в воздушной среде помещений вагона не должны превышать среднесуточных (ПДК) или ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ), установленных для атмосферного воздуха населенных мест [1].
11.4.2 При обнаружении в воздушной среде помещений вагона нескольких химических веществ, обладающих доказанным суммационным эффектом действия, каждое из которых находится на уровне или ниже соответствующих ПДК, суммарный показатель содержания их в долях от ПДК не должен превышать единицы, что определяется по формуле
, (8)
где C, С, ..., С - фактические концентрации обнаруженных химических веществ в атмосферном воздухе;
ПДК, ПДК, ..., ПДК - предельно допустимые концентрации обнаруженных химических веществ.
11.4.3 За результат измерений в каждой точке отбора (помещения вагона, фоновые показатели воздушной среды) принимают сумму средней концентрации (по каждому химическому веществу) и предела случайной погрешности измерений () при уровне доверительной вероятности 0,95.
Расчет осуществляется по формуле
, (9)