Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

СОВЕТ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА

     

УТВЕРЖДЕНЫ
Советом по железнодорожному
транспорту государств - участников
Содружества,
Протокол
от 30 мая 2008 года N 48

     
АВАРИЙНЫЕ КАРТОЧКИ
на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики

(с изменениями на 27 ноября 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Протоколом СЖТ СНГ от 14 мая 2010 года N 52 (изменения вступили в силу с 1 сентября 2010 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 21 октября 2010 года N 53 (изменения вступили в силу с 1 января 2011 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 29 октября 2011 года N 55 (изменения вступили в силу с 1 января 2012 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 18 мая 2012 года N 56 (изменения вступили в силу с 1 сентября 2012 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 17 октября 2012 года N 57 (изменения вступили в силу с 1 марта 2013 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 7 мая 2013 года N 58 (изменения вступили в силу с 1 июля 2013 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 20 ноября 2013 года N 59 (изменения вступили в силу с 1 марта 2014 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 7 мая 2014 года N 60 (изменения вступили в силу с 1 августа 2014 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 21 мая 2015 года N 62 (изменения вступили в силу с 1 января 2016 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 5 ноября 2015 года N 63 (изменения вступили в силу с 1 января 2016 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 19 мая 2016 года N 64 (изменения вступили в силу с 1 января 2017 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 20 октября 2017 года N 67 (изменения вступили в силу с 1 января 2018 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 19 октября 2018 года N 69 (изменения вступили в силу с 1 января 2019 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 16 октября 2019 года N 71 (изменения вступили в силу с 1 января 2020 года);

Протоколом СЖТ СНГ от 27 ноября 2020 года N 73 (изменения вступили в силу с 1 января 2021 года).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В настоящий документ с 1 января 2019 года вносились изменения на основании подпункта 11 первого вопроса повестки дня шестьдесят восьмого заседания Совета от 17-18 мая 2018 года (протокол СЖТ СНГ от 18 мая 2018 года N 68).

Подпункт 11 первого вопроса повестки дня шестьдесят восьмого заседания Совета от 17-18 мая 2018 года отменен на основании протокола СЖТ СНГ от 19 октября 2018 года N 69.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________           

     

Раздел 1. Общие положения

1.1. Настоящие Аварийные карточки разработаны Сибирским государственным университетом путей сообщения (СГУПС) по решению Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.

1.2. Порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках их по железным дорогам устанавливается железнодорожной администрацией по согласованию с компетентными органами государства.

1.3. Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

1.4. Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов (пожароопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.), с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных правилами перевозок опасных грузов и настоящими Аварийными карточками.

1.5. Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках. Групповые аварийные карточки включают опасные грузы (кроме опасных грузов класса 7) с аналогичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций с которыми совпадает или различается незначительно.

________________

В аварийные карточки (и указатели) включены все синонимические варианты наименования опасного груза, под которыми он поименован в действующей нормативно-технической документации.


Аварийная карточка содержит:

- номер ООН в соответствии с Рекомендациями ООН по перевозке опасных грузов (Типовыми правилами), отсутствие номера ООН и классификационного шифра у ряда грузов, представленных в аварийных карточках 901-905 означает, что грузоотправитель должен в соответствии с требованиями правил, регламентирующих перевозки опасных грузов по железным дорогам, предоставить дополнительную информацию о грузе, либо провести его надлежащую классификацию, с тем, чтобы в течение переходного периода (по 31 декабря 2010 года) установить фактическую опасность груза либо классифицировать его как неопасный;

- наименования опасных грузов, на которые распространяется действие конкретной аварийной карточки (наименование опасного груза и его написание в аварийной карточке соответствует записи в Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке по железным дорогам, заглавным шрифтом приведено надлежащее транспортное наименование опасного груза, строчным шрифтом приведено техническое или коммерческое (торговое) наименование опасного груза);

- основные свойства и виды опасности;

- указания по применению средств индивидуальной защиты; наряду с перечисленными средствами индивидуальной защиты, средствами нейтрализации и мерами первой помощи могут применяться и те средства, которые на территории каждого государства признаны компетентными органами и обеспечивают такую же безопасность и помощь при аварийной ситуации, как и приведенные в аварийной карточке;

- необходимые указания по действиям при аварийной ситуации:

- общего характера;

- при утечке, разливе и россыпи;

- при пожаре;

- указания по нейтрализации;

- указания по мерам первой помощи.

