Действующий

О работе по обобщению практики проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и подготовке предложений по изменению и дополнению отдельных положений законодательства ...

3. Гласность при проведении выборов. Статус и гарантии
прав наблюдателей


Полномочия наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, в действующем законодательстве регламентированы достаточно подробно. Вместе с тем прошедшие избирательные кампании выявили необходимость внесения ряда изменений в нормы, регулирующие статус указанных лиц.

Представляется целесообразным делегировать право направлять наблюдателей всем общественным объединениям, действующим на территории проведения выборов, а не только общественным объединениям, зарегистрированным на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Так, местное (районное) общественное объединение должно иметь право направить наблюдателей в любую участковую избирательную комиссию, расположенную в соответствующем районе, региональное - в любую комиссию на территории соответствующего субъекта и так далее, независимо от уровня проводимых выборов.

Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что наблюдатель либо получает заверенную копию протокола избирательной комиссии, либо самостоятельно изготавливает ее с последующим заверением избирательной комиссией. Однако при заверении изготовленной наблюдателем копии протокола существует вероятность случайного или специального искажения данных протокола и при отсутствии должного внимания со стороны руководителя избирательной комиссии, заверяющего копию, что может привести к появлению оснований для обжалования как итогов голосования, так и результатов выборов. Указанная проблема вызвала на практике многочисленные жалобы в избирательные комиссии и суды.

В этой связи представляется целесообразным предусмотреть, что выдается копия протокола, изготовленная только комиссией, а также установить ответственность за выдачу копий протокола с нарушением закона.

Пунктом 14 статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, общественными объединениями. В то же время указанная формулировка не исключает ситуации, при которой участковая комиссия будет обеспечивать указанное право только члену комиссии с правом совещательного голоса, назначенному политической партией, и наблюдателю, назначенному кандидатом, выдвинутым той же политической партией. Необходимо внести в законодательство соответствующее уточнение, которое бы исключило такую возможность.

В качестве дополнительной гарантии открытости и гласности избирательного процесса в целом и процедуры подсчета голосов предлагается предоставить право на фото- и видеосъемку процесса подсчета голосов и составления протокола об итогах голосования наблюдателям, членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса и иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".