Принят к руководству и исполнению
приказом Минтранса России
от 30.06.2010 N 143
Пятьдесят второе заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества состоялось 13-14 мая 2010 года в г.Юрмала.
В заседании приняли участие: члены Совета, руководители железнодорожных администраций Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины, ассоциированные члены Совета - руководители железнодорожных администраций Республики Болгария, Грузии, Латвийской Республики и Финляндской Республики, Председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту.
На заседании, в соответствии с Положением о Совете, присутствовали и принимали участие в обсуждении вопросов руководители железнодорожных администраций Литовской Республики и Эстонской Республики.
В заседании участвовал наблюдатель при Совете по железнодорожному транспорту - генеральный секретарь Международной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.
В заседании принял участие представитель Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества.
Список участников заседания прилагается (Приложение N 1*).
________________
* Текст приложения на сайте не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Председательствовал на заседании Председатель Совета, президент открытого акционерного общества "Российские железные дороги" В.И.Якунин.
Заседание утвердило следующую повестку дня:
1. О выполнении решений пятьдесят первого заседания Совета и итогах эксплуатационной работы сети железных дорог за 2009 год и первый квартал 2010 года.
2. Об итогах разработки графика движения поездов, плана формирования грузовых поездов и плана формирования вагонов с контейнерами в международном сообщении.
3. Об итогах переписи контейнеров в 2009 году и ходе подготовки к переписи грузовых вагонов в 2010 году.
4. Об организации эксплуатационной работы в условиях изменения структуры вагонного парка по форме собственности.
5. О состоянии взаиморасчетов между железнодорожными администрациями в 2009 году и за первый квартал 2010 года.
6. Об информации о ходе выполнения решений Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года о Концепции установления согласованной Тарифной политики на железнодорожном транспорте государств-участников СНГ за 2009 год.
7. О проекте Положения о продлении срока службы грузовых и рефрижераторных вагонов государств-участников Соглашения о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении.
8. О проекте Регламента действий машиниста в аварийных и нестандартных ситуациях при управлении поездом без помощника машиниста.
9. О проекте Инструкции по учету передачи международных пассажирских поездов по межгосударственным стыковым пунктам.
10. Об изменениях и дополнениях в нормативные документы, регламентирующие организацию деятельности Совета и его рабочих органов.
11. О председателе Комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта.
12. О Смете на возмещение расходов ЦСС - филиала ОАО "РЖД" за услуги связи для обеспечения координационной деятельности Дирекции Совета и железнодорожных администраций на 2010 год.
13. Об исполнении Сметы расходов на обеспечение деятельности Дирекции Совета за 2009 год и Отчете Ревизионной комиссии Совета по проверке исполнения этой Сметы.
14. Об исполнении Сметы расходов на обеспечение деятельности Информационно-вычислительного центра железнодорожных администраций, включая возмещение расходов ГВЦ ОАО "РЖД", за 2009 год, и результатах проверки исполнения этой Сметы.
15. О распределении знака "Почетный железнодорожник" в 2010 году.
16. О награждении Почетной грамотой Совета по железнодорожному транспорту.
17. О повестке дня, дате и месте проведения пятьдесят третьего заседания Совета по железнодорожному транспорту.
Рассмотрев проекты документов и материалы, Совет принял решения:
1. Принять к сведению информацию Дирекции Совета и железнодорожных администраций о выполнении решений пятьдесят первого заседания Совета и итогах эксплуатационной работы сети железных дорог за 2009 год и первый квартал 2010 года.
2. Отметить, что в 2009 году:
2.1. Организация эксплуатационной работы проводилась в условиях преодоления влияния экономического кризиса на перевозки железнодорожным транспортом.
Достигнуто улучшение как объемных, так и качественных показателей работы сети железных дорог относительно утверждённых нормативов. Оборот грузового вагона ускорен на 0,15 суток. Передача вагонов по межгосударственным стыковым пунктам возросла на 0,1%.
2.2. Спад производства из-за мирового финансового кризиса негативно отразился на объемах перевозок грузов по сети железных дорог, однако и в этих условиях погрузка железнодорожных администраций превышала результаты, достигнутые в 2008 году у Армении (+38,3%), Туркменистана (+6,5%) и Узбекистана (+5,1%).
3. В целом в 2009 году по сравнению с 2008 годом:
3.1. Перевезено 1855,1 млн. тонн грузов, что составляет 102,0% от суммы месячных планов, которые выполнены большинством железнодорожных администраций. Перевозки сократились относительно уровня достигнутого в 2008 году на 13,9%, в том числе перевозки в местном сообщении - на 14,5%, а в международном сообщении - на 0,25%. При этом в течение 2009 года наблюдалась постоянная тенденция роста погрузки и в декабре, относительно января, прирост составил 26,6%.