1.6. Поиск необходимой аварийной карточки осуществляется:

по Указателю поиска Аварийной карточки по наименованию опасного груза (раздел 3);

________________

После основного наименования, в скобках, с прописной буквы приведены синонимы, а со строчной буквы даны слова пояснения, которые могут отсутствовать в графе "наименование груза" в перевозочных документах.


по Указателю поиска Аварийной карточки по номеру ООН (раздел 4);

по Указателю поиска Аварийной карточки на взрывчатые материалы по условному номеру или номеру ООН (раздел 5).

1.7. Форма аварийной карточки и порядок ее заполнения указаны в разделе 6.

Раздел 2. Аварийные карточки

     

Аварийная карточка N 101

Условный номер

Наименование груза

Классификационный шифр

105

1.1D

106

1.1D

113

1.1D

128

1.1D

140

Взрывчатый материал

1.1D

148

1.1D

156

1.1D

176

1.1D

181

1.1D


Основные свойства и виды опасности

Основные свойства

Изделия из твердых, пластичных и эластичных взрывчатых веществ в виде шашек, гранул, комков, лент, листов, шнуров или порошкообразных веществ в оболочке. Токсичны при пылении в случае разрушения. Практически не растворимы в воде. Горят без доступа воздуха.

Взрыво- и пожароопасность

Пожаро- и взрывоопасны. Чувствительны к удару и трению. Воспламеняются от искр и открытого пламени. Температура вспышки свыше 170°С. Взрываются массой. Радиус опасной зоны 1000 м.

Опасность для человека

При пожаре и взрыве опасны для жизни человека. Возможны ожоги, травмы, отравления оксидами углерода, азота. Опасны при вдыхании пыли и проглатывании веществ в случае разрушения изделий. Раздражают кожу и слизистые оболочки, вызывают головную боль, тошноту, желудочно-кишечные расстройства, потерю сознания.


Средства индивидуальной защиты

При работах с развалом (россыпью) - респиратор типа "Лепесток", хлопчатобумажная одежда, резиновые или хлопчатобумажные перчатки, обувь без металлических подковок и гвоздей. При пожаре - изолирующий или фильтрующий противогаз марки В с аэрозольным фильтром, защитный костюм типа То.


Необходимые действия

Общего характера

Прекратить движение в зоне аварии. Удалить посторонних и пострадавших из опасной зоны радиусом 1000 м. Организовать оцепление опасной зоны. Соблюдать меры пожарной безопасности. Не курить. Пострадавшим оказать первую помощь. Вызвать пожарные подразделения, скорую медицинскую помощь, специалистов по грузу и ликвидации аварии. Восстановительные работы проводить по указанию специалистов. При простом сходе без нарушения целостности кузова вагона до прибытия специалистов допускается подъем вагона с грузом с применением накаточных башмаков и подъемников. После этого вагон отводится на этой или близлежащей (при сходе на перегоне) станции в безопасное место, и по прибытии специалистов по грузу освидетельствуются состояние груза, размещение и крепление его в вагоне и принимается решение о возможности дальнейшей транспортировки.

При развале и россыпи

Прекратить движение поездов, автотранспорта и маневровую работу в зоне аварии. Устранить источники открытого огня, искрообразования. Не курить. Не ходить по рассыпанному веществу и изделиям. Организовать охрану развала (россыпей). Россыпь изделий собирать под наблюдением специалистов. Запрещается применять инструмент из черного металла.

