Действующий

О работе по обобщению практики проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и подготовке предложений по изменению и дополнению отдельных положений законодательства ...

Приложение
к постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 31 августа 2004 года N 115/868-4


О практике проведения федеральных выборов, выборов в органы
государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах
и предложениях по изменению и дополнению отдельных положений
законодательства Российской Федерации
о выборах и референдумах



Применение новейшего законодательства о выборах и референдумах в ходе избирательных кампаний, проводимых в 2003-2004 годах, подтвердило в целом его соответствие уровню существующих в обществе отношений. Оправдали себя устанавливающие статус политических партий и стимулирующие развитие партийной системы новеллы законодательства - переход на частичное формирование на пропорциональной основе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, преференции, установленные для парламентских политических партий и избирательных блоков. Подтвердила свою работоспособность и эффективность созданная на основе требований законодательства система избирательных комиссий. Унификация в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основных правил и процедур на выборах и референдумах любого уровня обеспечила, в основном, профессиональный подход к организации избирательных кампаний со стороны членов избирательных комиссий, а также политических партий, кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, способствовало выработке единообразного подхода к разрешению избирательных споров. Законодателями субъектов Российской Федерации проведена масштабная работа по приведению регионального законодательства о выборах и референдумах в соответствие с федеральными законами. С принятием Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" в 2004 году завершена программа развития и совершенствования законодательства о выборах и референдумах, намеченная в соответствующем докладе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и представленная Президенту Российской Федерации в 2000 году. Существующее законодательство позволяет обеспечить реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации.

Анализ поступающих в ЦИК России предложений по совершенствованию законодательства о выборах и референдумах позволяет сделать вывод о том, что оно в настоящее время не требует концептуальных изменений в части общих требований к организации и проведению выборов и референдумов в Российской Федерации. Решение многих вопросов лежит в области совершенствования правоприменительной практики. Кроме того, не могут быть поддержаны предложения, снижающие уровень гарантий избирательных прав граждан. В связи с этим, например, не подлежат пересмотру нормы, устанавливающие принципы избирательного права, в том числе принцип равного избирательного права, обеспеченный положениями, предусматривающими примерное равенство избирательных округов при проведении выборов в представительные органы. Нельзя отказываться от таких институтов, как защита избирательного бюллетеня, осуществление государственной поддержки политических партий и кандидатов (бесплатные эфирное время и печатная площадь на выборах и референдумах, выделение политическим партиям, добившимся определенного результата на выборах, средств из федерального бюджета). Должны отвергаться предложения о восстановлении избирательных процедур, которые негативно зарекомендовали себя на практике, например, досрочного голосования на выборах в органы государственной власти.

Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время избирательное законодательство нуждается в некоторой корректировке.

Так, практика применения федерального законодательства о выборах выявила некоторые проблемы реализации избирательных прав граждан, обусловленные имеющимися в действующем законодательстве о выборах и референдумах пробелами и юридико-техническим несовершенством его отдельных положений. Необходимо обеспечить унификацию норм, регулирующих сходные правоотношения, в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и федеральных законах "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации".

Кроме того, в числе факторов, диктующих необходимость совершенствования избирательного законодательства, - динамичное развитие иных отраслей законодательства, обусловленное проводящейся в Российской Федерации реформой местного самоуправления, административной реформой, а также развитие общественных отношений в сфере функционирования партийно-политической системы.

Требуют реализации правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в сфере избирательного права, которые были отражены в его решениях в 2002-2004 годах.

В связи с этим необходимо провести работу по совершенствованию федерального законодательства о выборах и референдумах, уточнению и развитию некоторых положений иных отраслей законодательства, а также совершенствованию правоприменительной практики, основу которых могут составить положения настоящей записки.