Действующий

О работе по обобщению практики проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и подготовке предложений по изменению и дополнению отдельных положений законодательства ...

5. Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов.
Правовое регулирование института избирательного залога

5.1. Практика показала, что значительное число жалоб, обращений о нарушениях законодательства поступают в избирательные комиссии, суды в связи с проведением сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов.

Вместе с тем это не может служить основанием для отказа от института сбора подписей. Необходимо подчеркнуть, что на настоящий момент помимо сбора подписей существует два заменяющих его основания для регистрации - избирательный залог и выдвижение политической партией, избирательным блоком, допущенными к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Однако даже при наличии этих оснований исключение возможности сбора подписей явилось бы по сути своеобразным имущественным цензом для независимых кандидатов, а также кандидатов, выдвинутых партиями, не представленными в федеральном парламенте.

В связи с этим предлагается включить в законодательство ряд положений, направленных на обеспечение реального (а не фиктивного) сбора подписей. Так, представляется целесообразным уменьшение количества подписей, которые можно представить в комиссию сверх числа подписей, необходимого для регистрации, а также уменьшение допустимого процента недостоверных и недействительных подписей с 25 до 5 процентов. Также полагаем, что следует в целях облегчения проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, включить в число представляемых в избирательную комиссию документов список сборщиков подписей с их собственными подписями, при этом можно было бы предусмотреть требование о нотариальном заверении этих подписей и данных о сборщиках подписей.

5.2. Необходимо внести некоторые уточнения в регулирование института избирательного залога. В частности, следует более четко определить правовой статус избирательного залога, а именно предусмотреть недопустимость обращения на него взысканий, дать четкий перечень оснований его возврата и невозврата кандидату, политической партии, избирательному блоку, в том числе в случае проведения повторного голосования. Необходимо восполнить пробел в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусмотрев возврат избирательного залога кандидату в случае снятия им своей кандидатуры по вынуждающим обстоятельствам.

Нужно более четко определить соотношение таких оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов, как подписи избирателей и избирательный залог, установив, что представление в комиссию подписей избирателей может сопровождаться внесением избирательного залога (последний в этом случае играет "страховочную" роль: в случае, если собранные подписи по каким-либо причинам не могут являться юридическим основанием для регистрации ("выбраковываются"), в качестве основания для регистрации рассматривается избирательный залог). Полагаем необходимым при этом учесть негативную практику, когда из-за ошибок комиссий, зарегистрировавших кандидата на основании сбора подписей, суд признавал регистрацию неправомерной, а избирательный залог уже не мог учитываться, так как был возвращен кандидату.

5.3. Следует более подробно обозначить пределы компетенции избирательных комиссий при проверке соблюдения политическими партиями, избирательными блоками требований Федерального закона "О политических партиях" в ходе выдвижения кандидатов, списков кандидатов, указав, что в полномочия комиссии входит проверка соблюдения политической партией только тех требований устава политической партии, в которых напрямую реализуются положения этого Федерального закона (выдвижение кандидатов на съезде (конференции) политической партии (ее регионального отделения), тайным голосованием и т.п.

5.4. В соответствии с избирательным законодательством кандидат при выдвижении представляет в комиссию сведения биографического характера, которые в определенном объеме затем доводятся до сведения избирателей. Такая норма способствует более полному информированию избирателей. Вместе с тем, как показывает судебная практика, достаточным основанием для отказа в регистрации или отмены регистрации кандидата может служить, и это вытекает из положений закона, недостоверность, неточность любых представленных кандидатом сведений биографического характера, например, неупоминание в представленных документах сведений о присвоенных званиях, получении дополнительного образования, неточность в наименовании места работы, занимаемой должности, места учебы. В связи с этим следует обсудить поступающие предложения об исключении нормы, предусматривающей возможность отказа кандидату в регистрации или отмены его регистрации за представление недостоверных сведений биографического характера (предусмотрев доведение факта представления недостоверных сведений, а также достоверной информации до сведения избирателей), оставив в качестве основания для снятия кандидата с регистрации только сокрытие сведений о неснятой, непогашенной судимости, гражданстве иностранного государства.

Предлагается также предусмотреть в избирательном законодательстве обязанность кандидатов указывать сведения о снятой или погашенной судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления (при ее наличии). Следует обсудить это предложение, приняв во внимание положение статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которому погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

5.5. Важным представляется вопрос о недопустимости использования преимуществ должностного положения при выдвижении, сборе подписей и в дальнейшем в ходе избирательной кампании лицами, занимающими руководящие должности в негосударственных (коммерческих, а также неполитических некоммерческих) организациях. В частности, если это осуществляется руководителем организации в форме привлечения к организации избирательной кампании в рабочее время работников, находящихся у него в подчинении, фактически осуществляется косвенное дополнительное финансирование избирательной кампании. Кроме того, представляется, что в данном случае нарушаются конституционные права граждан, которых обязывают заниматься тем, что не предусмотрено их трудовым договором.

5.6. Пункт 27 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", содержащий положение о праве кандидата снять свою кандидатуру не позднее чем за три дня до дня голосования, должен быть приведен в соответствие с правовой позицией, высказанной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года N 10-П, в котором указано, что снять свою кандидатуру по вынуждающим обстоятельствам кандидат вправе и менее чем за три дня до дня голосования. В связи с этим в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также может быть закреплен перечень таких вынуждающих обстоятельств.

5.7. В целях борьбы с "грязными" избирательными технологиями, в том числе применяемыми при выдвижении кандидатов, полагаем необходимым развивать такой правовой институт, как запрет злоупотребления правом в избирательном процессе. На наш взгляд, законодательное закрепление принципа недопустимости злоупотребления избирательными правами, а также иными правами участниками избирательной кампании позволит во многих случаях устранить нарушения прав граждан, например, послужит эффективным механизмом противодействия технологии, использующей кандидатов-"двойников", регистрацию которых можно будет отменять по судебному решению.