7.1. Контроль за финансированием избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, блоков, за источниками финансирования этих кампаний является одним из важнейших компонентов обеспечения законности проведения выборов. Это направление следует расценивать как приоритетное в контрольной деятельности избирательных комиссий.
В связи с этим представляется важным устранение выявленных в ходе прошедших выборов пробелов законодательства, совершенствование его норм.
Так, анализ закрепленного в пункте 6 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" перечня субъектов, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, показывает следующее.
Этот перечень, с одной стороны, допускает возможность несколько несоразмерного ограничения прав определенных юридических лиц, с другой - возможность создания скрытых схем государственного (муниципального) финансирования кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Например, в соответствии с подпунктом "к" указанного пункта, запрещающим вносить пожертвования организациям, учрежденным государственными или муниципальными органами, можно лишить соответствующего права акционерные общества, учрежденные в период до 1992 года в порядке приватизации комитетами по государственному управлению имуществом. С другой стороны, в указанной норме отсутствует запрет осуществлять пожертвования некоммерческим организациям (фондам и др.), созданным за счет средств организаций, не имеющих право вносить пожертвования в избирательные фонды. В связи с изложенным необходимо соответствующим образом скорректировать указанный перечень.
Следует также отметить, что нужно скоррелировать нормы избирательного законодательства и нормы Федерального закона "О политических партиях", устанавливающие перечень организаций и лиц, которые не могут финансировать политические партии.
Кроме того, необходимо установить специальный правовой режим использования в ходе избирательной кампании имущества, принадлежащего политическим партиям. Очевидно, что использование такого имущества не должно оплачиваться из избирательных фондов соответствующих политических партий.
7.2. Согласно пункту 2 статьи 71 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", положениям некоторых иных законов о выборах политическая партия, избирательный блок, не набравшие определенного количества голосов избирателей, обязаны в полном объеме возместить государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий стоимость предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади. Практика показала, что вопросы, связанные с определением содержания понятия "задолженность" и процедурой ее возмещения требуют более детального регулирования. В частности, в законодательстве следует более четко разграничить предметы законодательного и договорного регулирования отношений по предоставлению бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, а также предусмотреть, что после официального опубликования результатов выборов и до возмещения стоимости эфирного времени печатной площади указанным выше партиям бесплатные эфирное время и печатная площадь на выборах соответствующего уровня не предоставляются.
7.3. В соответствии с пунктом 9 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
Практика показала, что в период федеральных избирательных кампаний 2003-2004 годов рядом кандидатов на должность Президента Российской Федерации (О.А.Малышкин, С.Ю.Глазьев, И.П.Рыбкин) и политических партий, избирательных блоков ("ВЕЛИКАЯ РОССИЯ - Евразийский Союз", "За Русь Святую", "НАРОДНАЯ ПАРТИЯ Российской Федерации", "Аграрная партия Российской Федерации") положения данного пункта были нарушены, в частности, к итоговым финансовым отчетам не были представлены первичные финансовые документы, подтверждающие расходование средств избирательных фондов на общую сумму более 9 млн. рублей.
В этой связи представляются обоснованными предложения, изложенные в отчетах ЦИК России палатам Федерального Собрания Российской Федерации по итогам федеральных избирательных кампаний и касающиеся:
определения нормативным актом ЦИК России перечня первичных финансовых документов, представляемых кандидатом, политической партией, избирательным блоком с итоговым финансовым отчетом и подтверждающих поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, политической партии, избирательного блока;
установления законом обязанности для кандидатов, политических партий, избирательных блоков возмещать средства избирательного фонда, расходование которых не подтверждено первичными финансовыми документами, прилагаемыми к итоговому финансовому отчету. Указанные средства, возмещаемые после закрытия специального избирательного счета, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.
7.4. Одним из оснований для отказа в регистрации кандидата является несоздание избирательного фонда. С учетом негативной практики применения этого положения некоторыми избирательными комиссиями его следует уточнить, пояснив, что в данном случае факт создания избирательного фонда кандидата подтверждает открытие специального избирательного счета, а отсутствие денежных средств на специальном избирательном счете кандидата само по себе не влечет отказа в регистрации по указанному основанию.