3.2. Грузооборот сократился на 12,7%, а средняя дальность перевозок грузов возросла на 1,7%.
3.3. Выполнены принятые обязательства по погрузке грузов железнодорожными администрациями Азербайджана (+12,3%), Армении (+5,3%), Беларуси (+1,8%), Казахстана (+3%), Киргизии (+11,8%), Молдавии (+6,3%), России (+1,2%), Украины (+4,8%), Латвии (+7,2%) и Литвы (+6,2%), выполнены не в полном объеме железнодорожными администрациями Таджикистана (-3,1%), Туркменистана (-4,5%), Узбекистана (-0,3%), Грузии (-0,5%) и Эстонии (-2,4%).
3.4. По 36 позициям или 83,7% учитываемой номенклатуры обеспечено выполнение принятых обязательств по погрузке, а по перевозке зерна выполненные объемы перевозок превысили показатели 2008 года на 5,4%.
3.5. Передача вагонов по межгосударственным стыковым пунктам и рабочий парк вагонов соответствовали утвержденным нормативам и были ниже уровня 2008 года соответственно на 12,4% и 14%.
3.6. Оборот общего грузового вагона составил 8,36 суток и ускорен к нормативу на 0,15 суток, при этом полувагонов - замедлен на 0,1 суток.
3.7. Общая погрузка грузов в контейнерах сократилась на 24,8%, в том числе крупнотоннажных - на 21,5%. Прирост погрузки грузов в контейнерах в течение года составил в декабре относительно января 47%, в том числе крупнотоннажных - 41,5%. Оборот контейнеров в течение года ускорен на 13,4 суток, в том числе крупнотоннажных - на 10,3 суток.
3.8. Улучшилось взаимодействие железнодорожных администраций по оказанию "вагонной помощи" для отгрузки предъявляемых грузов.
3.9. Достигнуто сокращение количества отцепок вагонов от поездов на межгосударственных стыковых пунктах на 23%, в том числе по коммерческим причинам - на 40% и нарушениям таможенных требований - на 36% при сокращении общей передачи по стыкам на 12,4%. Вместе с тем, отцепки по техническому состоянию подвижного состава сократились только на 7%.
3.10. Улучшилось выполнение графика движения пассажирских поездов по передаче их с железных дорог Казахстана и Азербайджана на железные дороги России и прибытию на конечные пункты Таджикской железной дороги.
4. В первом квартале 2010 года:
4.1. Перевезено 458,98 млн. тонн грузов, что составляет 101,8% суммы месячных планов, которые выполнены большинством железнодорожных администраций.
4.2. В целом по сети железных дорог, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, увеличились: перевозки - на 10,8%, грузооборот на 12,6%, а дальность перевозок - на 1,5%. В течение квартала практически на всех железнодорожных администрациях сохранилась тенденция роста перевозок, которые в марте, по сравнению с январем, в целом по сети увеличились на 17,4%.
4.3. Выполнены принятые обязательства по погрузке грузов железнодорожными администрациями Армении (+3,1%), Казахстана (+2,5%), Киргизии (+59,3%), России (+1,3%), Украины (+5,4%), Грузии (+32,8%), Латвии (+29,0%), Литвы (+7,5%) и Эстонии (+3,6%); выполнено не в полном объеме железнодорожными администрациями Азербайджана (-6%), Беларуси (-3,4%), Молдавии (-26%), Таджикистана (-7,8%), Туркменистана (-17,1%) и Узбекистана (-2,7%).
4.4. По 38 позициям или 88,4% учитываемой номенклатуры обеспечено выполнение принятых обязательств по погрузке.
4.5. Перевозки грузов в международном сообщении составили 16,84% от общих объемов перевозок.
4.6. Погрузка контейнеров увеличилась на 8,1%, а крупнотоннажных - на 17,5%, в том числе погрузка за март, по отношению к январю, возросла на 34,5%, а крупнотоннажных - на 24%.
Оборот контейнера ускорен на 1,3 суток, а крупнотоннажных - на 1,9 суток.
4.7. Содержание рабочего парка по всем его элементам находилось в соответствии с утверждёнными нормативами.
4.8. Передача вагонов по стыковым пунктам превысила норматив на 0,5%.
4.9. В связи с реструктуризацией парка грузовых вагонов в сторону увеличения количества собственных вагонов осложнилось взаимодействие железнодорожных администраций по оказанию "вагонной помощи" для отгрузки предъявляемых грузов.
