15.1 Данный метод применяют для определения уровней звукового давления в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 2, 4, 8 и 16 Гц L, дБ, и общего уровня звука L, дБ Лин.
15.2 Метод испытания
15.2.1 Измерения уровней звукового давления в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 2,4, 8 и 16 Гц, L, дБ проводят методом прямых измерений шумомерами с временем экспоненциального усреднения "медленно" (S) по шкале "линейная".
15.2.2 Инфразвук в вагонах открытого типа и в вагонах с креслами для сидения измеряют в 3 точках. Два микрофона должны находиться над поворотными шкворнями, а один располагаться по вертикальной прямой, проходящей через геометрический центр вагона.
В вагонах следующих типов испытания проводят в помещениях:
- купейный, вагон повышенной комфортности, туристический вагон, вагон с трансформируемыми купе: в служебном купе, купе отдыха проводника, в двух пассажирских купе, одно из которых расположено в центре вагона, а другое - над тележкой;
- вагон-ресторан: в обеденном зале и на кухне;
- вагон-салон: в служебном купе, купе отдыха проводника, салоне;
- багажный, почтовый, почтово-багажный, специального назначения: в купе отдыха проводника и служебных помещениях;
- вагоне-магазине, вагоне-клубе, вагоне-храме и вагоне-поликлинике: в служебном купе, купе отдыха проводника, в помещении, расположенном в середине вагона и над тележкой.
15.3 Средства измерений
15.3.1 При выполнении измерений применяют шумомеры класса 1 по ГОСТ Р 17187*, максимальная допустимая погрешность которых на опорной частоте не должна превышать ±0,5 дБ.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 17187-2010. - Примечание изготовителя базы данных.
Дополнительная погрешность, обусловленная подключением внешних фильтров или дополнительных приборов не должна превышать ±0,2 дБ.
15.3.2 Непосредственно до и сразу после измерений в вагоне, контролируют калибровку измерительной системы с помощью калибратора звука класса 1 по ГОСТ Р МЭК 60942.
15.3.3 Если результаты калибровки отличаются между собой, то измерения следует повторить.
15.3.4 Рулетка металлическая с ценой деления 1 мм по ГОСТ 7502.
15.3.5 Термометры по 6.3.1, гигрометры по 6.3.2.
15.4 Условия проведения испытаний
15.4.1 Температура воздуха в вагоне должна быть в диапазоне от 5 до 35°С. Относительная влажность воздуха должна быть в интервале значений от 25 до 90%. В вагонах-ресторанах должны функционировать холодильные шкафы.
15.4.2 Испытания проводят на стоянке и при движении вагона в составе поезда со скоростью, составляющей 2/3 от конструкционной, ±5 км/ч.
15.4.3 На стоянке измеряют параметры инфразвука при работающей системе вентиляции и кондиционирования вагона, при этом все оборудование, которое может эксплуатироваться во время стоянки вагона, должно работать. Вспомогательное оборудование должно работать при его максимальной нагрузке.
15.4.4 Для испытаний во время движения выбирают такой участок железнодорожного пути, акустическая окружающая среда (например, здания, стены и подобные сооружения) которого не влияет на уровни внутреннего шума. Путь не должен иметь стрелочных переводов, подъемов или уклонов больше 1,5‰ и проходить по мостам, в тоннелях.
Допускается проводить измерения на кривых, радиус которых позволяет движение со скоростью (110±10) км/ч.
15.4.5 Вагон должен быть включен в состав поезда таким образом, чтобы внешний шум тяговой единицы подвижного состава не оказывал влияния на результаты измерений в испытуемом вагоне. Для этого между локомотивом и испытываемым вагоном должен быть, как минимум, один вагон.
15.4.6 Система вентиляции и кондиционирования воздуха вагона во время измерений должна работать в автоматическом режиме.
15.4.7 Устройства, являющиеся источниками регулируемого внутреннего шума вагона (телевизоры, радиоприемники, радиостанции, телефонные аппараты сотовой связи), должны быть отключены.