Действующий

О работе по обобщению практики проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и подготовке предложений по изменению и дополнению отдельных положений законодательства ...

8. Избирательный бюллетень. Установление итогов голосования
и результатов выборов

8.1. Применение норм, регламентирующих порядок изготовления, форму и содержание избирательного бюллетеня, показало возможность дальнейшего совершенствования регулирования отдельных вопросов в данной сфере.

Согласно пункту 11 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядок передачи избирательных бюллетеней от изготовившей их полиграфической организации избирательной комиссии, разместившей заказ на изготовление, предполагает проведение выбраковки в момент передачи бюллетеней. Однако при получении значительных тиражей бюллетеней проведение выбраковки невозможно осуществить качественно и в полном объеме. Реально проведение этой процедуры осуществимо только при передаче избирательных бюллетеней от территориальных в участковые избирательные комиссии, когда идет поштучный пересчет каждого избирательного бюллетеня и выявляется типографский брак.

Кроме того, следует сократить сроки передачи основного тиража бюллетеней территориальным (окружным), а также, возможно, и участковым избирательным комиссиям, установив специальные сроки для передачи бюллетеней для досрочного голосования (на те участки, где оно проводится), а также для проведения повторного голосования.

Процедура исключения кандидата из избирательного бюллетеня предусматривает вычеркивание сведений о любом выбывшем кандидате. Вместе с тем, как показала практика, у избирателей возникают сомнения в подлинности избирательных бюллетеней, в тексте которых произведено вычеркивание. Поскольку, как правило, конфликтные ситуации, ошибки возникали в связи с вычеркиванием фамилий кандидатов из избирательных бюллетеней при выборах по пропорциональной системе, предлагается увеличить срок, в течение которого политические партии, избирательные блоки не вправе отзывать кандидатов из зарегистрированных списков кандидатов.

Весьма актуальным остается вопрос об изготовлении избирательных бюллетеней с соблюдением требований о его защите. Значительное увеличение расходов на изготовление защищенных бюллетеней связано с тем, что такую полиграфическую продукцию изготавливают в Российской Федерации лишь несколько предприятий, что влечет высокие транспортные расходы. Вместе с тем отказ от защиты избирательных бюллетеней от подделок был бы снижением уровня гарантий избирательных прав граждан. Поэтому предлагается рассмотреть возможность перехода на защиту избирательных бюллетеней с применением специальных защищенных от подделок марок. Учет и хранение таких марок осуществлять значительно проще, а транспортировка - дешевле даже при их централизованном изготовлении.

В качестве альтернативного варианта следует рассматривать возможность законодательного закрепления такой формы, как электронное голосование.

8.2. Актуальной проблемой остается вопрос минимизации нарушений законодательства при установлении итогов голосования в участковых и территориальных комиссиях. Требует реагирования получившая широкое распространение практика составления повторных протоколов участковых комиссий, а также повторного ввода протоколов участковых комиссий об итогах голосования в ГАС "Выборы".

Следует добиваться неукоснительного соблюдения закрепленной в законе процедуры составления повторного протокола об итогах голосования. Протоколы, составленные с нарушением процедуры, должны признаваться недействительными, а лица, допустившие эти нарушения, - нести установленную законом ответственность.

Кроме того, следует уточнить процедуру повторного ввода протоколов участковых комиссий об итогах голосования в ГАС "Выборы", предусмотрев, что такой ввод возможен только по мотивированному решению территориальной комиссии, в том числе в случае, если повторный ввод обусловлен составлением участковой комиссией повторного протокола об итогах голосования. Кроме того, следует предусмотреть ответственность (административную, а возможно и уголовную) лиц, вводящих недостоверные данные в ГАС "Выборы".

Следует более четко урегулировать ситуацию, когда после установления итогов голосования, определения результатов выборов выявляются обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования, результатах выборов, фактическим данным, но не влекущие признания итогов голосования, результатов выборов недействительными. В связи с этим полагаем необходимым дополнить пункт 1 статьи 77 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" положениями, в которых бы детально закреплялся порядок внесения изменений в указанные протоколы (в том числе установить, кто и в каких случаях вправе обращаться в суд с соответствующим заявлением).

8.3. При проведении федеральных выборов подлежит официальному опубликованию значительное число данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий. При этом опубликование итогов голосования и результатов выборов требует значительно большего объема печатной площади, чем выделяемая квота печатной площади, бесплатно предоставляемой избирательным комиссиям для информирования избирателей.

Предлагается предусмотреть возможность опубликования данных, содержащихся в протоколах территориальных избирательных комиссий (сводной таблице избирательной комиссии субъекта Российской Федерации), а также в протоколах участковых избирательных комиссий (сводных таблицах территориальных комиссий) в специальных изданиях, которые затем должны быть переданы в общедоступное пользование.

8.4. Оптимизации правоприменительной деятельности послужит дополнение Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" специальной статьей о порядке исчисления сроков в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах по аналогии с тем, как это сделано в статье 91 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации". Это позволит избежать многочисленных вопросов, связанных с использованием в избирательном законодательстве конструкций "со дня", "не позднее чем за", "не ранее чем за", "не позднее чем через" при определении даты конкретного избирательного действия в период избирательных и референдумных кампаний.