4.10. Оборот общего грузового вагона составил 12,88 суток и ускорен к нормативу на 0,14 суток, в том числе у полувагонов на 0,29 суток, но замедлен у цистерн на 0,39 суток.
4.11. Улучшено выполнение графика движения пассажирских поездов по проследованию межгосударственных стыковых пунктов.
5. Наряду с определенными успехами в рассматриваемом периоде имеют место негативные моменты в организации эксплуатационной работы на международном уровне, выполнении обязательств перед пользователями услуг железных дорог, а также действующих нормативных документов, регламентирующих совместное использование грузовых вагонов и контейнеров.
5.1. Не принято необходимых мер по повышению ритмичности погрузки грузов в течение месяца и, особенно, по дорогам назначения.
5.2. Не достигнуто сокращения количества отцепок вагонов от поездов на межгосударственных стыковых пунктах по техническому состоянию подвижного состава.
5.3. Не обеспечено повышение внутрисуточной ритмичности поездной работы. В результате передача поездов в первую половину суток не превышала 30-35% от суточных размеров движения, что негативно отразилось на использовании локомотивов и условиях работы локомотивных бригад.
5.4. Допускались случаи нарушения правил использования вагонов "чужой" принадлежности в период действия режимов срочного возврата, а также погрузки грузов в специализированные вагоны с нарушением их специализации.
5.5. Из-за недостатков в оперативном планировании поездной работы и должного взаимодействия оперативных работников смежных железных дорог допускались случаи необеспечения своевременного приема грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам и, особенно, по пунктам Ходжадавлет, Килиф, Каракалпакия, Тахиаташ, Тобол, Аксарайская, Илецк.
6. Рекомендовать железнодорожным администрациям:
6.1. Проанализировать отмеченные негативные моменты в организации эксплуатационной работы и принять меры по их устранению, обратив при этом особое внимание на:
6.1.1 повышение уровня взаимодействия и степени ответственности при оперативном планировании поездной работы, обеспечение своевременного приема грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам в соответствии с техническим планом и исключение случаев временного отставления поездов от движения на соседних железнодорожных администрациях;
6.1.2 строгое соблюдение действующих Правил и Положений по использованию грузовых вагонов различной формы собственности при международных перевозках.
6.2. Продолжить работу по устранению причин, вызывающих нарушения графика движения пассажирских поездов.
6.3. Обеспечить полноту передачи в ИВЦ ЖА информации об арендованных вагонах, согласованных для курсирования в международном сообщении.
6.4. При составлении натурного листа грузового поезда ф.ДУ-1:
по вагонам, по которым в АБД ПВ отсутствует признак "требует уточнения", заносить данные из АБД ПВ;
для остальных вагонов технические параметры заносить в соответствии с существующей технологией.
Дирекции Совета организовать в 2010 году разработку технологии расчета массы и длины грузового поезда с последующим рассмотрением и согласованием на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций.
6.5. Ускорить передачу в АБД ПВ выверенной информации о вагоне в объеме технического паспорта ф.ВУ-4М.
7. Приостановить производство начисления и оплаты платежей за режим срочного возврата и за погрузку специализированных вагонов с нарушением их специализации в пользу железнодорожных администраций Армении и Туркменистана с отчетного июля 2010 года до передачи в ИВЦ ЖА сообщений 8900/8901 "О погрузке/выгрузке вагонов" в полном объеме.
ИВЦ ЖА и ГВЦ ОАО "РЖД" до 1 июля 2010 года обеспечить корректировку программного обеспечения Автоматизированной системы учета погрузки специализированных вагонов с нарушением их специализации, с учетом принятого решения.
8. Железнодорожным администрациям Азербайджана, Армении и Туркменистана принять меры по выполнению решений заседаний Совета о передаче в ИВЦ ЖА сообщений 8900/8901 "О погрузке/выгрузке вагонов" в полном объеме.
9. Учитывая возросшие потребности в перевозках грузов назначением в "третьи" страны через Центральную Азию, железнодорожным администрациям Узбекистана и Туркменистана активизировать работу по реализации мер, обеспечивающих увеличение пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры направления Сарыагач - Галаба и Сарыагач - Сарахс, в том числе технические мощности станции Сарахс по перестановке вагонов на колею 1435 мм.
10. Принять за основу проект Инструкции по учету перехода грузовых поездов, вагонов грузового парка и контейнеров по межгосударственным стыковым пунктам (Приложение N 2*).