При пожаре

Прекратить движение состава на перегоне по возможности в безопасном месте. В случае загорания вагона или близлежащих объектов на станции рекомендуется вывести состав на прилегающий перегон или в другое безопасное место. Установить место возгорания. При горении близлежащих объектов, элементов вагона, россыпей груза на открытой поверхности тушить водой, пеной, углекислотой. Запрещается применять брезент, кошму, песок. При воспламенении груза или развитии пожара в непосредственной близости от вагона тушение и другие работы прекратить и покинуть опасную зону. Прекратить движение в опасной зоне. Ликвидацию последствий аварии начинать не ранее 1 ч после сгорания груза.


Меры первой помощи

Пострадавшего перенести на свежий воздух. Снять загрязненную одежду и обувь. Обеспечить покой и тепло. Загрязненные участки кожи обработать ватными тампонами, смоченными спиртом, и промывать большим количеством воды с мылом. При попадании вещества внутрь организма вызвать рвоту и сделать промывание желудка. При кровотечении наложить жгут или тугую повязку. При переломах наложить шину (типовую или из подручных средств). При остановке сердечной деятельности и дыхания проводить закрытый массаж сердца и искусственное дыхание. Наложить асептическую повязку на раневые или ожоговые поверхности. Вызвать скорую помощь.

     

     

          Аварийная карточка N 102

Условный номер

Наименование груза

Классификационный шифр

501

Взрывчатый материал

1.5D


Основные свойства и виды опасности

Основные свойства

Изделия из пластичного водоэмульсионного взрывчатого вещества, находящегося в оболочке, практически не растворимого в воде.

Взрыво- и пожароопасность

Пожаро- и взрывоопасны. Горят без доступа воздуха. Взрыв маловероятен. Нечувствительны к механическим воздействиям. Возгорание возможно при наличии сильного источника огня. Температура вспышки 200°С. Радиус опасной зоны 100 м.

Опасность для человека

При пожаре и взрыве опасны для человека. Возможны травмы, ожоги, отравления оксидами азота. При попадании вещества на открытые участки кожи возникает слабое раздражение.


Средства индивидуальной защиты

При работе с россыпью - респиратор типа "Лепесток", хлопчатобумажная одежда, хлопчатобумажные или резиновые перчатки.

При пожаре - изолирующий или фильтрующий противогаз марки В с аэрозольным фильтром, защитный костюм типа То.


Необходимые действия

Общего характера

Прекратить движение в зоне аварии. Удалить посторонних и пострадавших из опасной зоны в радиусе 100 м. Организовать оцепление опасной зоны. Соблюдать меры пожарной безопасности. Не курить. Пострадавшим оказать первую помощь. Вызвать пожарные подразделения, скорую медицинскую помощь, специалистов по грузу и ликвидации аварии. Восстановительные работы проводить по указанию специалистов. При простом сходе без нарушения целостности кузова вагона до прибытия специалистов допускается подъем вагона с грузом с применением накаточных башмаков и подъемников. После этого вагон отводится на этой или близлежащей (при сходе на перегоне) станции в безопасное место, и по прибытии специалистов по грузу освидетельствуются состояние груза, размещение и крепление его в вагоне и принимается решение о возможности дальнейшей транспортировки.

При развале и россыпи

Прекратить движение поездов, автотранспорта и маневровую работу в зоне аварии. Устранить источники открытого огня, искрообразования. Разбросанные изделия и россыпи собрать в чистые бумажные или полиэтиленовые пакеты. Поврежденные упаковки с изделиями и собранные россыпи накрыть мокрым брезентом. Складировать на расстоянии не менее 100 м от зданий и сооружений.

При пожаре

Прекратить движение состава на перегоне по возможности в безопасном месте. В случае загорания вагона или близлежащих объектов на станции рекомендуется вывести состав на прилегающий перегон или в другое безопасное место. Установить место возгорания. Очаги возгорания и груз тушить водой, пенными, углекислотными огнетушителями. Запрещается применять брезент, кошму, песок. Прекратить движение в опасной зоне. Ликвидацию последствий аварии начинать не ранее 1 ч после сгорания груза.


Меры первой помощи

Пострадавшего перенести на свежий воздух. Загрязненные участки кожи промыть большим количеством воды с мылом. Наложить асептическую повязку на ожоговые поверхности. При остановке сердечной деятельности и дыхания проводить закрытый массаж сердца и искусственное дыхание. Вызвать скорую помощь.

     

     

          Аварийная карточка N 103

Условный номер

Наименование груза

Классификационный шифр

228

1.2G

232

Взрывчатый материал

1.2G

233

1.2G


Основные свойства и виды опасности

Основные свойства

Изделия, содержащие взрывчатые твердые или пастообразные вещества в корпусе. Горят без доступа воздуха, в воде не растворяются. Нетоксичны.

Взрыво- и пожароопасность

Пожаро- и взрывоопасны. Чувствительны к механическим воздействиям и открытому пламени. Характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасность взрыва массой. Радиус опасной зоны 800 м. Возможен неориентированный разлет изделий.

Опасность для человека

При пожаре и взрыве опасны для жизни человека. Возможны ожоги и осколочные ранения разбрасываемыми частями изделий и тары. Возможно отравление продуктами сгорания, содержащими вещества типа галогеноводородов, оксидов азота, углерода, серы.


Средства индивидуальной защиты

При работе с россыпью - респиратор типа "Лепесток", хлопчатобумажная одежда, хлопчатобумажные или резиновые перчатки, обувь без металлических подковок и гвоздей. При пожаре - изолирующий дыхательный аппарат, противогаз промышленный фильтрующий ФУ-13В в соответствии с ГОСТ 12.4.121-83, защитный костюм типа То.


Необходимые действия

Общего характера

Прекратить движение в зоне аварии. Удалить пострадавших и посторонних из опасной зоны радиусом 800 м. Организовать оцепление опасной зоны. Соблюдать меры пожарной безопасности. Оповестить об опасности разлета и возможности последующего взрыва изделий местные органы власти. Не курить. Пострадавшим оказать первую помощь. Вызвать пожарные подразделения, скорую медицинскую помощь, специалистов по грузу и ликвидации аварии. При простом сходе без нарушения целостности кузова вагона до прибытия специалистов допускается подъем вагона с грузом с применением накаточных башмаков и подъемников. После этого вагон отводится на этой или близлежащей (при сходе на перегоне) станции в безопасное место, и по прибытии специалистов по грузу освидетельствуются состояние груза, размещение и крепление его в вагоне и принимается решение о возможности дальнейшей транспортировки.

При развале и россыпи

Прекратить движение поездов, автотранспорта и маневровую работу в зоне аварии. Устранить источники открытого огня, искрообразования. Организовать охрану россыпи груза. До прибытия специалистов изделия не трогать и не перемещать.

При пожаре

Прекратить движение состава на перегоне по возможности в безопасном месте. В случае загорания вагона или близлежащих объектов на станции рекомендуется вывести состав на прилегающий перегон или в другое безопасное место. Установить место возгорания. При горении близлежащих объектов, элементов вагона для ликвидации очага возгорания использовать огнетушители, воду и другие подручные средства. При распространении пламени на груз или развитии пожара в непосредственной близости от вагона пожаротушение и другие работы немедленно прекратить и покинуть опасную зону. Прекратить движение в опасной зоне. Ликвидацию последствий аварии начинать не ранее 1 ч после сгорания груза.


Меры первой помощи

Пострадавших вынести с места аварии. При ранениях наложить повязку, в случае необходимости - жгут, при переломах, вывихах - шину. При потере сознания обеспечить приток свежего воздуха и дать понюхать нашатырный спирт. При остановке сердца сделать искусственное дыхание при одновременном закрытом массаже сердца. Вызвать скорую помощь.